Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСТОЧНИКОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 137

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: М. Ф. Румянцева (российское источниковедение)

ИСТОЧНИКОВЕ́ДЕНИЕ, от­расль ис­то­рич. нау­ки (рас­про­стра­не­но и от­не­се­ние И. к вспо­мо­га­тель­ным, или спе­ци­аль­ным, ис­то­рич. дис­ци­п­ли­нам), раз­ра­ба­ты­ваю­щая тео­рию, ме­то­ди­ку, тех­ни­ку и ис­то­рию изу­че­ния ис­то­рич. ис­точ­ни­ков – пись­мен­ных, ве­ще­ст­вен­ных, изо­бра­зи­тель­ных, уст­ных, эт­но­гра­фи­че­ских, лин­гвис­ти­че­ских, ки­но-, фо­то- и фо­но­до­ку­мен­тов, а так­же ис­точ­ни­ков на элек­трон­ных но­си­те­лях. Со­дер­жа­ние по­ня­тия «ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки» ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным: ряд ис­сле­до­ва­те­лей рас­ши­ря­ет их круг, счи­тая, что к ним от­но­сит­ся всё, от­ку­да мож­но по­черп­нуть ин­фор­ма­цию об ис­то­рич. раз­ви­тии че­ло­ве­че­ст­ва, в т. ч. объ­ек­ты при­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния (ос­тан­ки дои­сторич. жи­вот­ных, осо­бен­но­сти при­род­ных ус­ло­вий и пр.). Тра­ди­ци­он­но эти­ми сви­де­тель­ст­ва­ми про­шло­го за­ни­ма­ют­ся па­лео­гео­гра­фия, па­лео­нто­ло­гия, па­лео­ан­тро­по­ло­гия, ис­то­рич. эко­ло­гия и др. нау­ки. И. свя­за­но с па­лео­гра­фи­ей

 >>
, хро­но­ло­ги­ей ис­то­ри­че­ской
 >>
, мет­ро­ло­ги­ей, сфра­ги­сти­кой
 >>
, фа­ле­ри­сти­кой
 >>
и др. вспо­мо­гат. ис­то­рич. дис­ци­п­ли­на­ми, ко­то­рые по­зво­ля­ют да­ти­ро­вать, оп­ре­де­лить ав­тор­ст­во ис­то­рич. ис­точ­ни­ков и др. Сущ­но­ст­ной чер­той И. яв­ля­ет­ся меж­дис­ци­п­ли­нар­ная взаи­мо­связь со мно­ги­ми др. об­лас­тя­ми гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния.

При клас­си­фи­ка­ции ис­то­рич. ис­точ­ни­ков осн. так­со­но­мич. еди­ни­ца­ми при­зна­ют­ся тип (ис­точ­ни­ки раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бу ко­ди­ро­ва­ния и хра­не­ния ин­фор­ма­ции) и вид (раз­ли­ча­ют­ся по це­ли соз­да­ния, пер­вич­ной со­ци­аль­ной функ­ции). Ис­точ­ни­ко­ведч. ис­сле­до­ва­ние со­сто­итиз двух эта­пов: ис­то­ри­че­ско­го (изу­че­ние ис­то­рич. ус­ло­вий и кон­крет­ных об­стоя­тельств соз­да­ния ис­точ­ни­ка, ис­сле­до­ва­ние лич­но­сти ав­то­ра, в т. ч. «кол­лек­тив­но­го ав­то­ра», и про­цес­са функ­цио­ни­ро­ва­ния ис­точ­ни­ка в со­цио­куль­тур­ной дей­ст­ви­тель­но­сти) и ло­ги­че­ско­го (ана­лиз со­дер­жа­ния и ус­та­нов­ле­ние дос­то­вер­но­сти ис­точ­ни­ка, оп­ре­де­ле­ние его ин­фор­мац. по­тен­циа­ла и воз­мож­но­стей на­уч. и прак­тич. ис­поль­зо­ва­ния).

Развитие источниковедения в европейской исторической науке

Фото А. И. Нагаева

От­дель­ные приё­мы кри­тич. ана­ли­за ис­точ­ни­ков бы­ли из­вест­ны ещё ан­тич­ным ис­то­ри­кам. Со­мне­ния в дос­то­вер­но­сти не­ко­то­рых из них не­ред­ко вы­ска­зы­вал Ге­ро­дот

 >>
. Эле­мен­ты кри­ти­ки ис­точ­ни­ков со­дер­жат­ся у Фу­ки­ди­да
 >>
. От­бор ис­точ­ни­ков, со­по­став­ле­ние про­ти­во­ре­чи­вых ис­точ­ни­ков и про­вер­ку их по­ка­за­ний при­ме­ня­ли в сво­их ра­бо­тах По­ли­бий
 >>
, Ли­вий
 >>
, Та­цит
 >>
, Ио­сиф Фла­вий
 >>
.

