ТЕОТИУАКА́НСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕОТИУАКА́НСКОЕ ПИСЬМО́, письменность Теотиуакана, бытовавшая в Мезоамерике в классический период (2–6 вв.). Памятники Т. п. и теотиуаканской иконографии также обнаружены в регионе майя [см. Майя (цивилизация)] и сапотеков, а также на побережье Мексиканского зал. и на тихоокеанском побережье штата Чьяпас (Мексика) и Гватемалы. Ряд текстов, записанных майя письмом и сапотекским письмом, включает теотиуаканские знаки в качестве гетерограмм, именно анализ этих знаков, наряду с сопоставлением изображений и подписей к этим изображениям, даёт ключ к пониманию теотиуаканских текстов. Майя переводили теотиуаканские личные имена и топонимы и иногда придавали теотиуаканским знакам чтение на иероглифическом майя; напр., имя 4-го «царя царей Пяти Великих Холмов/Пирамид (т. е. Теотиуакана)» можно перевести с иероглифич. майя как «Сова Неизбежно Ударит».
Т. п. остаётся недешифрованным; неясно даже, на каком языке написаны тексты, хотя немногочисл. теотиуаканские глоссы в надписях на иероглифич. майя можно проинтерпретировать как протоастекские (см. Астекские языки). Т. п., как и др. системы письма Мезоамерики, по всей видимости, является словесно-слоговым, однако сих пор не доказано, что какой-то из теотиуаканских знаков имеет слоговое чтение или функционирует как звуковое подтверждение. Словесный характер отд. знаков («сова», «попугай», «царь царей» и ряда других) не подлежит сомнению. Т. п., как и др. мезоамериканские письменности, рисуночное: относительно легко понять, что изображают некоторые знаки, но не то, как они читаются. Цифры передаются сочетаниями точек (при записи одна точка равна единице) и палочек (одна палочка равна пяти). В отличие от др. мезоамериканских письменностей, знаки дней 260-дневного календаря в сочетании с цифрами до сих пор не обнаружены в теотиуаканских текстах.
Длинных надписей, выполненных Т. п., нет. Тексты, как правило, представляют собой состоящие из 1–5 знаков подписи к изображениям на монументальной скульптуре, настенных росписях и т. п. Такие тексты, использующиеся в сочетании с иконографией, называют вплетёнными. На керамич. посуде и предметах мелкой пластики также встречаются отд. знаки или сочетания знаков; видимо, это владельческие и/или посвятит. надписи. Подобные тексты, очевидно, передают личные имена, титулы и место происхождения, в отд. случаях – только титул. Единственный «протяжённый» текст – найденная на полу в Ла-Вентилья (квартал в Теотиуакане) таблица, содержащая 42 сочетания знаков.
Особый тип знаков Т. п. можно видеть среди изображений играющих в раю людей в т. н. доме знаний из Тепантила (квартал в Теотиуакане). Напр., нарисован кричащий человек, над т. н. завитком речи (знак, обозначающий говорение) написан знак «сороконожка» – 4 человека перед ним изображают сороконожку. На др. изображениях над «завитком речи» написан знак «бабочка» – люди танцуют, размахивая ветвями, словно изображая бабочек; перед стоящим на одной ноге человеком, у которого др. нога привязана к груди, – «завиток речи», над которым написаны знаки «птица» и «узел», – человек изображает птицу с привязанными крыльями. Для Т. п. также характерны т. н. эмблематич. тексты – огромного размера неск. раз повторяющиеся в росписях зданий знаки, которые передают топонимы.
Т. п. дало начало письменностям Центральномексиканского нагорья (Какаштла, Шочикалько, астекское письмо) и оказало влияние на др. мезоамериканские письменности классич. периода (напр., Коцумальуапа тихоокеанского побережья Гватемалы). Распространение в сапотекском и миштекском письме вплетённых текстов, вероятно, связано с влиянием Теотиуакана и теотиуаканского письма.