ХРОНОЛО́ГИЯ ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХРОНОЛО́ГИЯ ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ (от хроно… и …логия), вспомогат. историч. дисциплина, изучающая системы счисления времени в их историч. развитии и определяющая на основании анализа и сопоставления письменных или археологич. памятников точные даты историч. событий и время создания историч. источников. Х. и. использует инструментарий математич. (астрономич.) хронологии, которая, опираясь на закономерности повторяющихся небесных явлений, при помощи математич. вычислений определяет точное астрономич. время.
Примитивные формы счисления времени, основанные на повторяющихся астрономических и климатич. явлениях, возникли в древности и легли в основу первых календарей. С возникновением государства сложилась практика счёта лет между разл. событиями (см. Летосчисление). Первоначально хронологич. маркерами служили годы правления монархов или имена особых ежегодно сменяемых должностных лиц. Существовали также особые календарные циклы (4-летние циклы Олимпиад в Древней Греции, 60-летний цикл у мн. народов Вост. и Центр. Азии; 15-летний индикт в поздней Рим. империи и Византии, 52-летний цикл в календаре майя и др.). Позднее сложилась абсолютная хронология, основанная на эрах – системах счёта лет от к.-л. исторического и легендарного события. При контактах между разными государствами и народами возникала необходимость сопоставления (синхронизации) их хронологич. систем. Подобные сопоставительные хронологии встречаются у мн. др.-греч. и др.-рим. авторов (Эратосфен, Диодор Сицилийский, Марк Теренций Варрон, Филон Александрийский, Иосиф Флавий и др.). Вопросами сравнит. хронологии занимались мн. мусульм. учёные (напр., Бируни). В христианском мире основой хронологии долгое время служила «Хроника» Евсевия Кесарийского (1-я ред. ок. 312, 2-я – 325). Расчёты Евсевия в дальнейшем уточняли мн. латинские (Дионисий Малый, Беда Достопочтенный и др.) и греческие (Георгий Синкелл и др.) авторы. В ср.-век. Зап. Европе были распространены хронологич. схемы, представлявшие мировую историю как смену 4 всемирных монархий (вавилонян, персов, греков и римлян) или 6 «возрастов» человечества. В эпоху Возрождения возникла 3-частная схема истории: древность, средние века и Новое время (в «Истории флорентийского народа в 12 книгах» Л. Бруни), ставшая в Европе общепринятой с 17 в. В 16 в. появился концепт столетия как особого хронологич. промежутка: впервые встречается в «Хронике города и церкви Майнца» Г. Пискатора (1500–26), получил распространение благодаря подготовленной группой лютеранских авторов 13-томной «Церковной истории…» (т. н. Магдебургские центурии, 1559–74).
Х. и. как особая науч. дисциплина зародилась в Зап. Европе в 16 в. Первым опытом науч. систематизации хронологич. знаний стал «Новый труд об улучшении счёта времени» франц. гуманиста Ж.-Ж Скалигера (1583). Он также предложил в хронологич. расчётах вести счёт времени в т. н. днях юлианского календаря, за начальную точку при этом принималось 1.1.4713 до н. э. С критикой построений Скалигера выступил иезуит Дионисий Петавий (Дени Пето, 1583–1652), который, в частности, ввёл в обиход шкалу, основанную на делении истории на годы «до» и «после» даты Рождества Христова. Большой известностью пользовалось подготовленное мавристами пособие «Искусство уточнять даты» (1-е изд., 1750). В 19 в. большой вклад в развитие Х. и. внёс нем. учёный Л. Иделер («Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie», Bd 1–2, 1825–26), выводы которого развил и уточнил Ф. Гинцель («Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie», Bd 1–3, 1906–14). Важным инструментом хронологич. вычислений стал «Канон затмений» (1887) Т. Оппольцера.
В России формирование Х. и. как науч. дисциплины началось в 1-й четв. 19 в. (работа В. И. Штейнгеля «Опыт полного исследования начал и правил хронологического и месяцесловного счисления старого и нового стиля», 1819). В сер. – 2-й пол. 19 в. появились работы П. В. Хавского (в т. ч. «Месяцесловы, календари и святцы русские: Сочинение хронологическое и историческое», 1-е изд., кн. 1–2, 1855; 2-е изд., кн. 1–4, 1856–60) и М. Н. Лалоша («Времясчисление христианского и языческого мира», 1867; «Сравнительный календарь древних и новых народов», 1869). Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. развитие Х. и. связано с именами Р. А. Симонова, С. И. Селешникова, В. В. Цыбульского, И. А. Климишина («Календарь и хронология», 3-е изд., 1990), А. А. Романовой («Древнерусские календарно-хронологические источники XV–XVII вв.», 2002), П. В. Кузенкова («Христианские хронологические системы: История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции», 2015) и др.
Особое место с сер. 19 в. заняло изучение хронологии рус. летописания, основы которого были заложены в работах М. П. Погодина, И. Д. Беляева и А. А. Куника. В нач. 20 в. важный вклад в это направление внесли Н. В. Степанов [«Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентиевской и 1-й Новгородской летописям», 1909; «К вопросу о календаре Лаврентиевской летописи», 1910] и Д. О. Святский («Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения», 1915). Во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. появились работы Н. Г. Бережкова («Хронология русского летописания», 1963), И. Н. Данилевского, С. В. Цыба («Древнерусское времяисчисление в "Повести временных лет"», 1995).
Учебные курсы по Х. и. созданы Л. В. Черепниным («Русская хронология», 1944), Е. И. Каменцевой («Хронология», 1967; 2-е изд., 2003), И. П. Ермолаевым («Историческая хронология», 1980), А. П. Пронштейном и В. Я. Кияшко («Хронология», 1981).
В 20 – нач. 21 вв. большое значение для Х. и. приобрели новые методы датировок (радиоуглеродный анализ, дендрохронология и др.), использование компьютерных технологий.