Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИА́СЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 567-568

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель

НИА́СЦЫ (ниа­сы; ин­до­нез. «оранг-ни­ас»; са­мо­на­зва­ние ни­ха – лю­ди), ин­до­нез. на­род, ко­рен­ное на­се­ле­ние о. Ни­ас и о-вов Ба­ту (Ин­до­не­зия, пров. Сев. Су­мат­ра). Чис­лен­ность ок. 700 тыс. чел. (2010, оцен­ка). Го­во­рят на ни­ас­ском яз. се­ве­р­ной груп­пы ма­лай­ско-яван­ских язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. В осн. про­тес­тан­ты, есть ка­то­ли­ки (на юге и в цен­тре) и му­суль­ма­не-сун­ни­ты (на сев. и вост. по­бе­ре­жье).

Остров Ни­ас за­се­лён с па­лео­ли­та (пе­ще­ра То­ги-Ндра­ва, 12 тыс. лет на­зад). По ге­не­тич. со­ста­ву Н. за­ни­ма­ют изо­ли­ров. по­ло­же­ние сре­ди ав­ст­ро­не­зий­цев. В фи­зич. ти­пе про­сле­жи­ва­ют­ся чер­ты вед­до­ид­ной ра­сы. Пер­вые упо­ми­на­ния – в опи­са­ни­ях араб. пу­те­ше­ст­вен­ни­ков 9 в. Ев­ро­пей­ские (англ. и голл.) тор­го­вые компа­нии об­ос­но­ва­лись на о. Ни­ас с кон. 17 в. До нач. 20 в. бы­ла раз­ви­та ра­бо­тор­гов­ля. В 19 в. на остро­ве дей­ст­во­ва­ли нем. мис­сио­не­ры. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны Ни­ас был ок­ку­пи­ро­ван япон­ца­ми, в 1945 во­шёл в со­став Ин­до­не­зии.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для руч­ных зем­ле­дель­цев Ин­до­не­зии (см. в ст. Ин­до­незий­цы). Под­сеч­но-ог­не­вым спо­со­бом на ла­дан­гах (са­бес) вы­ра­щи­ва­ют в осн. ку­ку­ру­зу, на за­лив­ных са­ва­хах (лад­жа) – рис; воз­де­лы­ва­ют так­же ямс, ма­ни­ок, слад­кий кар­то­фель, ко­фей­ное де­ре­во, кау­чу­ко­но­сы. Дер­жат сви­ней (осн. ме­ри­ло бо­гат­ст­ва) и со­бак, за­ни­ма­ют­ся охо­той. Раз­ви­ты об­ра­бот­ка же­ле­за, гон­чар­ст­во, резь­ба по де­ре­ву и кам­ню, пле­те­ние и тка­че­ст­во. Тра­диц. по­се­ле­ние ли­ней­ной или П-об­раз­ной пла­ни­ров­ки; ок­ру­же­но ка­мен­ны­ми сте­на­ми, в цен­тре сто­ит боль­шой дом во­ж­дя (омо-се­буа), пе­ред ним – рез­ной ка­мен­ный трон, на пло­ща­ди – по­ми­наль­ные ме­га­ли­тич. па­мят­ни­ки. Жи­ли­ще свай­ное, круг­лое (на се­ве­ре), оваль­ное (на вос­то­ке и за­па­де) или пря­мо­уголь­ное (в цен­тре и на юге) в пла­не, с вы­со­кой во­гну­той кры­шей; мес­та­ми пе­ред вхо­дом при­страи­ва­ет­ся га­ле­рея на стол­бах. Пред­на­зна­че­но для боль­шой се­мьи; в центр. по­ме­ще­нии, на­про­тив входа, на­хо­дит­ся очаг и ал­тарь пред­ков, сза­ди рас­по­ла­га­ют­ся спаль­ни для ма­лых се­мей. Омо-се­буа ук­ра­ша­ет­ся бо­га­той резь­бой. Тра­диц. оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка, у муж­чин – с кон­ца­ми, сви­саю­щи­ми спе­ре­ди до ко­лен, у жен­щин – в ви­де ко­рот­кой юб­ки. Празд­нич­ный кос­тюм – об­ще­ин­до­не­зий­ско­го ти­па. Зо­ло­тые ук­ра­ше­ния мог­ли но­сить толь­ко во­ж­ди и чле­ны их се­мей.

