Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛА́У

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 101

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов

ПАЛА́У (бе­лау, па­лау­ан­цы), мик­ро­не­зий­ский на­род, ко­рен­ное на­се­ле­ние Рес­пуб­ли­ки Па­лау. Чис­лен­ность 17 тыс. чел. (2012, оцен­ка). Жи­вут так­же на Ма­ри­ан­ских о-вах (4 тыс. чел., из них 2,5 тыс. чел. – на Гуа­ме) и в США (2,6 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись). Го­во­рят на яз. па­лау; рас­про­стра­нён так­же англ. яз. Ве­рую­щие – ка­то­ли­ки, про­тес­тан­ты и по­сле­до­ва­те­ли ней­ти­ви­ст­ской ре­ли­гии мо­декн­гей.

Камень с личиной бога – покровителя деревни.

Ост­ро­ва Па­лау бы­ли за­се­ле­ны вы­ход­ца­ми из ост­ров­ной Юго-Вост. Азии око­ло сер. 2-го тыс. до н. э. В эт­но­ге­не­зе П. при­ни­ма­ли уча­стие так­же ме­ла­не­зий­цы. Осн. тра­диц. за­ня­тия – ры­бо­лов­ст­во и зем­ле­де­лие (та­ро, цир­тос­пер­ма, ко­ко­со­вая паль­ма, ба­на­ны, хлеб­ное де­ре­во); ха­рак­тер­но тер­ра­си­ро­ва­ние хол­мов. В до­ис­то­рич. эпо­ху раз­во­ди­ли сви­ней, за­тем вы­мер­ших. За­ни­ма­лись гон­чар­ст­вом, резь­бой по де­ре­ву и кам­ню (де­кор фрон­то­нов и ба­лок до­мов со­б­ра­ний сце­на­ми из пре­да­ний и ми­фов; кам­ни выс. до 2,5 м с ли­чи­на­ми бо­жеств). Встре­ча­лись двух­этаж­ные по­строй­ки. Рас­про­стра­не­ны та­туи­ров­ка (осо­бен­но у жен­щин), же­ва­ние бе­те­ля, чер­не­ние зу­бов, пер­фо­ри­ро­ва­ние но­со­вой пе­ре­го­род­ки; прак­ти­ко­ва­лась охо­та за го­ло­ва­ми. Знать но­си­ла брас­ле­ты из по­звон­ка дю­го­ня. Ору­жие – лук со стре­ла­ми, стре­ло­ме­тат. труб­ка, ко­пьё с копье­ме­тал­кой, де­рев. меч, кин­жа­лы. Бы­ло раз­ви­то су­до­строе­ние. В ка­че­ст­ве де­нег ис­поль­зо­ва­лись бу­си­ны и фраг­мен­ты брас­ле­тов юго-вост.-ази­ат. про­ис­хо­ж­де­ния из раз­но­цвет­но­го стек­ла и фар­фо­ра, ре­же – из по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней.

По­се­ле­ния рас­по­ло­же­ны в осн. в при­бреж­ной зо­не, до нач. 19 в. бы­ло мно­го де­ре­вень и во внутр. рай­онах. Де­ли­лись на мат­ри­ли­ней­ные ран­жи­ро­ван­ные кла­ны, суб­кла­ны и ли­нид­жи; в со­от­вет­ст­вии с по­ло­же­ни­ем кла­на об­ще­ст­во де­ли­лось на 4 со­ци­аль­ных уров­ня: ме­те­ет, бу­кул а блай, олу­ес блу, эбу­ул. Ха­рак­тер­но вы­со­кое по­ло­же­ние жен­щин. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­расту и от­но­сит. по­лу.

Де­рев­ню на­се­ля­ло 7 или 10 кла­нов. Че­ты­ре са­мых вы­со­ко­ран­жи­ро­ван­ных кла­на (кло­ал са­ос – «че­ты­ре стол­ба») счи­та­лись «пер­во­на­чаль­ны­ми». Во­ж­ди (ру­бак) всех кла­нов за­се­да­ли в со­ве­те (кло­бак). Мес­та в до­ме со­б­ра­ний (бай эл пе­лу) бы­ли раз­де­ле­ны на две по­ло­ви­ны: пе­ред­няя по­ло­ви­на (нге­лонг) обыч­но пред­на­зна­ча­лась для во­ж­дей из кла­нов не­чёт­ных ран­гов, зад­няя (ре­бай) – чёт­ных. Су­ще­ст­во­ва­ли муж­ские (кхел­де­бек­хел эл сек­хал) и жен­ские (кхел­де­бек­хел эл ре­дил) клу­бы, имев­шие воз­рас­т­ную струк­ту­ру и ду­аль­ную ор­га­ни­за­цию. Клу­бы со­би­ра­лись в клуб­ных до­мах (бай эра кхел­де­бек­хел). Де­рев­ни объ­е­ди­ня­лись в 14 ок­ру­гов, со­став­ляв­ших две кон­фе­де­ра­ции (би­тал эй­ян­гед ма би­тал эй­ян­гед): Баб эл Да­об («Верх­ние мо­ря») во гла­ве с ок­ру­гом Ме­ле­кеок – в сев.-вост. час­ти ост­ро­вов Па­лау и Йоу эл Да­об («Ниж­ние мо­ря») – во гла­ве с окр. Ко­рор в юго-зап. час­ти. Ме­ж­ду кон­фе­де­ра­ция­ми и ок­ру­га­ми ве­лись час­тые вой­ны.

Тра­диц. ре­ли­гия – ве­ра в бо­гов (кхе­лид), по­лу­бо­гов или бо­гов-вест­ни­ков (рук­хел), ду­хов пред­ков (бла­дек). Гл. роль в ре­лиг. прак­ти­ках иг­ра­ли ме­диу­мы (ко­ронг). Ха­рак­тер­ны ми­фы о до­ста­ва­нии зем­ли со дна мо­ря де­ми­ур­гом Тме­ло­го­дом, о бо­ги­не-ма­те­ри Лат­ми­ка­ик, о жен­ских бо­жест­вах Кху­аб и Ми­лад и др.

Лит.: Force R. Leadership and cultural Change in Palau. Chi., 1960; Hidikata H. Palauan kinship. Agana; Guam, 1973; Smith DeVerne Reed. Palauan social structure. New Bruns­wick, 1983; Rechuodel: traditional culture and lifeways long ago in Palau. S. F., 1997.

Вернуться к началу