МЕ́ЙНЕКЕ МАЙНЕКЕ ФРИДРИХ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ЙНЕКЕ, Майнеке (Meinecke) Фридрих (30.10.1862, Зальцведель – 6.2.1954, Зап. Берлин), герм. историк, акад. Прус. АН (1915–50), чл.-корр. Баварской АН (1911). Из семьи почтового служащего. В 1882–86 изучал историю, философию и германистику в Боннском и Берлинском ун-тах. Среди учителей М. – И. Г. Дройзен, Г. фон Зибель, Г. фон Трейчке. В 1887 поступил на прус. архивную службу. С 1893 редактор ведущего герм. историч. ж. «Historische Zeitschrift», после смерти Г. фон Трейчке в 1896 возглавил журнал. В 1896 в Берлинском ун-те защитил диссертацию, посвящённую прус. реформатору ген.-фельдм. Г. фон Бойену («Das Leben des Generalfeldmarschalls Hermann von Boyen»; опубл. в 2 томах в 1896–99). С 1901 ординарный проф. Страсбургского, с 1906 Фрайбургского, с 1914 Берлинского ун-тов. В трудах «Эпоха германского подъёма. 1795–1815» («Das Zeitalter der deutschen Erhebung. 1795–1815», 1906) и «Космополитизм и национальное государство. Исследования генезиса германского национального государства» («Weltbürgertum und Nationalstaat. Studien zur Genesis des deutschen Nationalstaates», 1908) трактовал герм. историю со времени прус. реформ нач. 19 в. до образования Герм. империи в 1871 как гармоничный процесс поступательного развития, определявшийся вызреванием идеи нац.-гос. объединения немцев, носителями которой являлись ведущие герм. историч. личности. Наряду с В. Дильтеем и Э. Трёльчем, стал основоположником т. н. идейно-историч. школы в герм. историографии, отводившей центр. место изучению истории политич. идей и воплощению этих идей в деятельности отдельно взятой историч. личности, а инструментом познания провозглашавшей индивидуализирующий метод (подход к каждому историч. явлению как к сугубо индивидуальному феномену). В 1910-х гг. под влиянием идей Ф. Наумана М. перешёл с консервативно-монархич. позиций на позиции социального либерализма, активно включился в политич. жизнь, пропагандировал на страницах газет и журналов идею проведения внутр. реформ, призванных обеспечить социальный мир и консолидацию герм. государства. После начала 1-й мировой войны выступал за заключение перемирия и решение спорных вопросов за столом переговоров. С падением монархии в Германии в 1918 высказался в поддержку Веймарской республики, участвовал в создании Немецкой демократической партии. В 1924 М. опубликовал труд «Идея государственного разума в новой истории» («Die Idee der Staatsräson in der neueren Geschichte»), в котором рассматривал проблему соотношения этики и «реальной политики» со времён Н. Макиавелли до нач. 20 в. и проводил мысль о необходимости ограничения политики насилия и диктата. В 1928 создал и возглавил Имперскую историч. комиссию. В 1932 по достижении пенсионного возраста оставил пост проф. Берлинского ун-та. Неодобрительно относился к национал-социализму и установлению в Германии гитлеровской диктатуры. В 1934 отстранён от руководства Имперской историч. комиссией, в 1935 в знак протеста против нападок властей на «Historische Zeitschrift» покинул пост гл. редактора. В 1936 опубликовал исследование «Возникновение историзма» («Die Entstehung des Historismus», рус. пер. 2004). В нём изложил собств. понимание шкалы ценностей и принципов, которыми должна руководствоваться историч. наука и которые должны определять историч. сознание личности. После поражения Германии во 2-й мировой войне издал труд «Германская катастрофа» («Die deutsche Katastrophe», 1946), в котором попытался проанализировать причины прихода А. Гитлера к власти и нац. трагедии, пережитой немцами, с позиций идейно-политич. истории. М. представил их как результат идейного кризиса герм. общества, врем. утверждения в сознании нем. народа иррационального, «демонического» начала. В 1948 назначен поч. ректором Свободного ун-та, созданного в зап. оккупационных секторах Берлина. В 1949 завершил работу над 2-томной автобиографией (1-й том вышел в свет в 1941). В 1951 Семинар ср.-век. и новой истории этого ун-та переименован в Ин-т Фридриха Мейнеке.
Неубедительная трактовка М. причин установления в Германии нацистской диктатуры вызвала острую критику в его адрес со стороны представителей разл. направлений историч. науки. Неприятие этой трактовки обусловило в дальнейшем в целом негативное отношение ко всему его науч. наследию. В 1950–60-х гг. левые и либеральные историки нередко характеризовали М. как «апологета империализма» и представителя «реакционного направления» в историографии. Впоследствии оценки творчества М. стали более сдержанными. Науч. школа, созданная М., располагает влиянием как в Германии, так и в США, куда в 1930-х гг. эмигрировали многие его ученики.