НИА́СЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИА́СЦЫ (ниасы; индонез. «оранг-ниас»; самоназвание ниха – люди), индонез. народ, коренное население о. Ниас и о-вов Бату (Индонезия, пров. Сев. Суматра). Численность ок. 700 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на ниасском яз. северной группы малайско-яванских языков. Письменность на основе лат. графики. В осн. протестанты, есть католики (на юге и в центре) и мусульмане-сунниты (на сев. и вост. побережье).
Остров Ниас заселён с палеолита (пещера Тоги-Ндрава, 12 тыс. лет назад). По генетич. составу Н. занимают изолиров. положение среди австронезийцев. В физич. типе прослеживаются черты веддоидной расы. Первые упоминания – в описаниях араб. путешественников 9 в. Европейские (англ. и голл.) торговые компании обосновались на о. Ниас с кон. 17 в. До нач. 20 в. была развита работорговля. В 19 в. на острове действовали нем. миссионеры. Во время 2-й мировой войны Ниас был оккупирован японцами, в 1945 вошёл в состав Индонезии.
Традиц. культура типична для ручных земледельцев Индонезии (см. в ст. Индонезийцы). Подсечно-огневым способом на ладангах (сабес) выращивают в осн. кукурузу, на заливных савахах (ладжа) – рис; возделывают также ямс, маниок, сладкий картофель, кофейное дерево, каучуконосы. Держат свиней (осн. мерило богатства) и собак, занимаются охотой. Развиты обработка железа, гончарство, резьба по дереву и камню, плетение и ткачество. Традиц. поселение линейной или П-образной планировки; окружено каменными стенами, в центре стоит большой дом вождя (омо-себуа), перед ним – резной каменный трон, на площади – поминальные мегалитич. памятники. Жилище свайное, круглое (на севере), овальное (на востоке и западе) или прямоугольное (в центре и на юге) в плане, с высокой вогнутой крышей; местами перед входом пристраивается галерея на столбах. Предназначено для большой семьи; в центр. помещении, напротив входа, находится очаг и алтарь предков, сзади располагаются спальни для малых семей. Омо-себуа украшается богатой резьбой. Традиц. одежда – набедренная повязка, у мужчин – с концами, свисающими спереди до колен, у женщин – в виде короткой юбки. Праздничный костюм – общеиндонезийского типа. Золотые украшения могли носить только вожди и члены их семей.
В кон. 19 в. делились на 38 враждующих между собой территориальных групп, возглавляемых наследств. вождями. Вожди владели рабами (из военнопленных). Была распространена охота за головами. Делятся на патрилинейные роды (мадо) и патрилиниджи (самбуа мотуа). Предпочтительный брак с дочерью брата матери и запрет на брак с дочерью сестры отца приводили к кольцевому обмену жёнами между родами и делению родов на «подателей жён» (ситохона) и «принимающих жён» (сорой тоу). Деревня управлялась выборным вождём. Вожди устраивали общинные пиры типа потлача (оваса). На юге Ниаса выделялись сословия знати (сиулу) и простолюдинов (сато). Сиулу в осн. эндогамны. Брак патрилокальный, практиковались брачный выкуп (его получали также вождь и вся община), колыбельный сговор, кросскузенный брак, текнонимия. Система терминов родства бифуркативного типа для матрилатеральных и генерац. типа – для патрилатеральных категорий родственников. Сиблинги обозначаются общим термином. На могилах общинников ставили менгиры (для мужчин – стоящие, для женщин – лежащие), вождей – дольмены с вершиной в виде лодки (оса-оса). Известны мифы о создании мира, о родоначальнике Н. Ловаланги и его антиподе – хозяине подземного мира змее Латура Дано, о предках Н. – трёх братьях Моло, Зину и Лалу. С сер. 19 в. распространяется школьное образование, появляется интеллигенция.