В сред­ние ве­ка кри­ти­ка ис­точ­ни­ков бы­ла прак­ти­че­ски за­бы­та и ста­ла ис­поль­зо­вать­ся вновь лишь в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. В ча­ст­но­сти, Л. Вал­ла

 >>
про­ана­ли­зи­ро­вал древ­ние тек­сты и до­ка­зал под­лож­ность «Кон­стан­ти­но­ва да­ра»
 >>
; оп­ре­де­лён­ный вклад в раз­ви­тие кри­тич. под­хо­да к пер­во­ис­точ­ни­кам внёс У. фон Гут­тен
 >>
. К 17 в. от­но­сят­ся пер­вые по­пыт­ки соз­да­ния ме­то­ди­ки на­уч. ис­сле­до­ва­ния до­ку­мен­тов, свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем ди­пло­ма­ти­ки
 >>
. На­уч. прин­ци­пы кри­ти­ки письм. ис­точ­ни­ков бы­ли раз­ра­бо­та­ны нем. учё­ным Г. Кон­рин­гом, впер­вые сис­те­ма­ти­зи­ро­вав­шим пра­ви­ла оп­ре­де­ле­ния под­лин­но­сти до­ку­мен­тов по по­чер­ку, язы­ку, фор­му­ле и ма­те­риа­лу, а так­же бельг. ис­то­ри­ком, ие­зуи­том Д. Па­пеб­ро­хом и франц. учё­ным, бе­не­дик­тин­цем Ж. Ма­биль­о­ном
 >>
. В 18 в. на­уч. скеп­ти­цизм в от­но­ше­нии ис­точ­ни­ков по ис­то­рии Древ­не­го Ри­ма был ха­рак­те­рен для мно­гих ис­то­ри­ков, сто­яв­ших на по­зи­циях Про­све­ще­ния (Воль­тер
 >>
, Э. Гиб­бон
 >>
и др.).

«Памятники истории Германии». Серийное издание.

В нач. 19 в. боль­шую роль в раз­ра­бот­ке кри­тич. ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния ис­точ­ни­ков сыг­ра­ла клас­сич. фи­ло­ло­гия. При­ме­не­ние её ме­то­дов к изу­че­нию ан­тич­ной ис­то­рии (нем. учё­ные Ф. А. Вольф

 >>
, Б. Г. Ни­бур
 >>
, Т. Мом­мзен
 >>
) вы­ве­ло это на­прав­ле­ние ис­то­рич. нау­ки на ка­че­ст­вен­но но­вый уро­вень раз­ви­тия. Об­щее уче­ние о прин­ци­пах под­хо­да к про­из­ве­де­нию как к ис­точ­ни­ку сфор­му­ли­ро­ва­ли на ос­но­ве изу­че­ния тек­стов Но­во­го За­ве­та и ис­то­рии ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва нем. тео­ло­ги и фи­ло­со­фы Ф. Шлей­ер­махер
 >>
и Ф. К. Ба­ур
 >>
. Вид­ный пред­ста­ви­тель кон­сер­ва­тив­но­го на­прав­ле­ния ис­то­рич. нау­ки Гер­ма­нии Л. фон Ран­ке
 >>
впер­вые стал сис­те­ма­ти­че­ски при­ме­нять к ис­точ­ни­кам по ср.-век. и но­вой ис­то­рии под­хо­ды, ра­нее ис­поль­зо­вав­шие­ся фи­ло­ло­га­ми и спе­циа­ли­ста­ми по ан­тич­ной ис­то­рии. Франц. ис­то­рик-ме­дие­вист П. До­ну раз­ра­бо­тал прин­ци­пы клас­си­фи­ка­ции кор­пу­са ар­хив­ных до­ку­мен­тов. Важ­ной ве­хой на пу­ти ста­нов­ле­ния И. как на­уч. дис­ци­п­ли­ны ста­ло воз­ник­но­ве­ние в 1819 нем. на­уч. об-ва «Die Gesellschaft für äl­tere Geschichtskunde», за­да­ча­ми ко­то­ро­го бы­ли вы­яв­ле­ние, кри­тич. ана­лиз и по­сле­дую­щая пуб­ли­ка­ция до­ку­мен­тов по герм. ис­то­рии. В 1824 нем. ис­то­рик Г. Г. Пертц со­ста­вил про­ект из­да­ния па­мят­ни­ков герм. ис­то­рии (в 1826 вы­шел 1-й том из­да­ния ан­на­лов эпо­хи Ка­ро­лин­гов). Им же был раз­ра­бо­тан об­щий план со­би­ра­ния, на­уч. кри­ти­ки и пуб­ли­ка­ции ис­точ­ни­ков. Дос­ти­же­ния И. по­зво­ли­ли при­сту­пить к соз­да­нию пер­вых на­уч. се­рий­ных пуб­ли­ка­ций кор­пу­сов греч. и лат. над­пи­сей, а так­же ис­точ­ни­ков по ис­то­рии ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья («Mo­nu­men­ta Germaniae Historica» – с 1826 и др.). Тру­ды нем. ис­то­ри­ка и биб­лио­гра­фа Ф. К. Даль­ма­на по­ло­жи­ли на­ча­ло шко­ле изу­че­ния ис­точ­ни­ков по ис­то­рии гос. уч­ре­ж­де­ний и об­ществ. строя ср.-век. Гер­ма­нии. С его име­нем свя­за­на так­же пуб­ли­ка­ция в 1830 биб­лио­гра­фич. изд. «Quellenkunde der deut­schen Geschichtе» («Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние гер­ман­ской ис­то­рии»). В этой ра­бо­те впер­вые был ис­поль­зо­ван тер­мин «И.» для обо­зна­че­ния отд. на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты ис­то­ри­ков. В 1820–50-х гг. раз­ви­тие И. как на­уч. на­прав­ле­ния при­ве­ло к соз­да­нию школ по под­го­тов­ке спе­циа­ли­стов для ра­бо­ты с ис­точ­ни­ка­ми (во Фран­ции – Шко­ла хар­тий, в Австрии – Ин-т австр. ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ний, в Ис­па­нии – Выс­шая шко­ла ди­пло­ма­ти­ки, во Фло­рен­ции – Шко­ла па­лео­гра­фии и ди­пло­ма­ти­ки).

