Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭПИГРА́ФИКА

Авторы: И. С. Филиппов

ЭПИГРА́ФИКА (от греч. ἐπιγραφή – над­пись), вспо­мо­га­тель­ная ис­то­рич. дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая над­пи­си на твёр­дом ма­те­риа­ле: кам­не, ме­тал­ле, кос­ти, де­ре­ве, бе­ре­сте, ке­ра­ми­ке, шту­ка­тур­ке и др. По тра­ди­ции, Э. не за­ни­ма­ет­ся над­пи­сями (ле­ген­да­ми) на мо­не­тах и пе­ча­тях (см. Ну­миз­ма­ти­ка и Сфра­ги­сти­ка), па­пи­ру­се, пер­га­ме­не, бу­ма­ге (см. Па­лео­гра­фия).

Осо­бен­но цен­ны над­пи­си, по­лу­чен­ные в хо­де ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок, ре­зуль­та­ты ко­то­рых по­зво­ля­ют луч­ше по­ни­мать кон­текст про­ис­хо­ж­де­ния и бы­то­ва­ния па­мят­ни­ков Э. В свою оче­редь, дан­ные Э. важ­ны для изу­че­ния ве­щей, со­ору­же­ний, ар­хео­ло­гич. ком­плек­сов, куль­тур, с ко­то­ры­ми свя­за­ны над­пи­си – от да­ти­ров­ки (по упо­ми­нае­мым реа­ли­ям, вплоть до ка­лен­дар­ной да­ты, осо­бен­но­стям на­чер­та­ния и т. д.) до ис­то­рич. ин­тер­пре­та­ции. Э. тес­но свя­за­на и с язы­ко­зна­ни­ем: пись­мен­ность яв­ля­ет­ся ос­но­вой клас­си­фи­ка­ции па­мят­ни­ков Э., при этом древ­ней­шие об­раз­цы пись­мен­но­сти пред­став­ле­ны имен­но над­пи­ся­ми, ко­то­рые со­став­ля­ют ос­нов­ной (ино­гда и весь) кор­пус ис­точ­ни­ков для изу­че­ния ря­да древ­них язы­ков. Э. да­ёт осн. ма­те­ри­ал для ис­сле­до­ва­ния про­ис­хо­ж­де­ния и раз­ви­тия мн. форм пись­ма и де­шиф­ров­ки пись­мен­но­сти мн. древ­них на­ро­дов.

Э. за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в изу­че­нии древ­ней­ших ци­ви­ли­за­ций: Егип­та Древ­не­го (см. так­же Тек­сты за­упо­кой­ные Древ­не­го Егип­та), Пе­ред­ней (см. Ас­си­ри­о­ло­гия, Кли­но­пись, За­пад­но­се­мит­ское пись­мо), Юж­ной (ха­рапп­ская ци­ви­ли­за­ция, ха­рапп­ское пись­мо; юж­но­ара­вий­ское пись­мо), Вос­точ­ной (ки­тай­ское пись­мо) Азии, эгей­ской куль­ту­ры (см. в ст. Крит­ское пись­мо), Ме­зо­аме­ри­ки (ас­тек­ское пись­мо, майя пись­мо, миш­тек­ское пись­мо, са­по­тек­ское пись­мо, тео­тиуа­кан­ское пись­мо, эпи­оль­мек­ское пись­мо) и др., где над­пи­си яв­ля­ют­ся од­ним из осн. письм. ис­точ­ни­ков. Для них, как и для куль­тур ан­тич­но­го ми­ра, по­пол­не­ние кор­пу­са тек­стов ны­не про­ис­хо­дит в осн. за счёт на­хо­док па­мят­ни­ков эпи­гра­фи­ки.

В ря­де слу­ча­ев письм. на­сле­дие на­ро­да, кон­фес­сии и т. д. для оп­ре­де­лён­ной эпо­хи пол­но­стью со­сто­ит из па­мят­ни­ков Э., напр. над­пи­си на эт­рус­ском язы­ке, кипр­ское пись­мо 6–4 вв. до н. э., ан­тич­ное и ср.-век. ли­вий­ское пись­мо, ран­ние па­мят­ни­ки ру­ни­че­ско­го пись­ма у гер­ман­цев, ога­ми­че­ское пись­мо ост­ров­ных кель­тов, древ­ней­шие об­раз­цы гру­зин­ско­го пись­ма, аг­ван­ское пись­мо хри­сти­ан Вост. За­кав­ка­зья, над­пи­си ря­да на­ро­дов Азии, ис­поль­зо­вав­ших ин­дий­ское пись­мо, ко­хау рон­го-рон­го пись­мо о. Пас­хи.

В изу­че­нии ис­то­рии и куль­ту­ры мн. на­ро­дов и госу­дарств сред­них ве­ков и Но­во­го вре­ме­ни Э. иг­ра­ет мень­шую роль, но не­за­ме­ни­ма при изу­че­нии об­ществ. сло­ёв, не ос­та­вив­ших иные письм. па­мят­ни­ки. Напр., от­кры­тие и ис­сле­дова­ние граф­фи­ти на сте­нах церк­вей, бе­ре­стя­ных гра­мот, но­во­го­род­ских де­ре­вян­ных би­рок и др. па­мят­ни­ков Э. кар­ди­наль­но из­ме­ни­ло пред­став­ле­ние о гра­мот­но­сти на Ру­си, мн. сто­ро­нах её эко­но­ми­ки, об­ществ. жиз­ни, куль­ту­ры. Для ря­да госу­дарств Сред­не­ве­ко­вья над­пи­си, не­ред­ко свя­зан­ные с мо­ну­мен­та­ми, яв­ля­ют­ся важ­ней­шим ис­точ­ни­ком изу­че­ния идео­ло­гии и мн. др. ас­пек­тов ис­то­рии, напр. Тюрк­ско­го ка­га­на­та, Уй­гур­ско­го ка­га­на­та, Кыр­гыз­ско­го ка­га­на­та (см. так­же ор­хо­но-ени­сей­ские над­пи­си), ино­эт­нич­но­го пра­вя­ще­го слоя гос-в Ляо (см. Ки­дань­ский язык), Цзинь (чжур­чжэнь­ские сте­лы, чжур­чжэнь­ское пись­мо). Совр. над­пи­си сис­те­ма­ти­че­ски поч­ти не ис­сле­ду­ют­ся, хо­тя не­ко­то­рые их груп­пы очень цен­ны как ис­точ­ник ин­фор­ма­ции о со­ци­аль­ной ис­то­рии и куль­ту­ре.

