БАЛИ́ЙЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАЛИ́ЙЦЫ, австронезийский народ в Индонезии, осн. население островов Бали, Нусапенида и Ломбок. Численность 4,2 млн. чел. (2000, оценка). 7 тыс. чел. живут на юге о. Сулавеси. Говорят на балийском яз. бали-сасакской группы австронезийских языков (см. Индонезийские языки). Совр. письменность на основе латинского алфавита традиционная – инд. происхождения. Религия – местный вариант индуизма.
Первые государства появляются на Бали в кон. 1-го тыс. н. э. Б. испытали влияние индо-яванской культуры, в 1343 вошли в империю Маджапахит, после её падения о. Бали остался осн. оплотом индуизма в Индонезии. В сер. 15 в. на Бали образовались отд. княжества, в нач. 20 в. подчинённые нидерландцами; Б. оказывали нидерл. колонизаторам ожесточённое сопротивление (вплоть до массовых самоубийств перед лицом врага–«пупутан»).
Осн. занятие – пашенное террасное земледелие (гл. культура – заливной рис). Иногда вместо вспашки на полях устраивают гонки быков, принимающие вид праздничных зрелищ (мегрум-бунган). Разводят быков, чёрных свиней местной породы и др. Развиты произ-во тканей икат, резьба по дереву (фигурки животных, композиции на мифологич. темы и др.), изготовление кинжалов-крисов и др. Традиц. поселения линейной планировки, вытянуты с юга на север; в центре деревни – храм (пура), общинный дом, школа и др. Усадьбы состоят из жилых, хозяйственных и культовых (домашние храмы-санггах в виде навеса на высоких сваях) построек, окружены глухими глинобитными стенами. Каждый дом состоит из нескольких жилых построек (бале), имеющих две-три кирпичные или глинобитные, покрытые резьбой стены и соломенную крышу, опирающуюся на столбы. Во дворе – деревянные и каменные изваяния добрых и злых духов. Одежда общеиндонезийского типа, шьётся в осн. из яванского батика. Праздничные блюда – мясо кабанов, морских черепах, летучих мышей, дикобразов, крупных ящериц и насекомые. Сельская организация включает, помимо общин (деса), объединения владельцев заливных полей-савахов, орошаемых водой из одного источника (субак). Существует деление на т. н. касты – три высших (тривангса) и низшую (каула, или судра), соответствующие 4 др.-инд. варнам, которое сохраняет в осн. этикетное значение (система титулов); родств. объединения с выборным главой (дадиа), объединения малых семей (пекаранган). Особое замкнутое сословие составляют кузнецы (панде). Архаич. социальные институты (возрастные классы, особые титулатура и ритуалы) сохраняются у жителей горных областей (бали-ага).
Из индуистских культов наиболее развит шиваизм. Сохраняется традиция книг на пальмовых листьях (лонтар), содержащих тексты (в осн. на среднеяванском яз.) индийского и балийского эпоса (героич. эпопея «Малат»), историч. преданий. Из архаич. культов распространены общеиндонез. культ Матери риса, поклонение священной горе Гунунг Агунг и др. Праздники – Новый год (Ньепи), отмечаемый весной, праздник посадки риса (Банью Пинарух), поминальный – Галунган (в сентябре). Сохраняется обычай подпиливания зубов. Гл. обряд жизненного цикла – погребальный ритуал: покойного в резном саркофаге (в виде фигуры животного), сопровождаемого к месту кремации праздничной процессией (с музыкой и танцами), сжигают в башне выс. до 20 м (бадэ); дорогостоящая церемония может происходить через неск. лет после смерти покойного. Театральные жанры (ваянг) близки к яванским; на о. Бали разновидностью жанра ваянг-оранг (театр человека) является театр арджа. Распространены театрализованные танцы (легонг, бечак), храмовые и др. Для танцев и участия в культовых церемониях (самая известная из них – «Чалонаранг», или «Баронг») изготавливают резные деревянные расписные маски и сложные костюмы из ткани прада, декорированные орнаментом, наносимым золотой фольгой или порошком на клеевой основе. Балийский вариант гамелана отличается меньшим размером, чисто инструментальным составом.
Искусство. Среди ср.-век. памятников: Гоа-Гаджа («Слоновая пещера», ок. 11 в.) – высеченное в скале святилище (его фасад украшен горельефными изображениями на мифологич. сюжеты), перед которым расположены искусств. бассейны с водосливами в виде монументальных женских фигур; «Королевские могилы» (2-я пол. 11 в.) – комплекс из 10 скальных захоронений, высеченные в камне фасады которых уподоблены по форме башнеобразным храмам (чанди). В каждом селении, как правило, имеются 3 храма (пура), посвящённые богам, основателям деревни и духам мёртвых. Храмовый комплекс обычно состоит из неск. террасных дворов, обнесённых стеной с украшенными пышной резьбой башнеобразными воротами, с жертвенниками и алтарями; в самом дальнем, священном дворе находятся высокие многоярусные башни. На склоне горы Агунг расположен самый старый и знаменитый храм острова – Пура Бесаких (14 в.). Развита резьба по дереву, камню, кости, рогу. До нач. 20 в. традиц. культовая дерев. скульптура ярко раскрашивалась, затем мастера стали работать с неокрашенным деревом, выявляя его естеств. красоту. Совр. скульптура Б. отличается богатством образов традиц. мифологии, гротескностью фигур. На острове сложилась своеобразная школа живописи клеевыми красками: в средние века так расписывались храмовые и дворцовые тканые завесы; совр. художники создают в этой традиц. манере станковые картины, для которых характерны плоскостность решения при сплошном заполнении всей живописной поверхности, подчёркнутая декоративность и стилизация фигур. В дер. Тенганан вручную ткут шёлковые ткани в сложной технике. Центрами ремёсел и живописи являются селения Клунгкунг, Убуд, Мас и др.