Во 2-й пол. 19 в. зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие ис­то­рич. нау­ки, в т. ч. И., ока­за­ла фи­ло­со­фия по­зи­ти­виз­ма

 >>
. В тру­дах герм. ис­то­ри­ков И. Г. Дрой­зе­на
 >>
(«Hi­sto­rik», 1857–58, изд. 1882) и Э. Берн­хей­ма («Lehrbuch der historischen Me­tho­de und der Geschichtsphilosophie», 1889; рус. пер.: «Вве­де­ние в ис­то­рич. нау­ку», 1908) был обос­но­ван прин­цип клас­си­фи­ка­ции ис­точ­ни­ков, ос­но­вы­ваю­щий­ся на со­от­но­ше­нии ис­точ­ни­ка и фак­та. Франц. ис­сле­до­ва­те­ли Ш. В. Ланг­луа
 >>
и Ш. Сень­о­бос сфор­му­ли­ро­ва­ли пра­ви­ла кри­ти­ки ис­точ­ни­ков («Вве­де­ние в изу­че­ние ис­то­рии», рус. пер. 1899). В под­хо­де к письм. ис­то­рич. ис­точ­ни­кам ут­вер­дил­ся взгляд, со­глас­но ко­то­ро­му этот тип ис­точ­ни­ков дол­жен оце­ни­вать­ся и ис­тол­ко­вы­вать­ся в кон­тек­сте сво­его вре­ме­ни, с учё­том то­го, яв­ля­ет­ся ли кон­крет­ный текст ори­ги­на­лом или бо­лее позд­ней ко­пи­ей (как, напр., часть ан­тич­ных тек­стов, до­шед­ших до нас в ср.-век. ре­дак­ци­ях), на­сколь­ко по­влия­ли на со­дер­жа­ние ис­точ­ни­ка рас­хо­жие пред­став­ле­ния вре­ме­ни его воз­ник­но­ве­ния и ка­кие (или чьи) ин­те­ре­сы он мог от­ра­жать.

С кон. 19 – нач. 20 вв. в ра­бо­тах за­ру­беж­ных ис­то­ри­ков был по­став­лен во­прос о сте­пе­ни пол­но­ты и дос­то­вер­но­сти пе­ре­да­чи ис­точ­ни­ком ис­то­рич. фак­та. Зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся сам круг ис­точ­ни­ков, что по­зво­ли­ло с боль­шей пол­но­той и точ­но­стью от­ра­зить со­бы­тия про­шло­го. Дат. ис­то­рик К. Эрс­лев

 >>
пред­ло­жил вклю­чить в их чис­ло так­же фак­ты совр. жиз­ни в той ме­ре, в ка­кой они по­зво­ля­ют по­лу­чить све­де­ния о про­шлом. Из­ме­не­ние тра­диц. под­хо­дов к ис­то­рич. ис­точ­ни­кам на­шло от­ра­же­ние в тру­дах ос­но­ва­те­лей «Ан­на­лов» шко­лы
 >>
(М. Блок
 >>
, Л. Февр
 >>
, Ф. Бро­дель
 >>
). Тра­диц. кри­тич. ис­сле­до­ва­ние ис­точ­ни­ка они до­пол­ни­ли ос­мыс­ле­ни­ем его со­дер­жа­ния, свя­зан­ным с соз­на­ни­ем лю­дей изу­чае­мой эпо­хи. Февр да­вал весь­ма ши­ро­кое оп­ре­де­ле­ние по­ня­тия ис­то­рич. ис­точ­ни­ка: «...всё, что бы­ло у че­ло­ве­ка, за­ви­се­ло от че­ло­ве­ка, изо­бре­те­но или об­ра­бо­та­но им, а так­же от­ме­ча­ет при­сут­ст­вие, вку­сы и фор­мы бы­тия че­ло­ве­ка». В ра­бо­те с письм. ис­точ­ни­ка­ми англ. ис­то­рик Р. Дж. Кол­линг­вуд
 >>
пред­ло­жил уде­лять осн. вни­ма­ние их ло­гич. ана­ли­зу («Идея ис­то­рии: Ав­то­био­гра­фия», рус. пер. 1980), а франц. фи­ло­соф и фи­ло­лог П. Ри­кёр
 >>
 – ре­кон­ст­рук­ции соз­на­ния, вы­ра­жен­но­го в до­ку­мен­те («Ис­то­рия и ис­ти­на», рус. пер. 2002; «Па­мять, ис­то­рия, заб­ве­ние», рус. пер. 2004). Од­но­вре­мен­но в ис­то­рич. нау­ке обо­зна­чи­лась тен­ден­ция к ре­ля­ти­ви­за­ции зна­че­ния ис­то­рич. ис­точ­ни­ка в по­зна­нии про­шло­го. Франц. ис­то­рик А. И. Мар­ру, под­чёр­ки­вая зна­че­ние субъ­ек­та, по­сти­гаю­ще­го ис­то­рич. ре­аль­ность бла­го­да­ря её ин­туи­тив­но­му вос­при­ятию («со­пе­ре­жи­ва­нию и сим­па­тии»), под­верг со­мне­нию су­ще­ст­вую­щие ме­то­ди­ки изу­че­ния про­шло­го, в т. ч. ме­то­ды И., объ­я­вив их на­ив­ны­ми по­пыт­ка­ми до­сти­же­ния ре­аль­но­го зна­ния (H. I. Mar­rou, «De la connaissance historique», 1975).

