ДРО́ЙЗЕН ИОГАНН ГУСТАВ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРО́ЙЗЕН (Droysen) Иоганн Густав [6.7.1808, Трептов-ан-дер-Рега, Померания, Пруссия (ныне Тшебятув, Польша) – 19.6.1884, Берлин], герм. историк, член Королевской прус. АН (1867). Из семьи воен. священника. В 1829 окончил Берлинский ун-т, где специализировался по филологии и истории античного мира. После ун-та преподавал в гимназии. С 1833 приват-доцент Берлинского ун-та; проф. Кильского (с 1840), Йенского (с 1851), Берлинского (с 1859) ун-тов. В период Революции 1848–49 в Германии активно участвовал в выступлениях против дат. политики в Шлезвиге, представлял сформированное в Киле врем. правительство Шлезвига в герм. бундестаге; чл. Франкфуртского национального собрания 1848–49, где принадлежал к умеренно-либеральной партии (т. н. Партии казино), секретарь комиссии, занимавшейся выработкой герм. конституции. Выступал за объединение Германии «сверху» вокруг Пруссии и создание конституционно-монархич. государства. После отказа в 1849 прус. короля Фридриха Вильгельма IV принять имп. корону завершил политич. карьеру, но продолжал последовательно проводить политические идеи в своих трудах. Подобно Г. фон Зибелю и Г. фон Трейчке, Д. рассматривал историю как прикладную науку, имеющую воспитат. значение и служащую гос. интересам. Он открыто отвергал требование Л. фон Ранке соблюдать объективность при оценке историч. событий и личностей. Такой подход ярко проявился в работах Д. уже на начальном этапе его исследовательской деятельности в 1830–40-х гг.
В 1833 Д. опубликовал первый большой труд «История Александра Великого», за которым последовало продолжение – «История эллинизма» (т. 1–2, 1836–43), где представлена история диадохов (преемников) Александра Македонского. Позднее Д. переработал и свёл воедино эти монографии и опубликовал под общим назв. «История эллинизма». Он первым обратился к изучению позднего периода греч. истории, которому дал назв. эллинизм (введение этого термина в науч. оборот – бесспорная заслуга Д.), скрупулёзно восстановил событийную канву времени Александра Македонского, диадохов и последующих эллинистич. властителей – эпигонов (изложение доведено до 222 до н. э.). Приверженность монархизму и национализму в сочетании с европоцентризмом, усвоенным от Г. В. Ф. Гегеля, лекции которого он посещал в Берлинском ун-те, обусловили идеализацию Д. личности Александра Македонского как строителя новой мировой империи и общее одностороннее понимание эллинизма как «распространения греческого господства и образованности среди отживших культурных народов Востока».
Перейдя в нач. 1850-х гг. к разработке проблем герм. истории, Д. в своих трудах всесторонне обосновывал необходимость объединения немцев под эгидой Пруссии, а не Австрии и позитивную роль в собирании нем. земель начиная с 15 в. дома Гогенцоллернов. Как один из наиболее ярких представителей т. н. малогерманской историч. школы, Д. оказал значит. влияние на формирование историч. представлений современников и на развитие герм. историографии в целом (среди его учеников Ф. Мейнеке и ряд др. известных герм. историков). Работы Д. по теории историч. познания подготовили почву для герм. филос.-историч. школы нач. 20 в. (В. Дильтей, Г. Риккерт и др.).