ЭПИГРА́ФИКА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭПИГРА́ФИКА (от греч. ἐπιγραφή – надпись), вспомогательная историч. дисциплина, изучающая надписи на твёрдом материале: камне, металле, кости, дереве, бересте, керамике, штукатурке и др. По традиции, Э. не занимается надписями (легендами) на монетах и печатях (см. Нумизматика и Сфрагистика), папирусе, пергамене, бумаге (см. Палеография).
Особенно ценны надписи, полученные в ходе археологич. раскопок, результаты которых позволяют лучше понимать контекст происхождения и бытования памятников Э. В свою очередь, данные Э. важны для изучения вещей, сооружений, археологич. комплексов, культур, с которыми связаны надписи – от датировки (по упоминаемым реалиям, вплоть до календарной даты, особенностям начертания и т. д.) до историч. интерпретации. Э. тесно связана и с языкознанием: письменность является основой классификации памятников Э., при этом древнейшие образцы письменности представлены именно надписями, которые составляют основной (иногда и весь) корпус источников для изучения ряда древних языков. Э. даёт осн. материал для исследования происхождения и развития мн. форм письма и дешифровки письменности мн. древних народов.
Э. занимает особое место в изучении древнейших цивилизаций: Египта Древнего (см. также Тексты заупокойные Древнего Египта), Передней (см. Ассириология, Клинопись, Западносемитское письмо), Южной (хараппская цивилизация, хараппское письмо; южноаравийское письмо), Восточной (китайское письмо) Азии, эгейской культуры (см. в ст. Критское письмо), Мезоамерики (астекское письмо, майя письмо, миштекское письмо, сапотекское письмо, теотиуаканское письмо, эпиольмекское письмо) и др., где надписи являются одним из осн. письм. источников. Для них, как и для культур античного мира, пополнение корпуса текстов ныне происходит в осн. за счёт находок памятников эпиграфики.
В ряде случаев письм. наследие народа, конфессии и т. д. для определённой эпохи полностью состоит из памятников Э., напр. надписи на этрусском языке, кипрское письмо 6–4 вв. до н. э., античное и ср.-век. ливийское письмо, ранние памятники рунического письма у германцев, огамическое письмо островных кельтов, древнейшие образцы грузинского письма, агванское письмо христиан Вост. Закавказья, надписи ряда народов Азии, использовавших индийское письмо, кохау ронго-ронго письмо о. Пасхи.
В изучении истории и культуры мн. народов и государств средних веков и Нового времени Э. играет меньшую роль, но незаменима при изучении обществ. слоёв, не оставивших иные письм. памятники. Напр., открытие и исследование граффити на стенах церквей, берестяных грамот, новогородских деревянных бирок и др. памятников Э. кардинально изменило представление о грамотности на Руси, мн. сторонах её экономики, обществ. жизни, культуры. Для ряда государств Средневековья надписи, нередко связанные с монументами, являются важнейшим источником изучения идеологии и мн. др. аспектов истории, напр. Тюркского каганата, Уйгурского каганата, Кыргызского каганата (см. также орхоно-енисейские надписи), иноэтничного правящего слоя гос-в Ляо (см. Киданьский язык), Цзинь (чжурчжэньские стелы, чжурчжэньское письмо). Совр. надписи систематически почти не исследуются, хотя некоторые их группы очень ценны как источник информации о социальной истории и культуре.
Надписи, изучаемые Э., как правило, создавались в расчёте на долгое существование; форма и манера письма на твёрдом материале отличались своеобразием; соседство текста с изображением, характерное для мн. древних надписей, также накладывало на них свой отпечаток, увеличивая информац. потенциал источника. В отличие от ряда др. письм. памятников, записи на твёрдом материале сохраняются в изначальном виде и редакции, хотя нередко с повреждениями. Мн. памятники Э. (если не считать надписи на артефактах и др. вещах) не перемещались, что зачастую снимает вопрос об их происхождении и облегчает датировку.
Среди важнейших эпиграфич. источников – междунар. договора, законы древних государств, тексты о деяниях правителей, уставы корпораций, др. надписи офиц. характера. Не менее важны эпитафии, сохранившие элементы биографии и генеалогии умершего, религ. гимны, молитвы, заклятья, ритуальные и посвятительные (вотивные) надписи, долговые обязательства, личные послания и надписи о событиях, важных для автора, тексты паломников, надписи изготовителей, заказчиков, владельцев памятников искусства, оружия и т. д. (см. также Остракон). Э. изучает надписи, сделанные как профессионалами, так и любыми грамотными людьми, пожелавшими вырезать или нацарапать на стене обществ. (от храма до тюрьмы) или частной постройки, на сосуде, предмете мебели и др. текст любого содержания. Такие граффити бесценны для изучения культовой и повседневной жизни, умонастроений прошлого. В ряде случаев надпись является частью декоративно-худож. оформления строений (напр., арабское письмо), посуды, оружия и др. изделий.
Среди периодич. изданий по Э.: «L’Annéeépigraphique» (Париж, с 1888), «Epigraphia Indica» (Калькутта; Дели, с 1888), «Epigraphische Studien» (Бонн и др., с 1967, сначала как номера «Bonner Jahrbücher»), «Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik» (Кёльн, с 1967) «Гу вэньцзы яньцзю» (Пекин и др., с 1979) и многие другие по регионам и периодам; в России – «Эпиграфика Востока» (с 1947), «Нумизматика и эпиграфика» (с 1960), «Вопросы эпиграфики» (с 2006) и др.