Над­пи­си, изу­чае­мые Э., как пра­ви­ло, соз­да­ва­лись в рас­чё­те на дол­гое су­ще­ст­во­ва­ние; фор­ма и ма­не­ра пись­ма на твёр­дом ма­те­риа­ле от­ли­ча­лись свое­об­ра­зи­ем; со­сед­ст­во тек­ста с изо­бра­же­ни­ем, ха­рак­тер­ное для мн. древ­них над­пи­сей, так­же на­кла­ды­ва­ло на них свой от­пе­ча­ток, уве­ли­чи­вая ин­фор­мац. по­тен­ци­ал ис­точ­ни­ка. В от­ли­чие от ря­да др. письм. па­мят­ни­ков, за­пи­си на твёр­дом ма­те­риа­ле со­хра­ня­ют­ся в из­на­чаль­ном ви­де и ре­дак­ции, хо­тя не­ред­ко с по­вре­ж­де­ния­ми. Мн. па­мят­ни­ки Э. (ес­ли не счи­тать над­пи­си на ар­те­фак­тах и др. ве­щах) не пе­ре­ме­ща­лись, что за­час­тую сни­ма­ет во­прос об их про­ис­хо­ж­де­нии и об­лег­ча­ет да­ти­ров­ку.

Сре­ди важ­ней­ших эпи­гра­фич. ис­точ­ни­ков – ме­ж­ду­нар. до­го­во­ра, за­ко­ны древ­них госу­дарств, тек­сты о дея­ни­ях пра­ви­те­лей, ус­та­вы кор­по­ра­ций, др. над­пи­си офиц. ха­рак­те­ра. Не ме­нее важ­ны эпи­та­фии, со­хра­нив­шие эле­мен­ты био­гра­фии и ге­неа­ло­гии умер­ше­го, ре­лиг. гим­ны, мо­лит­вы, за­кля­тья, ри­ту­аль­ные и по­свя­ти­тель­ные (во­тив­ные) над­пи­си, дол­го­вые обя­за­тель­ст­ва, лич­ные по­сла­ния и над­пи­си о со­бы­ти­ях, важ­ных для ав­то­ра, тек­сты па­лом­ни­ков, над­пи­си из­го­то­ви­те­лей, за­каз­чи­ков, вла­дель­цев па­мят­ни­ков ис­кус­ст­ва, ору­жия и т. д. (см. так­же Ост­ра­кон). Э. изу­ча­ет над­пи­си, сде­лан­ные как про­фес­сио­на­ла­ми, так и лю­бы­ми гра­мот­ны­ми людь­ми, поже­лав­ши­ми вы­ре­зать или на­ца­ра­пать на сте­не об­ществ. (от хра­ма до тюрь­мы) или ча­ст­ной по­строй­ки, на со­су­де, пред­ме­те ме­бе­ли и др. текст лю­бо­го со­дер­жа­ния. Та­кие граф­фи­ти бес­цен­ны для изу­че­ния куль­то­вой и по­все­днев­ной жиз­ни, умо­на­строе­ний про­шло­го. В ря­де слу­ча­ев над­пись яв­ля­ет­ся ча­стью де­ко­ра­тив­но-ху­дож. оформ­ле­ния строе­ний (напр., араб­ское пись­мо), по­су­ды, ору­жия и др. из­де­лий.

Сре­ди пе­рио­дич. из­да­ний по Э.: «L’Annéeépigraphique» (Па­риж, с 1888), «Epigraphia Indica» (Каль­кут­та; Де­ли, с 1888), «Epigraphische Studien» (Бонн и др., с 1967, сна­ча­ла как но­ме­ра «Bon­ner Jahrbücher»), «Zeitschrift für Papy­rologie und Epigraphik» (Кёльн, с 1967) «Гу вэнь­цзы янь­цзю» (Пе­кин и др., с 1979) и мно­гие другие по ре­гио­нам и пе­рио­дам; в Рос­сии – «Эпи­гра­фи­ка Вос­то­ка» (с 1947), «Ну­миз­ма­ти­ка и эпи­гра­фи­ка» (с 1960), «Во­про­сы эпи­гра­фи­ки» (с 2006) и др.

Лит.: Над­пи­си // Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гау­за и Ев­фро­на. М., 1897. Т. 20 (39); Robert L. Epigraphie // L’histoire et ses mé­tho­des. P., 1961; Эпи­гра­фи­ка // Со­вет­ская ис­то­ри­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 1976. Т. 16; Millar F. Epigraphy // Sources for ancient his­tory / Ed. M. Crawford. Camb., 1983; Epigra­phic evidence: ancient history from inscriptions / Ed. J. P. Bodel. L.; N. Y., 2001.

Вернуться к началу