В 20 в. раз­ви­тие ис­сле­до­ва­ний по эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ис­то­рии, ис­то­рич. де­мо­гра­фии име­ло след­ст­ви­ем зна­чит. рас­ши­ре­ние пред­ме­та И. В круг ис­то­рич. ис­точ­ни­ков во­шли ста­ти­стич. ма­те­риа­лы, эко­но­мич. и фи­нан­со­вые до­ку­мен­ты разл. про­ис­хо­ж­де­ния, др. «мас­со­вые ис­точ­ни­ки», ана­лиз ко­то­рых по­тре­бо­вал ис­поль­зо­ва­ния в И. прин­ци­пи­аль­но но­вых ме­то­дов, пре­ж­де все­го – при­ме­няе­мых в точ­ных нау­ках, а с кон. 20 в. – так­же ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий об­ра­бот­ки дан­ных. Фор­ми­ро­ва­ние в ка­че­ст­ве от­но­си­тель­но са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты ис­то­рич. ан­тро­по­ло­гии, ген­дер­ной ис­то­рии, ис­то­рии мен­таль­но­сти, ис­то­рии по­все­днев­но­сти (бы­та), т. н. уст­ной ис­то­рии (Oral history) при­ве­ло к ещё боль­ше­му рас­ши­ре­нию кру­га ис­точ­ни­ков (в их чис­ле ока­за­лись мас­со­вые ма­те­риа­лы лич­но­го про­ис­хо­ж­де­ния – до­ку­мен­ты, пись­ма, уст­ные сви­де­тель­ст­ва ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния и пр.), а так­же к по­яв­ле­нию в ар­се­на­ле И. приё­мов, ис­поль­зуе­мых со­цио­ло­ги­ей, пси­хо­ло­ги­ей и др. нау­ка­ми. В то же вре­мя сам по се­бе тех­нич. про­гресс об­ще­ст­ва спо­соб­ст­во­вал по­яв­ле­нию но­во­го ти­па ис­точ­ни­ков – фо­но-, фо­то- и ки­но­до­ку­мен­тов, что по­тре­бо­ва­ло от И. су­ще­ст­вен­но­го рас­ши­ре­ния сво­его ин­ст­ру­мен­та­рия. Про­цес­сы, про­те­кав­шие в ис­то­рич. нау­ке в 20 в., обу­сло­ви­ли пре­вра­ще­ние И. в ком­плекс­ную дис­ци­п­ли­ну, что от­ра­зи­ло об­щую тен­ден­цию к ин­те­гра­ции зна­ния, ха­рак­тер­ную для всех от­рас­лей нау­ки. Од­на­ко, не­смот­ря на зна­чит. ус­пе­хи, пе­ред И. встал ши­ро­кий круг тео­ре­тич. во­про­сов, на ко­то­рые по­ка не дан од­но­знач­ный от­вет, и пре­ж­де все­го на во­прос, счи­тать ли ис­то­рич. ис­точ­ни­ком «всё», как пред­ла­гал Л. Февр, или сле­ду­ет ус­та­но­вить оп­ре­де­лён­ные гра­ни­цы для это­го по­ня­тия.

Источниковедение в России

По­пыт­ки кри­ти­че­ски оце­ни­вать ис­то­рич. ин­фор­ма­цию пред­при­ни­ма­лись при со­став­ле­нии ле­то­пи­сей, при­каз­ной до­ку­мен­та­ции, а так­же в ран­них ис­то­рич. тру­дах (напр., в ра­бо­те нач. 1680-х гг. «Ге­неа­ло­гия яв­лен­ной от Со­тво­ре­ния ми­ра фа­ми­лии... Кор­са­ков-Рим­ских» митр. Иг­на­тия

 >>
, в ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ни­ях А. И. Ман­кие­ва
 >>
, П. П. Ша­фи­ро­ва
 >>
, Фео­фа­на Про­ко­по­ви­ча
 >>
).

