РИ́ККЕРТ ГЕНРИХ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИ́ККЕРТ (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск – 25.7.1936, Гейдельберг), нем. философ, наряду с В. Виндельбандом виднейший представитель баденской (фрайбургской) школы неокантианства. Учился в ун-тах Берлина (1884–85) и Страсбурга (1885–88, ученик Виндельбанда). Проф. Фрайбургского (1894–1915) и Гейдельбергского (1916–32) ун-тов.
Филос. позиция Р. претерпела сложную эволюцию: от анализа гносеологич. проблем (предмет познания, классификация наук) он перешёл к построению системы философии как теории ценностей, а в конце жизни – к новому обоснованию онтологии. В гл. работах первого периода «Предмет познания» [1892, существенно переработанные 2-е изд. «Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания» («Der Gegenstand der Erkenntnis: Einführung in die Transzendentalphilosophie», 1904, рус. пер. 1904) и 3-е изд., 1915] и «Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки» («Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbilding. Eine logische Einleitung in die historischen Wissenschaften», Bd 1–2, 1896–1902, рус. пер. 1903, 1997) Р., отвергая в русле общей позиции неокантианства кантовское понятие «вещи в себе», сводит бытие к сознанию субъекта, понимаемому как всеобщее, безличное сознание, тождественное у всех людей. На этой основе Р. решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного: данная в познании действительность имманентна сознанию, однако существует объективная, независимая от субъекта трансцендентная реальность, составляющая предмет веры. Познаваемая же действительность представляет собой результат творч. деятельности сознания, конструирующего природу (естествознание) и культуру (науки о культуре). Вслед за Виндельбандом, сформулировавшим понятия номотетического метода и идиографического метода в качестве осн. способов познания, Р. противопоставил характерный для естествознания (наук о природе) генерализующий метод, конструирующий посредством априорных логич. форм общее, законы, и индивидуализирующий метод наук о культуре, направленный на понимание единичных, неповторимых историч. явлений и событий. При этом Р. отдаёт предпочтение истории, которая, имея дело с индивидуальным, гораздо ближе к действительности, чем естествознание, оперирующее упрощающими многообразное бытие понятиями. В отличие от естествознания науки о культуре соотносят рассматриваемые ими явления не с законами, а с ценностями, образующими «совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта», трансцендентный мир смысла. Вечные ценности реализуются в объектах культуры (Р. называет их «благами») в процессе её историч. развития, составляя её конкретное «смысловое ядро». Р. вычленяет 6 ценностных сфер (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующих им типов ценностей (истина, красота, сверхличная святость, нравственность, счастье, личная святость).
В работах 1920–30-х гг., содержащих критику философии жизни, феноменологии и экзистенциализма, с позиции «онтологического плюрализма» рассматриваются разл. виды бытия многогранного мирового целого.