СФРАГИ́СТИКА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СФРАГИ́СТИКА (от греч. σφραγίς – печать), сигиллография (от лат. sigillum – печать и …графия), вспомогательная историч. дисциплина, изучающая печати. Печати рассматриваются гл. обр. как знаки удостоверения документов, историч. источники (особенно важны для истории гос. институтов), памятники иск-ва. Если печать сохранилась в связи с документом, С. выступает как часть дипломатики. Направления С. выделяются по культурно-хронологич. принципу, от Древнего Востока до Нового времени. Значит. развития достигли ср.-век. зап.-европ., визант., др.-рус. направления.
Становление западноевропейской С. как особой дисциплины началось в кон. 17 в. в рамках дипломатики (Ж. Мабильон; Франция), с эпохи Возрождения ей предшествовало коллекционирование печатей. Сначала преобладал интерес к печатям с точки зрения дипломатики и права, с сер. 19 в. – геральдики и генеалогии. Развитию С. способствовала секуляризация архивов в нач. 19 в. С сер. 19 в. началась инвентаризация и публикация собраний печатей и их муляжей по коллекционной (часто архивной) или территориальной принадлежности: число сохранившихся матриц 5–15 вв. – ок. 50 тыс. (в осн. франц.), оттисков – 2–3 млн. В систематизации печатей выделяются осн. подходы: социальная идентичность владельца (Л. Дуэ-д’Арк, Франция, 1863), внешнее содержание (изображение/текст на печати) (Ф. К. Гогенлоэ-Вальденбург, Германия, 1877), семантика (Т. Дидерих, Германия, 1983). Со 2-й пол. 20 в., чему способствовал К-т по сигиллографии Междунар. совета архивов (1958–2012, преемник – междунар. организация SIGILLVM), усиливается координация деятельности учёных разных стран, унификация науч. аппарата (в т. ч. разработка единой формы описания печатей), растёт интерес к печати как памятникам иск-ва (в т. ч. организуются музейные выставки). Совр. С. характеризуется углублённым интересом к отд. группам печатей, компьютерной обработкой данных, междисциплинарным подходом, смещением акцента на анализ историко-культурного (Т. Дидерих) и социального (Ж. Л. Шассель, Б. М. Бедос-Резак, Франция) контекстов функционирования печатей, библиографированием. Одним из осн. центров является Société française d’héraldique et de sigillographie (1937), которое издаёт «Revue française d’héraldique et de sigillographie». Крупнейшие коллекции ср.-век. печатей: Национальная библиотека Франции, франц. нац. архивы, Британский музей.
Начало византийской С. положили публикации визант. печатей с сер. 18 в. (Ф. Фикорони, Италия). Толчком к её оформлению стали многочисл. находки печатей при строительстве в Стамбуле (быв. Константинополе) во 2-й пол. 19 в. Основу их изучения заложили: в Германии – А. Д. Мордтман, определивший принципы хронологич. деления визант. печатей (1873); во Франции – Г. Шлюмберже, давший общую классификацию визант. печатей, в т. ч. с указанием титулов и должностей чиновников (включая провинциальных), с географич. названиями или родовыми именами, церковных печатей (1884); в России – Н. П. Лихачёв, впервые представивший визант. печати как памятники иск-ва (1911). Бурное развитие визант. С. начинается с 1960-х гг. Обширный корпус печатей Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского патриархатов (1963, 1965, 1972) и центр. администрации Византии (1981) создал В. Лоран (Франция). Базовыми являются систематич. публикации коллекций: музейных [в т. ч. Ватикан – В. Лоран (1962); Археологический музей в Стамбуле – Ж. К. Шене, Т. Гёкйылдырым, В. Бургурлу (2012); Эрмитаж и Херсонесский музей-заповедник – Б. А. Панченко, В. С. Шандровская, И. В. Соколова, Е. В. Степанова, Н. А. Алексеенко, В. П. Степаненко], частных [Г. Закос (1972, 1984), Г. Оргидан (1962), А. Сериг (1991), Д. Теодоридис (2010) и др.], по месту находок (Болгария – И. Йорданов) и хранения (Австрия – В. Зайбт, А. К. Вассилиу-Зайбт; Германия – П. Шпек, К. Зоде). Важны своды печатей с географич. названиями из Думбартон-Окс (Дамбартон-Окс) и музея Фогг (Н. Икономидис, Дж. Несбитт, Э. Макгир, С. Морриссон, 1991–2009), родовыми именами [И. Леонтиадис (1998), Х. Ставракос (2000), В. С. Шандровская, В. Зайбт (2005)], метрич. (А. К. Вассилиу-Зайбт, 2011) и лат. (Е. В. Степанова, 2006) надписями, визант. администрации Херсона (Н. А. Алексеенко, 2012), имп. печатей (И. В. Соколова, 2007). Крупнейшие коллекции находятся в Думбартон-Окс (Вашингтон), Эрмитаже, Нац. библиотеке Франции. С 1987 периодически выходит «Studies in Byzantine Sigillography», с 2003 – «Нумизматика, сфрагистика и епиграфика» (Болгария). Ряд статей напечатан в сб. «Нумизматика и сфрагистика» (вып. 1–5, 1963–74) и др. сб-ках. С 1986 регулярно проходят симпозиумы по визант. С., в т. ч. в рамках Междунар. конгрессов византинистов.
Русская С. начала формироваться во 2-й пол. 17 в. в связи с усилением интереса к генеалогии и геральдике («Титулярник», 1672). В 18 – нач. 19 вв. обзоры и описания печатей дали В. Н. Татищев, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин. К первым спец. исследованиям по рус. С. относится работа Е. А. Болховитинова (1818). Обзор печатей до 18 в. сделан А. Б. Лакиером (1855), П. И. Иванов опубликовал первый альбом печатей (1858). Основу совр. рус. С. заложил Н. П. Лихачёв в кон. 19 в. – 1920-х гг. Он выделил осн. группы др.-рус. печатей, дал их хронологич. атрибуцию, определил заказчиков, показал связь с визант. печатями. А. В. Орешников (1903) показал связь С. и нумизматики, значение изучения печатей для рус. истории и археологии. Многочисл. находки печатей в археологич. контексте, особенно связанном с княжескими резиденциями (Рюриково городище, Довмонтово городище в Пскове и др.), обусловили качественно новый этап рус. С., отражённый в работах В. Л. Янина, продолженных М. П. Сотниковой, С. В. Белецким, П. Г. Гайдуковым, Т. А. Чуковой, Э. А. Гордиенко и др. Осн. коллекции: Эрмитаж, Новгородский музей-заповедник, Исторический музей и др.