Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕОТИУАКА́НСКОЕ ПИСЬМО́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 47-48

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Давлетшин
Два фрагмента росписи из Течинантитла, изображающие так называемую процессию персонажей высокого ранга. Перед каждым из них справа внизу – иероглифы (выделены красным): знак «головной убор с перьями» ...

ТЕОТИУАКА́НСКОЕ ПИСЬМО́, пись­мен­ность Тео­тиу­а­ка­на, бы­то­вав­шая в Ме­зо­аме­ри­ке в клас­си­че­ский пе­ри­од (2–6 вв.). Па­мят­ни­ки Т. п. и тео­тиуа­кан­ской ико­но­гра­фии так­же об­на­ру­же­ны в ре­гио­не майя [см. Майя (ци­ви­ли­за­ция)] и са­по­те­ков, а так­же на по­бе­ре­жье Мек­си­кан­ско­го зал. и на ти­хо­оке­ан­ском по­бе­ре­жье шта­та Чья­пас (Мек­си­ка) и Гва­те­ма­лы. Ряд тек­стов, за­пи­сан­ных майя пись­мом и са­по­тек­ским пись­мом, вклю­ча­ет тео­тиуа­кан­ские зна­ки в ка­чест­ве ге­те­ро­грамм, имен­но ана­лиз этих зна­ков, на­ря­ду с со­пос­тав­ле­ни­ем изо­бра­же­ний и под­пи­сей к этим изо­бра­же­ни­ям, да­ёт ключ к по­ни­ма­нию тео­тиуа­кан­ских тек­стов. Майя пе­ре­во­ди­ли тео­тиу­а­кан­ские лич­ные име­на и то­по­ни­мы и ино­гда при­да­ва­ли тео­тиу­а­кан­ским зна­кам чте­ние на ие­рог­ли­фи­че­ском майя; напр., имя 4-го «ца­ря ца­рей Пя­ти Ве­ли­ких Хол­мов/Пи­ра­мид (т. е. Тео­тиу­а­ка­на)» мож­но пе­ре­вес­ти с ие­рог­ли­фич. майя как «Со­ва Не­из­беж­но Уда­рит».

Т. п. ос­та­ёт­ся не­де­шиф­ро­ван­ным; не­яс­но да­же, на ка­ком язы­ке на­пи­са­ны тек­сты, хо­тя не­мно­го­числ. тео­тиу­а­кан­ские глос­сы в над­пи­сях на ие­рог­ли­фич. майя мож­но про­ин­тер­пре­ти­ро­вать как про­тоа­стек­ские (см. Ас­тек­ские язы­ки). Т. п., как и др. системы письма Ме­зо­аме­ри­ки, по всей ви­ди­мо­сти, яв­ля­ет­ся сло­вес­но-сло­го­вым, од­на­ко сих пор не до­ка­за­но, что ка­кой-то из тео­тиу­а­кан­ских зна­ков име­ет сло­го­вое чте­ние или функ­цио­ни­ру­ет как зву­ко­вое под­твер­жде­ние. Сло­вес­ный ха­рак­тер отд. зна­ков («со­ва», «по­пу­гай», «царь ца­рей» и ря­да дру­гих) не под­ле­жит со­мне­нию. Т. п., как и др. ме­зо­аме­ри­кан­ские пись­мен­но­сти, ри­су­ноч­ное: от­но­си­тель­но лег­ко по­нять, что изо­бра­жа­ют не­ко­то­рые зна­ки, но не то, как они чи­та­ют­ся. Циф­ры пе­ре­да­ют­ся со­че­та­ния­ми то­чек (при за­пи­си од­на точ­ка рав­на еди­ни­це) и па­ло­чек (од­на па­лоч­ка рав­на пя­ти). В от­ли­чие от др. ме­зо­аме­ри­кан­ских пись­мен­но­стей, зна­ки дней 260-днев­но­го ка­лен­да­ря в со­че­та­нии с циф­ра­ми до сих пор не об­на­ру­же­ны в тео­тиуа­кан­ских тек­стах.

