ИНДОНЕЗИ́ЙСКИЕ СИНКРЕТИ́ЧЕСКИЕ КУ́ЛЬТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНДОНЕЗИ́ЙСКИЕ СИНКРЕТИ́ЧЕСКИЕ КУ́ЛЬТЫ, совокупность верований народов Индонезии, сочетающих религ. положения индуизма и буддизма с местными традиц. культами и доктринальными положениями ислама.
Сочетание религ. положений буддизма и индуизма (шиваизма), пусть и сохранявших отд. организацию, имело место уже в эпоху Средневековья (так, древнеяванское изречение «Bhinneka tunngal» – «Различны, но едины», ныне трактуемое применительно к народам Индонезии, изначально относилось к буддизму и шиваизму). На совр. яванском яз. доисламские верования именуются «буддизмом» (buda), хотя роль индуистского элемента в них превалирует. В среде исламизированных народов совр. Индонезии (в т. ч. яванцы, бугисы, макасары) сохраняются доисламские культы священных регалий. Регалиями служат как камни или деревья необычной формы, так и артефакты (оружие, украшения, древние надписи и т. п.), а их название во всех традициях образовано от слова со значением «большой», «великий» (древнеяванское karaya̅n, совр. яванское kagungan, малайское kebesaran, бугийское arajang и др.). В то же время ежегодный обряд «очищения регалий» сопровождается чтением молитв на араб. яз., процессией в мечеть и пр. Верования исламизированных народов также органично включают поклонение автохтонным божествам, часто носящим санскр. имена. Из яванских духов, называемых обобщённым термином «данъянг» (от австронезийского слова со значением «предок»), 750 носят имена, восходящие к индуистской, а 264 к буддийской мифологии. Во время ритуалов, связанных с обеспечением плодородия, приносятся подношения богине риса (на Яве и Сулавеси её имя восходит к санскр. Шри, одному из имён Лакшми, супруги Вишну), читаются суры из Корана и молитвы, обращённые к Батаре Гуру (Шиве) и др. индуистским божествам. В ходе церемонии Лабухан при дворе султанов Джокьякарты (Центр. Ява) в море в качестве приношения Ньяи Лоро Кидул, богине юга, бросают жертвенные предметы и пищу. В бугийском обществе, где позиции ислама традиционно сильны, функционирует каста жрецов-трансвеститов (биссу, от бхиккху), хранителей священных регалий, совершающих обряды, связанные с жизненным циклом, и жертвоприношения духам предков, а также местностей. В деятельности биссу заметен шаманистский элемент (ритуальный травестизм, экстатический транс и т. п.). В то же время мн. биссу совершают хадж в Мекку, причём некоторые дважды: в мужском и женском обличье. Во многих бугийских домах на чердаке сооружают домики для духов, которым приносят жертвы. Жертвоприношения совершают также в местах, считающихся либо обиталищем духов, либо воротами в верхний и нижний миры.
Синкретизм характерен и для верований народов Индонезии, не испытавших влияния ислама. Тенгеры, обитающие в Вост. Яве и исповедующие религию, близкую к индуизму, которую сами они называют «буддизмом» (agama Buda), во время ежегодного празднества Касодо бросают жертвенную пищу в кратер вулкана Бромо (от санскр. Брахма), а их жрецы именуются «дукунами», т. е. знахарями. Т. н. бали-ага («истинные, или изначальные, балийцы») в горных районах о. Бали, считающиеся индуистами, практикуют вместо кремации выставление тел покойников. Среди папуасских народов Ириан-Джая (индонез. часть Новой Гвинеи) с 19 в. влиятельны индонезийско-христианские синкретические культы мессианского толка (Памаи, Нимборано и пр.).