Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУ́НДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 428-429

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кулланда
Знатные сунданки. Фото кон. 19 – нач. 20 вв. Национальный музей мировой культуры (Амстердам).

СУ́НДЫ, сун­дан­цы (са­мо­на­зва­ние – сун­да), на­род в Ин­до­не­зии (за­пад о. Ява). Чис­лен­ность 41,4 млн. чел. (2-й по чис­лен­но­сти на­род стра­ны – 2011, пе­ре­пись), в их чис­ле 4,7 млн. чел. на­зы­ва­ют се­бя бан­тен­ца­ми; из них в пров. Зап. Ява про­жи­ва­ют 34 млн. чел. (79% на­се­ле­ния), в пров. Бан­тен – 6,7 млн. чел. (70%). Го­во­рят на сун­дан­ском язы­ке. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

Пред­кам С. при­пи­сы­ва­ют ме­га­ли­тич. па­мят­ни­ки Гу­нунг-Па­данг, Чи­па­ри и др. Во 2-й тре­ти 14 – 2-й пол. 16 вв. у С. су­ще­ст­во­ва­ли го­су­дар­ст­ва Га­лух и Пад­жад­жа­ран, ак­тив­но уча­ст­во­вав­шие в тор­гов­ле пря­но­стя­ми. В ка­че­ст­ве гос. куль­та сфор­ми­ро­ва­лась син­кре­тич. инду­ист­ско-буд­дий­ская ре­ли­гия сун­ди­ви­ви­тан (об­ря­до­вые пра­ви­ла за­пи­са­ны в ру­ко­пи­си 16 в.; ны­не со­хра­ня­ет­ся сре­ди ба­дуй). В 16 в. в рам­ках сул­та­на­та Бан­там рас­про­стра­ня­ет­ся ис­лам. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для па­шен­ных зем­ле­дель­цев Ин­до­не­зии (см. в ст. Ин­до­не­зий­цы); воз­де­лы­ва­ют за­лив­ной и су­хо­доль­ный рис, чай, ко­фе, ка­као, ге­вею и др. Раз­ви­ты тка­че­ст­во (ха­рак­тер­ны де­ко­ра­тив­ные тка­ни ка­санг), пле­те­ние ко­нич. шляп, юве­лир­ное, гон­чар­ное и др. ре­мёс­ла. По­се­ле­ния (лем­бур, ман­да­ла, чан­тил­лан, кам­пунг) в осн. ли­ней­ной пла­ни­ров­ки; ам­ба­ры для ри­са (лё­ит) ча­сто рас­по­ло­же­ны в це­нт­ре се­ле­ния фа­са­дом на во­сток. Жи­ли­ще кар­кас­ное свай­ное, ориен­ти­ро­ва­но с се­ве­ра на юг, вход че­рез бо­ко­вую тер­ра­су. Для муж­ско­го кос­тю­ма ха­рак­тер­ны шта­ны с са­рон­гом по­верх них. В сун­дан­ской кух­не по­пу­ляр­ны са­ла­ты из све­жих ово­щей, со­ево-оре­хо­вой мас­сы (он­чом) и др. Сель­ская об­щи­на (де­са) управ­ля­ет­ся вы­бор­ным ста­рос­той (ку­ву, лу­рах­джа­ро). Сва­деб­ный ри­ту­ал вклю­ча­ет сва­тов­ст­во (на­рос­кён), по­молв­ку (нён­дён омонг), омо­ве­ние же­ни­ха и не­вес­ты (си­ра­ман), де­мон­ст­ра­цию сва­деб­ных да­ров (се­се­ра­хан), уго­ще­ние друг дру­га же­ни­хом и не­вес­той (ху­ап лин­гкунг) и др. Во вре­мя воз­рас­тных ини­циа­ций по­свя­щае­мых де­тей про­но­сят с про­цес­си­ей на но­сил­ках, изо­бра­жаю­щих львов (си­син­га­ан). Из ка­лен­дар­ных празд­ни­ков глав­ный – в честь уро­жая ри­са (Се­рен Та­ун). Со­хра­ня­ют­ся эпич. ска­за­ния (пан­ту­ны), клас­сич. тан­цы (жен­ские джай­понг, кан­да­ган, ме­рак; тан­це­валь­ные дра­мы в мас­ках то­пенг и др.); с сер. 19 в. в го­ро­дах раз­ви­ва­ет­ся клас­сич. во­каль­ный стиль тем­банг сун­да. По­пу­ля­рен ку­коль­ный те­атр ва­янг-го­лек (см. в ст. Ва­янг). Га­ме­лан, те­не­вой те­атр ва­янг-ку­лит и др. ви­ды тра­диц. иск-ва рас­про­стра­ни­лись под влия­ни­ем яван­цев. По­пу­ляр­ны пе­ту­ши­ные, ба­ра­ньи и т. п. бои. Ме­ст­ный стиль борь­бы тра­ди­ция воз­во­дит к ца­рю Шри Ба­ду­ге. В 1960-е гг. в Бан­дун­ге сфор­ми­ро­вал­ся стиль борь­бы та­рунг-де­рад­жат. Ак­тив­но уча­ст­ву­ют в ин­до­нез. по­ли­ти­ке.

Лит.: На­ро­ды Юго-Вос­точ­ной Азии. М., 1966; Sukanda-Tessier Viviane. Le triomphe de Sri en pays soundanais. P., 1977.

Вернуться к началу