Вождь с южного Ниаса. Фото 1918. Национальный этнографический музей (Лейден).

В кон. 19 в. де­ли­лись на 38 вра­ж­дующих ме­ж­ду со­бой тер­ри­то­ри­аль­ных групп, воз­глав­ляе­мых на­следств. во­ж­дя­ми. Во­ж­ди вла­де­ли ра­ба­ми (из во­ен­но­плен­ных). Бы­ла рас­про­стра­не­на охо­та за го­ло­ва­ми. Де­лят­ся на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ма­до) и пат­ри­ли­нид­жи (сам­буа мо­туа). Пред­поч­ти­тель­ный брак с до­че­рью бра­та ма­те­ри и за­прет на брак с до­че­рью се­ст­ры от­ца при­во­дили к коль­це­во­му об­ме­ну жё­на­ми меж­ду ро­да­ми и де­ле­нию ро­дов на «по­да­те­лей жён» (си­то­хо­на) и «при­ни­маю­щих жён» (со­рой тоу). Де­рев­ня управ­ля­лась вы­бор­ным во­ж­дём. Во­ж­ди уст­раи­ва­ли об­щин­ные пи­ры ти­па по­тла­ча (ова­са). На юге Ниа­са вы­де­ля­лись со­сло­вия зна­ти (сиу­лу) и про­сто­лю­ди­нов (са­то). Сиу­лу в осн. эн­до­гам­ны. Брак пат­ри­ло­каль­ный, прак­ти­ко­ва­лись брач­ный вы­куп (его по­лу­ча­ли так­же вождь и вся об­щи­на), ко­лы­бель­ный сго­вор, кросс­ку­зен­ный брак, тек­но­ни­мия. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па для мат­ри­ла­те­раль­ных и ге­не­рац. ти­па – для пат­ри­ла­те­раль­ных ка­те­го­рий род­ст­вен­ни­ков. Сиб­лин­ги об­оз­на­ча­ют­ся об­щим тер­ми­ном. На мо­ги­лах об­щин­ни­ков ста­ви­ли мен­ги­ры (для муж­чин – стоя­щие, для жен­щин – ле­жа­щие), во­ж­дей – доль­ме­ны с вер­ши­ной в ви­де лод­ки (оса-оса). Из­вест­ны ми­фы о соз­да­нии ми­ра, о ро­до­на­чаль­ни­ке Н. Ло­ва­лан­ги и его ан­ти­по­де – хо­зяи­не под­зем­но­го ми­ра змее Ла­ту­ра Да­но, о пред­ках Н. – трёх бра­ть­ях Мо­ло, Зи­ну и Ла­лу. С сер. 19 в. рас­про­стра­ня­ет­ся школь­ное об­ра­зо­ва­ние, по­яв­ля­ет­ся ин­тел­ли­ген­ция.

Лит.: Sundermann H. Die Insel Nias und die Mission daselbst. Barmen, 1905; Schröder E. E. W. G. Nias: ethnogra­phische, geogra­phi­sche en historische aantee­keningen en studien. Leiden, 1917; Suzuki P. The religious system and culture of Nias, Indonesia. Den Haag, 1959; Ethnic groups of in­sular Southeast Asia. New Haven, 1972. Vol. 1; Mulia R. Nias: the only older megalithic tradi­tion in Indonesia. Jakarta, 1981; Ма­лые на­ро­ды Ин­до­не­зии, Ма­лай­зии и Фи­лип­пин. М., 1982; Scar­duelli P. L’isola degli antenati di pietra: strutture sociali e simboliche dei Nias dell’Indonesia. Roma, 1988; Loeb E. M. Suma­tra: its hisotry and people. 2nd ed. Singapore; Oxf., 1989; Beatty A. Society and exchange in Nias. Oxf.; N. Y., 1992.

Вернуться к началу