На­уч. ин­те­рес к ис­то­рич. ис­точ­ни­кам, их клас­си­фи­ка­ции и оцен­ке дос­то­вер­но­сти про­явил­ся в ис­то­рич. тру­дах сер. – 2-й пол. 18 в. Ос­но­вой для «Ис­то­рии Си­би­ри» (1750) Г. Ф. Мил­ле­ра

 >>
по­слу­жи­ли ис­то­рич. ис­точ­ни­ки, вы­яв­лен­ные им в ар­хи­вах си­бир­ских го­ро­дов в хо­де 2-й Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции (1733–43). В. Н. Та­ти­щев
 >>
в «Ис­то­рии Рос­сий­ской с са­мых древ­ней­ших вре­мён» (кн. 1–4, 1768–84; кн. 5, 1848) со­ста­вил пер­вую клас­си­фи­ка­цию ис­поль­зо­ван­ных ис­точ­ни­ков и по­ка­зал, что ис­точ­ни­ки, по­ве­ст­вую­щие об од­них и тех же со­бы­ти­ях, могут раз­ли­чать­ся сте­пе­нью дос­то­вер­но­сти. М. М. Щер­ба­тов
 >>
и И. Н. Бол­тин
 >>
в 1770–90-х гг. по­ста­ви­ли во­про­сы о не­об­хо­ди­мо­сти от­ли­чать ис­то­рич. ис­точ­ник от ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ния, а так­же о важ­но­сти кри­тич. от­но­ше­ния к дос­то­вер­но­сти све­де­ний, со­дер­жа­щих­ся в ис­то­рич. ис­точ­ни­ках.

Тер­мин «ис­точ­ник рус­ской ис­то­рии» впер­вые поя­вил­ся в ра­бо­те А. Л. Шлёце­ра

 >>
«Опыт изу­че­ния рус­ских ле­то­пи­сей» (изд. на нем. яз. в 1768) и в пе­ре­во­де на рус. яз. его же тру­да «Не­стор» (т. 1, 1809), ис­поль­зо­вал­ся в под­за­го­лов­ке кни­ги И. Ф. Г. Эвер­са
 >>
«О про­ис­хо­ж­де­нии рус­ско­го го­су­дар­ст­ва» (изд. на нем. яз. в 1808), ста­тье М. Т. Ка­че­нов­ско­го
 >>
«Об ис­точ­ни­ках для рус­ской ис­то­рии» («Вест­ник Ев­ро­пы», 1809, ч. 43, № 3). Вско­ре он проч­но во­шёл в на­уч. обо­рот. Н. М. Ка­рам­зин
 >>
(в пре­ди­сло­вии к т. 1 «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го») и др. ис­то­ри­ки 1-й пол. 19 в. (напр., А. Х. Лер­берг, П. М. Стро­ев
 >>
, Н. Г. Уст­ря­лов
 >>
), сле­дуя тра­ди­ции, не да­ва­ли тол­ко­ва­ния ис­поль­зуе­мо­му ими тер­ми­ну «ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник», по­ни­мая его по-раз­но­му: как «ра­ри­тет», ред­кость, пред­мет лю­бо­пыт­ст­ва; «ос­та­ток» в сфе­ре изящ­но­го иск-ва (скульп­ту­ра, про­из­ве­де­ния лит-ры и жи­во­пи­си); до­ка­за­тель­ст­во, под­твер­ждаю­щее ис­то­рич. пре­це­ден­ты; «при­пас», со­во­куп­ность все­го ма­те­риа­ла, имев­ше­го­ся в рас­по­ря­же­нии ав­то­ра ис­то­рич. со­чи­не­ния; сви­де­тель­ст­во о про­шлом.

Вме­сте с тем по­пыт­ки крат­кой ха­рак­те­ри­сти­ки и клас­си­фи­ка­ции ис­то­рич. ис­точ­ни­ков пред­при­ни­ма­лись не раз. Г. Ф. Мил­лер вы­де­лял ле­то­пи­си, хро­но­гра­фы, ро­до­сло­вия, раз­ря­ды, «сте­пен­ные кни­ги», «ар­хив­ные пись­ма». М. В. Ло­мо­но­сов («Древ­няя рос­сий­ская ис­то­рия…», 1766, и др. со­чи­не­ния) вклю­чал в пе­ре­чень уст­ные и лин­гвис­тич. ис­точ­ни­ки. В. Н. Та­ти­щев раз­ли­чал ис­точ­ни­ки «ге­не­раль­ные» – об­щие («По­весть вре­мен­ных лет», Хро­но­граф, Си­ноп­сис и др.) и «то­по­гра­фии» – ме­ст­ные (жи­тия свя­тых, ска­за­ния, за­пис­ки и пр.). А. Л. Шлё­цер вы­де­лил в осо­бую груп­пу ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лы. Н. М. Ка­рам­зин зна­чи­тель­но рас­ши­рил пе­ре­чень ис­точ­ни­ков, впер­вые в «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го» дал об­зор ис­то­рич. ис­точ­ни­ков до 17 в., вы­де­лив 14 групп: ле­то­пи­си, жи­тия свя­тых, Ро­до­слов­ная кни­га, ка­та­ло­ги ми­тро­по­ли­тов и епи­ско­пов, «древ­ние мо­не­ты, ме­да­ли, над­пи­си, сказ­ки, пес­ни, по­сло­ви­цы», ста­тей­ные спи­ски, «го­су­дар­ст­вен­ные бу­ма­ги ино­стран­ных ар­хи­вов» и др. Н. А. По­ле­вой

