КО́ЛЛИНГВУД РОБИН ДЖОРДЖ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ЛЛИНГВУД (Collingwood) Робин Джордж (22.2.1889, Картмел-Фелл, графство Ланкашир – 9.1.1943, Конистон), брит. историк, философ, археолог. Окончил Оксфордский ун-т (1912), затем преподавал философию и участвовал в археологич. раскопках. Крупнейший специалист по древней истории Британии. Итогом археологич. исследований К. стали исторические труды «Римская Британия» («Roman Britain», 1923) и «Археология римской Британии» («The archaeology of Roman Britain», 1930, совм. с Дж. Ричмондом).
Переосмысляя исходные принципы неогегельянства («мировой дух – просто мифология»), К. рассматривает создаваемую мышлением восходящую иерархию «форм опыта» (искусство – религия – наука – история – философия), основанную соответственно на воображении, символизации и абстракции («Зеркало духа, или Карта знания» — «Speculum mentis or the Map of knowledge», 1924). Дилемма между необходимой для философии предпосылкой абсолютного знания и историч. изменчивостью всякого знания обсуждалась в ряде последующих его сочинений. Филос. знание предстаёт у К. как непрекращающийся процесс вопросов и ответов, когда хороший ответ позволяет задавать новые вопросы и получать новые ответы. Принципы метафизики – неявные «абсолютные» предпосылки («презумпции») науч. мышления (напр., представления о причинности, законах природы и т. п.), к которым неприменимы понятия истинного и ложного и которые осознаются лишь в процессе историч. анализа их изменения и появления новых «абсолютных» предпосылок («Опыт метафизики» — «An essasy on metaphysics», 1940).
В «Принципах искусства» («The principles of art», 1938, рус. пер. 1999) К. вслед за Б. Кроче усматривает сущность иск-ва в выражении: в качестве деятельности воображения иск-во объективирует в той или иной форме неосознанные переживания, доводя их тем самым до сознания: художник требуется людям, потому что «общество никогда не знает всей своей души».
Изданная посмертно «Идея истории» («The idea of history», 1946, рус. пер. 1980) содержит обширную историографию филос. осмысления истории и методологич. концепцию самого К., исходящую из того, что «история в собственном смысле слова является историей мысли», ибо любое событие «на самом деле является действием и выражает определённую мысль (намерение, цель) субъекта, его производящего; дело историка поэтому – познать эту мысль» («Идея истории. Автобиография». М., 1980. С. 396).
Написанный во время 2-й мировой войны «Новый Левиафан» («The new Leviathan», 1942) представляет собой своеобразную актуализацию традиц. идей брит. либерализма, прежде всего Т. Гоббса и Дж. Локка, в противостоянии иррационалистич. идеологии фашизма: варварству как осознанному использованию грубой силы К. противопоставляет цивилизацию с характерной для неё разумной регуляцией политич. разногласий.