Длин­ных над­пи­сей, вы­пол­нен­ных Т. п., нет. Тек­сты, как пра­ви­ло, пред­став­ля­ют со­бой со­стоя­щие из 1–5 зна­ков под­пи­си к изо­бра­же­ни­ям на мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ре, на­стен­ных рос­пи­сях и т. п. Та­кие тек­сты, ис­поль­зую­щие­ся в со­че­та­нии с ико­но­гра­фи­ей, на­зы­ва­ют впле­тён­ны­ми. На ке­ра­мич. по­су­де и пред­ме­тах мел­кой пла­сти­ки так­же встре­ча­ют­ся отд. знаки или сочетания зна­ков; ви­ди­мо, это вла­дель­чес­кие и/или по­свя­тит. над­пи­си. По­доб­ные тек­сты, оче­вид­но, пе­ре­да­ют лич­ные име­на, ти­тулы и ме­сто про­ис­хож­де­ния, в отд. случаях – толь­ко ти­тул. Един­ст­вен­ный «про­тя­жён­ный» текст – най­ден­ная на по­лу в Ла-Вен­ти­лья (квар­тал в Тео­тиу­а­ка­не) таб­ли­ца, со­дер­жа­щая 42 со­че­та­ния зна­ков.

Осо­бый тип зна­ков Т. п. мож­но ви­деть сре­ди изо­бра­же­ний иг­раю­щих в раю лю­дей в т. н. до­ме зна­ний из Те­пан­ти­ла (квар­тал в Тео­тиу­а­ка­не). Напр., на­ри­со­ван кри­ча­щий че­ло­век, над т. н. за­вит­ком ре­чи (знак, обо­зна­чаю­щий го­во­ре­ние) на­пи­сан знак «со­ро­ко­нож­ка» – 4 че­ло­ве­ка пе­ред ним изо­бра­жа­ют со­ро­ко­нож­ку. На др. изо­бра­же­ни­ях над «за­вит­ком ре­чи» на­пи­сан знак «ба­боч­ка» – лю­ди тан­цу­ют, раз­ма­хи­вая вет­вя­ми, слов­но изо­бра­жая ба­бо­чек; пе­ред стоя­щим на од­ной но­ге че­ло­ве­ком, у ко­то­ро­го др. но­га при­вя­за­на к гру­ди, – «за­ви­ток ре­чи», над ко­то­рым на­пи­са­ны зна­ки «пти­ца» и «узел», – че­ло­век изо­бра­жа­ет пти­цу с при­вя­зан­ны­ми крыль­я­ми. Для Т. п. так­же ха­рак­тер­ны т. н. эмб­ле­ма­тич. тек­сты – ог­ром­но­го раз­ме­ра неск. раз по­вто­ряю­щие­ся в рос­пи­сях зда­ний зна­ки, ко­то­рые пе­ре­да­ют то­по­ни­мы.

Т. п. да­ло на­ча­ло пись­мен­но­стям Цен­траль­но­мек­си­кан­ско­го на­го­рья (Ка­кашт­ла, Шо­чи­каль­ко, ас­тек­ское пись­мо) и ока­за­ло влия­ние на др. ме­зо­аме­ри­кан­ские пись­мен­но­сти клас­сич. пе­рио­да (напр., Ко­цу­маль­уа­па ти­хо­оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья Гва­те­ма­лы). Рас­про­стра­не­ние в са­по­тек­ском и миш­тек­ском пись­ме впле­тён­ных тек­стов, ве­ро­ят­но, свя­за­но с влия­ни­ем Тео­тиу­а­ка­на и теотиуаканского письма.

Лит.: Caso A. Glifos teotihuacanos // Revista mexicana de estudios antropológicos. 1959. Vol. 15; Millon C. Painting, writing, and po­lity in Teotihuacan, Mexico // American Anti­quity. 1973. Vol. 38. № 3; Castro Cabrera R. Figuras glíficas de La Ventilla, Teotihuacán // Arqueología. 1996. Vol. 15; Stuart D. The «arrival of strangers»: Teotihuacan and Tollan in Classic Maya history // Mesoamerica’s classic heritage: From Teotihuacán to the Aztecs / Ed. D. Carrasco, L. Jones, S. Sessions. Boulder, 2000; Taube K. A. The writing system of ancient Teotihuacán. Barnardsville, 2000.

Вернуться к началу