 >>
в ра­бо­те «Ис­то­рия рус­ско­го на­ро­да» (т. 1, 1829) впер­вые сис­те­ма­ти­зи­ро­вал всю со­во­куп­ность из­вест­ных к то­му вре­ме­ни ис­точ­ни­ков рос. ис­то­рии: «ле­то­пи­си или вре­мен­ни­ки», «па­мят­ни­ки ди­пло­ма­ти­че­ские», «па­мят­ни­ки па­лео­гра­фи­че­ские», «па­мят­ни­ки ар­хео­гра­фи­че­ские», «па­мят­ни­ки гео­гра­фи­че­ские», «пре­да­ния, сказ­ки, пес­ни, по­сло­ви­цы». К. Н. Бес­ту­жев-Рю­мин
 >>
во вве­де­нии к «Рус­ской ис­то­рии» (т. 1, 1872) ввёл в ис­точ­ни­ко­ведч. прак­ти­ку сис­те­ма­ти­зир. об­зо­ры ис­то­рич. ис­точ­ни­ков, вы­де­лив сле­дую­щие груп­пы: ле­то­пи­си, жи­тия свя­тых, ме­муа­ры и пись­ма, за­пис­ки ино­стран­цев, «па­мят­ни­ки юри­ди­че­ские и ак­ты го­су­дар­ст­вен­ные», «па­мят­ни­ки сло­вес­но­сти», «па­мят­ни­ки ве­ще­ст­вен­ные». П. Л. Лав­ров вы­чле­нил «ес­те­ст­вен­ные» ис­то­рич. ис­точ­ни­ки (ст. «До че­ло­ве­ка», опубл. без под­пи­си в ж. «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки», 1870, №1), он раз­ли­чал «уст­ные пре­да­ния», «на­блю­де­ния, раз­мыш­ле­ния и сви­де­тель­ст­ва со­вре­мен­ни­ков», «ос­тат­ки жиз­ни про­шло­го вре­ме­ни», «язык», «ан­тро­по­ло­ги­че­ские дан­ные».

Раз­ви­тие ис­точ­ни­ко­вой ба­зы и стре­ми­тель­ное уве­ли­че­ние кор­пу­са опубл. ис­то­рич. ис­точ­ни­ков (в ча­ст­но­сти, бла­го­да­ря дея­тель­но­сти ар­хео­гра­фи­че­ских экс­пе­ди­ций

 >>
и ар­хео­гра­фи­че­ских ко­мис­сий
 >>
) – один из важ­ней­ших фак­то­ров, оп­ре­де­лив­ших эво­лю­цию ис­точ­ни­ко­ведч. мыс­ли в 19 в. В 1810–20-х гг. пред­ста­ви­те­ля­ми т. н. скеп­ти­че­ской шко­лы (Н. С. Ар­цы­ба­ше­вым, М. Т. Ка­че­нов­ским, С. М. Строе­вым и др.) на­ча­та по­сле­до­ва­тель­ная раз­ра­бот­ка ме­то­дов кри­тич. ис­сле­до­ва­ния ис­то­рич. ис­точ­ни­ков. А. А. Ку­ник в ст. «Ли­те­ра­ту­ра ис­то­рии в Гер­ма­нии за два по­след­ние го­да» («Мо­ск­ви­тя­нин», 1841, ч. 2–3) впер­вые в рос. ис­то­рич. нау­ке упот­ре­бил сам тер­мин «ис­точ­ни­ко­ве­де­ние», за­им­ст­во­ван­ный из нем. ис­то­рио­гра­фии. В 1850–70-х гг., по ме­ре раз­ви­тия об­лас­тей зна­ния, ох­ва­ты­ваю­щих пись­мен­ность и книж­ность (биб­лио­гра­фии, ар­хи­во­ве­де­ния, ар­хео­гра­фии, па­лео­гра­фии), с од­ной сто­ро­ны, и дис­ци­п­лин, изу­чав­ших др. клас­сы ис­то­рич. ис­точ­ни­ков (ге­раль­ди­ки, ну­миз­ма­ти­ки, век­сил­ло­ло­гии и др.) – с дру­гой, воз­ник­ли ус­ло­вия для дис­ци­п­ли­нар­но­го оформ­ле­ния И., что про­яви­лось в пер­вую оче­редь в по­ста­нов­ке уни­вер­си­тет­ских кур­сов.

Фото А. И. Нагаева

На ру­бе­же 19–20 вв. в са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ние обо­соб­ля­лась тео­рия И. В лек­ци­ях «Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние. Ис­точ­ни­ки рус­ской ис­то­рии» (1888–91) В. О. Клю­чев­ский

