ЛЕТОСЧИСЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕТОСЧИСЛЕ́НИЕ, способ указания даты, выражающийся в той или иной системе последовательного счёта лет. В основе Л. может лежать: 1) эпонимическая маркировка отд. годов; 2) случайный или регулярный отрезок времени (срок правления, период); 3) определённая эпоха, принятая за абсолютное начало отсчёта (эра). При переводе из одной системы Л. в другую необходимо учитывать несовпадение начала года (т. н. стиля) в разл. календарях.
В древности осн. способом Л. был счёт лет правления царей и иных верховных правителей. При несовпадении начала правления и начала года неполный год причислялся к годам либо старого правителя, либо нового. Для расчётов больших периодов в античной астрономии применялся «канон царей»: таблица годов правления царей Вавилона (начиная с Набонассара, 747 до н. э.), Персии, Александра Македонского, Птолемеев и рим. императоров. В Китае, Японии, Вьетнаме и др. странах для Л. использовались т. н. девизы правления, не совпадающие с периодами отд. царствований.
В ряде древних государств годы указывались по ежегодно сменяемым должностным лицам, власть которых могла быть реальной (лимму в Ассирии, консулы в Рим. республике) или номинальной (архонты-эпонимы в Афинах, консулы в Рим. империи). В позднеримскую и визант. эпохи официальное Л. по консулам или (c 537) по годам императоров соседствовало с циклич. счётом по т. н. индиктам – 15-летним периодам налоговой отчётности. Индикт был осн. офиц. видом Л. в Рим. империи (Византии) с 4 в. н. э. до 1453 (в Священной Рим. империи до 19 в.). Др. вариантом циклич. Л. является кит. 60-летний цикл, равный 5 циклам Юпитера (12-летний «животный цикл») и 2 циклам Сатурна, получивший распространение у мн. др. народов (монголов, тюрок, японцев, корейцев, вьетнамцев и др.).
С 3 в. до н. э. в греч. историч. сочинениях появилась система Л. по олимпиадам, с 4-летним циклом и началом отсчёта (эпохой) 776 до н. э. Др.-рим. историки применяли систему Л. «от основания города (Рима)» (753 или 754 до н. э.). В эллинистич. и рим. эпохи в практич. употребление стали входить т. н. эры – системы счёта лет от к.-л. крупного историч. события. В 4–1 вв. до н. э. появилось множество региональных эр, приуроченных к эпохальным битвам и завоеваниям (Александра Македонского и диадохов, Гнея Помпея, Гая Юлия Цезаря, Октавиана Августа). Широкое распространение на Востоке получила эра Селевкидов (с 312/311 до н. э.), известная также как «эра Двурогого» (у арабов), «эра документов» (у иудеев) или «эра греков» (у христиан-сирийцев, применявших её до 19 в.). В Египте распространилась эра Диоклетиана, или «мучеников» (с 29 авг. 284 н. э.), по которой считались годы в пасхальных таблицах (до сих пор используется коптами и эфиопами). В Армении и Грузии существовали особые эры, также связанные с пасхалией.
С распространением христианства появились эры, берущие начало от Сотворения мира, рождения или воскресения Иисуса Христа. Из большого количества их вариантов в практич. употребление вошли эры от Сотворения мира византийского (с 5509/08 до н. э.) и александрийского (с 5492 до н. э.) типов, а также эра от Рождества (или Воплощения) Христова, изобретённая в 525 лат. пасхалистом Дионисием Малым. Последняя с 8 в. распространилась в Британии и Франции, а к 15 в. приобрела общезападноевропейский характер. Ныне эра Дионисия под назв. новой или общей (common era) используется для Л. в большинстве стран мира. В России переход на неё произошёл в 1700 по указу царя Петра I; прежнее, византийское, Л. от Сотворения мира сохранилось в церковном обиходе.
В странах ислама применяется Л. от хиджры (622 н. э.). Годы хиджры считаются как по араб. лунному, так и по иран. солнечному («солнечная хиджра») календарю. В совр. иудейской традиции применяется эра от Сотворения мира (с 6/7 окт. 3761 до н. э.). Инд. нац. календарь (1957) использует т. н. эру Сака (с 78 н. э.).