 >>
пред­при­нял по­пыт­ку обоб­ще­ния ме­то­дов ис­точ­ни­ко­ведч. ис­сле­до­ва­ния. А. А. Шах­ма­тов
 >>
раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ный ме­тод тек­сто­ло­гич. и ис­точ­ни­ко­ведч. ис­сле­до­ва­ния важ­ней­ше­го ви­да ис­точ­ни­ков рус. ис­то­рии – ле­то­пи­сей, ос­но­ван­ный на вос­при­ятии это­го ис­точ­ни­ка как це­ло­ст­но­го про­из­ве­де­ния, а не ме­ха­ни­че­ско­го со­еди­не­ния раз­но­род­ных за­пи­сей, и соз­дал об­щую кар­ти­ну др.-рус. ле­то­пи­са­ния [«Об­ще­рус­ские ле­то­пис­ные сво­ды XIV–XV ве­ков» (1900–01) и «Ра­зы­ска­ния о древ­ней­ших рус­ских ле­то­пис­ных сво­дах» (1908)]. Са­мое зна­чит. дос­ти­же­ние тео­ре­тич. мыс­ли то­го вре­ме­ни, ока­зав­шее во мно­гом оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на раз­ви­тие оте­че­ст­вен­но­го И. в 20 в., – ис­точ­ни­ко­ведч. кон­цеп­ция А. С. Лап­по-Да­ни­лев­ско­го
 >>
(«Ме­то­до­ло­гия ис­то­рии», вып. 1–2, 1910–13; пе­ре­из­да­на в 2006). Он пред­ло­жил фи­ло­соф­ски обос­но­ван­ную трак­тов­ку по­ня­тия «ис­то­рич. ис­точ­ник» («ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ный ре­зуль­тат твор­че­ст­ва дан­ной об­ще­ст­вен­ной груп­пы или дан­но­го ли­ца», т. е. ре­зуль­тат че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти), раз­ра­бо­тал ти­по­ло­гию ме­то­дов ис­то­рич. кри­ти­ки, раз­ли­чая два ви­да – «кри­ти­ку, ус­та­нав­ли­ваю­щую на­уч­но-ис­то­ри­че­скую цен­ность ис­точ­ни­ка как фак­та» и «кри­ти­ку, ус­та­нав­ли­ваю­щую на­уч­но-ис­то­ри­че­скую цен­ность по­ка­за­ний ис­точ­ни­ка».

Труды отечественных учёных по советскому и российскому источниковедению. Фото А. И. Нагаева

В сов. пе­ри­од пер­вые учеб­ные по­со­бия по И. отеч. ис­то­рии бы­ли под­го­тов­ле­ны в Моск. гос. ис­то­ри­ко-ар­хив­ном ин-те (МГИАИ; с 1991 – в со­ста­ве Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та

 >>
) на ос­но­ве лек­ций М. Н. Ти­хо­ми­ро­ва
 >>
(«Курс ис­точ­ни­ко­веде­ния ис­то­рии СССР», т. 1, 1940) и С. А. Ни­ки­ти­на («Курс ис­точ­ни­ко­ве­де­ния ис­то­рии СССР», т. 2, 1940). Кон­цеп­ция Лап­по-Да­ни­лев­ско­го в оп­ре­де­лён­ной ме­ре под­дер­жи­ва­лась на­уч­но-пе­да­го­гич. шко­лой, сло­жив­шей­ся под рук. его уче­ни­ка А. И. Ан­д­рее­ва
 >>
в МГИАИ, став­шем цен­тром изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния И. В этом ин­сти­ту­те раз­ра­ба­ты­ва­лись ви­до­вые ме­то­ди­ки ис­точ­ни­ко­ведч. ис­сле­до­ва­ния (А. А. Зи­мин
 >>
, В. В. Ка­банов, С. М. Каш­та­нов
 >>
, Е. А. Луц­кий, А. Ц. Мер­зон, И. А. Ми­ро­но­ва, А. Т. Ни­ко­лае­ва, Л. В. Че­реп­нин
 >>
, М. Н. Чер­но­мор­ский, С. О. Шмидт
 >>
, В. К. Яцун­ский). Др. цен­тром И. стал ис­то­рич. ф-т МГУ, где в 1940-х гг. сло­жи­лась на­уч­но-пе­да­го­гич. шко­ла Ти­хо­ми­ро­ва, в рам­ках ко­то­рой по­сле­до­ва­тель­но ос­ваи­вал­ся кор­пус ис­точ­ни­ков рус. ис­то­рии (в ре­зуль­та­те был из­дан ряд учеб­ни­ков по И.), в 1970–80-х гг. сфор­ми­ро­ва­лась на­уч. шко­ла И. Д. Ко­валь­чен­ко
 >>
, раз­раба­ты­ваю­щая ко­ли­че­ст­вен­ные ме­то­ды в ис­то­рич. и ис­точ­ни­ко­ведч. ис­сле­до­ва­ни­ях и ин­фор­ма­ци­он­ный под­ход к И. (Л. И. Бо­род­кин, Л. В. Ми­лов и др.).

Труды отечественных учёных по зарубежному источниковедению. Фото А. И. Нагаева

Ака­де­мич. цен­тры ис­точ­ни­ко­ведч. ис­сле­до­ва­ний в 1930-е гг.: Ле­нингр. от­де­ле­ние Ин-та ис­то­рии АН СССР (что свя­за­но с дея­тель­но­стью уче­ни­ков А. С. Лап­по-Да­ни­лев­ско­го – С. Н. Вал­ка

 >>
и Б. А. Ро­ма­но­ва); на­чи­ная с 1960-х гг. – Ин-т ис­то­рии АН СССР (с 1968 – Ин-т ис­то­рии СССР, с 1992 – Ин-т рос. ис­то­рии РАН) (В. И. Бу­га­нов
 >>
, Б. Г. Лит­вак, А. Г. Тар­та­ков­ский, В. А. Куч­кин, Л. Н. Пуш­ка­рёв, Н. М. Ро­го­жин, А. К. Со­ко­лов, В. В. Фар­со­бин и др.). В 1956 бы­ла вновь об­ра­зо­ва­на Ар­хео­гра­фич. ко­мис­сия – в Мо­ск­ве (Ти­хо­ми­ров, С. О. Шмидт), из­даю­щая с 1957 «Ар­хео­гра­фи­че­ский еже­год­ник». В 1960–80-х гг. про­бле­ма­ти­ка тео­рии и ис­то­рии И. ис­сле­до­ва­лась в Рос­то­ве-на-До­ну (на­уч­но-пе­да­го­гич. шко­ла А. П. Про­н­штей­на), был опуб­ли­ко­ван ряд ра­бот по ис­то­рии И. в Рос­сии. В 1950–80-е гг. из­да­ны об­зо­ры ис­то­рич. ис­точ­ни­ков по ис­то­рии Древ­не­го Ри­ма, сред­них ве­ков, но­вой и но­вей­шей ис­то­рии, под­го­тов­лен­ные А. Г. Бок­ща­ни­ным, А. Д. Люб­лин­ской, И. В. Гри­горь­е­вой и др. Для раз­ви­тия И. зна­чи­мы тру­ды ар­хео­ло­гов (А. В. Ар­ци­хов­ско­го, Б. А. Ры­ба­ко­ва, В. Л. Яни­на и др.), а так­же кон­цеп­ция «ар­хео­ло­ги­че­ско­го ис­точ­ни­ко­ве­де­ния», пред­став­лен­ная ра­бо­та­ми Л. С. Клей­на. В 1990–2000-е гг. по­лу­чи­ло раз­ви­тие но­вое на­прав­ле­ние И., свя­зан­ное с ос­мыс­ле­ни­ем его ин­те­гри­рую­щей ро­ли в сис­те­ме гу­ма­ни­тар­но­го по­зна­ния (О. М. Ме­ду­шев­ская).

Лит.: Люб­лин­ская А. Д. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии сред­них ве­ков. Л., 1955; Histoire et ses methodes. P., 1961; Ти­хо­ми­ров М. Н. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии СССР. М., 1962; Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние: тео­ре­ти­че­ские и ме­то­ди­че­ские про­бле­мы. М., 1969; Мну­хи­на Р. С. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии но­во­го и но­вей­ше­го вре­ме­ни. М., 1970; Биск И. Я. Курс лек­ций по ис­точ­ни­ко­ве­де­нию но­вой и но­вей­шей ис­то­рии. Там­бов, 1971; Про­нштейн А. П. Ме­то­ди­ка ис­то­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. Рос­тов н/Д., 1971; он же. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние в Рос­сии: эпо­ха фео­да­лиз­ма. Рос­тов н/Д., 1989; он же. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние в Рос­сии: эпо­ха ка­пи­та­лиз­ма. Рос­тов н/Д., 1991; Пуш­ка­рев Л. Н. Клас­си­фи­ка­ция рус­ских пись­мен­ных ис­точ­ни­ков по оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии. М., 1975; Чер­но­мор­ский М. Н. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии СССР: Со­вет­ский пе­ри­од. М., 1976; Certeau M. de. L’éc­riture de l’histoire. P., 1978; Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии СССР. 2-е изд. М., 1981; Ме­ду­шев­ская О. М. Со­вре­мен­ное за­ру­беж­ное ис­точ­ни­ко­ве­де­ние. М., 1983; Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии Древ­не­го Вос­то­ка. М., 1984; Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние и тек­сто­ло­гия сред­не­ве­ко­во­го Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка. М., 1984; Historische Anthropologie. Der Mensch in der Geschichte. Gött., 1984; Salmon P. Histoire et critique. Brux., 1987; Certeau M. The writing of history. N. Y., 1988; Theorie der Geschichte, histo­rische Methode. Münch., 1988; Febvre L. Com­bats pour l’histoire. P., 1992; Halb­wachs M. Les cadres sociaux de la mémoire. P., 1994; Oral history: an interdisciplinary anthology. 2nd ed. L., 1996; Ка­ба­нов В. В. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии со­вет­ско­го об­ще­ст­ва. М., 1997; Га­не­лин Р. Ш., Ку­ли­ков С. В. Ос­нов­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии Рос­сии кон­ца XIX – на­ча­ла XX в. М., 2000; Ко­валь­чен­ко И. Д. Ме­то­ды ис­то­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния. 2-е изд. М., 2003; Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние но­вей­шей ис­то­рии Рос­сии: тео­рия, ме­то­до­ло­гия и прак­ти­ка. М., 2004; Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние. Тео­рия. Ис­то­рия. Ме­тод. Ис­точ­ни­ки рос­сий­ской ис­то­рии. М., 2004; Клейн Л. С. Вве­де­ние в тео­ре­ти­че­скую ар­хео­ло­гию. СПб., 2004. Кн. 1; Ща­пов Я. Н. Очер­ки рус­ской ис­то­рии, ис­точ­ни­ко­ве­де­ния, ар­хео­гра­фии. М., 2004; Го­ли­ков А. Г., Круг­ло­ва Т. А. Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии. М., 2007.

Вернуться к началу