КРИ́ТСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИ́ТСКОЕ ПИСЬМО́, общее название ряда письменностей Эгеиды кон. 3-го – 1-го тыс. до н. э., включающих собственно критские письменности и кипро-минойское письмо.
Памятники критской письменности были открыты А. Эвансом, который предложил их классификацию. Самые ранние надписи на печатях (позднее – на глиняных табличках) выполнены критской иероглификой и подразделяются на 2 класса – A и B (Б). К разряду иероглифических могут относиться и тексты, которые Эванс считал «талисманами»; в этом случае можно говорить о разновидности критской иероглифики C. Известные образцы критской иероглифики датируются начиная с 23–22 вв. до н. э., большинство из них относится к 20–17 вв. до н. э. Знаки располагаются не в линейной последовательности (кроме «талисманов»). Отдельно стоящие знаки иероглифич. печатей часто невозможно отличить от изображений (мелкой пластики). Иероглифика класса B отличается большей схематичностью знаков. Язык памятников критской иероглифики неизвестен. Краткость и немногочисленность надписей значительно сокращают возможности её дешифровки. Согласно И. Дюу (Бельгия), для критской иероглифики в значит. степени характерно удвоение начального знака в слове; возможно, это свидетельствует о том, что структуре записанного ею языка свойственно удвоение начальной морфемы. Есть основания предполагать удвоение первого слога в именах, опираясь на имена собственные типа Τίτυρος. Все надписи изданы в многотомном собрании «Corpus der minoischen und mykenischen Siegel» (Hrsg. F. Matz, I. Pini, W. Müller, Bd 1–13–, 1964–2007–); изучение ведётся в рамках проекта по созданию корпуса всех текстов, издание которого планируется под ред. Ж. П. Оливье (Франция).
К 16 в. до н. э. относится письменность Фестского диска (найден при раскопках Феста). Засвидетельствована как на самом диске (изготовлен из глины, перед обжигом на нём были оттиснуты по спирали отд. знаки, сгруппированные в слова), так и ещё на нескольких предметах (на секире из пещеры Аркалохори на Крите и др.).
Следующий этап развития К. п. – слоговое линейное письмо А (развилось из иероглифики класса B). Памятники (преим. глиняные таблички и печати с отд. знаками) найдены гл. обр. на Крите и на о. Мелос, датируются начиная с 17 в. Кроме того, известны надписи на т. н. возливательных столиках, содержащие стандартные группы знаков [напр., (j)a-sa-sa-ra-me]; один такой столик найден на побережье п-ова Пелопоннес. Также обнаружен текст на линейном А на юге Болгарии. Сосуды со знаками линейного письма A представлены широко вплоть до Милета. Линейное A было вытеснено линейным письмом B (Б), хотя известна датируемая 4 в. до н. э. надпись на надгробии, в которой алфавитные знаки соседствуют с линейным письмом A.
Линейное письмо В (крито-микенское письмо), продолжающее линейное А, получило широкое распространение на Крите и в материковой Греции: Кносс, Кидония (ныне Ханья), Пилос, Микены, Тиринф, Фивы обладали архивами глиняных табличек с хозяйств. текстами; значительно шире – до крепости в совр. Гла в Фессалии – представлены надписи на сосудах. Все известные тексты относятся к последнему году перед разрушением микенских дворцов и датируются 13–12 вв. до н. э. (кносские таблички могут относиться к более раннему времени, часть исследователей датируют их 14 в. до н. э.). Выделены ок. 80 слоговых знаков, а также идеограммы, часть из которых представляют собой логограммы (знак вписан в знак или знаки нанизаны один на другой). Сопоставление знаков на табличках с надписями на сосудах показывает, что первоначально знаки письма B были рассчитаны на нанесение кисточкой или тростинкой (каламом). Очевидно, что многие (видимо, существовавшие) памятники, выполненные на коже и дереве, не могли сохраниться. Линейное письмо B было дешифровано в 1952 М. Вентрисом (Великобритания), помощь которому в отождествлении языка текстов, записанного им, с древнейшим греч. языком оказал Дж. Чедвик. При издании и цитировании тексты подразделяются на группы по месту находки, а также по теме (деление на серии), выделяемой исследователями на основании содержания. По сериям сразу можно определить содержание текста. Напр., тексты серии Аа представляют собой учёт работников и работниц, серии Еа – учёт земельных участков, серии Sh – учёт вооружения и колесниц и т. д.
Языки Фестского диска и памятников линейного письма A неизвестны, а все предложенные дешифровки не являются общепринятыми. Язык линейного письма A, видимо, сильно отличался от языка критской иероглифики, обладал иной структурой. В линейных A и B встречаются полностью совпадающие последовательности знаков (напр., название Феста передано в них как pa-i-to), однако часто наблюдаются различия в конечном гласном: крито-микенскому -о в линейном A соответствуют -u, -e или -i (di-de-ru – di-de-ro, qa-qa-ru – qa-qa-ro, pa-ja-re – pa-ja-ro, te-ja-re – te-ja-ro, ta-na-ti – ta-na-to). Варианты гласного в последнем слоге могут указывать на наличие окончания. Язык линейного письма A обладал 5-членным вокализмом и противопоставленностью согласных по месту и по способу образования. Одновременно с этим невозможно в силу особенностей письменности утверждать, что в языке линейного письма A, подобно греч. яз. микенской эпохи, имелось противопоставление глухих и звонких (Т. В. Гамкрелидзе).
Памятники слогового кипро-минойского письма создавались на всём протяжении 2-го тыс. до н. э. Оно имеет 3 разновидности. Кипро-минойское I и кипро-минойское II до сих пор не дешифрованы, а кипро-минойское III, дешифрованное в 1968 Э. Масон (Франция), скрывает тексты на одном из диалектов хурритского языка. Продолжением кипро-минойского письма в значит. степени является слоговое кипрское письмо.
Исходя из того, что знаки кипро-минойского письма, так же как и знаки разновидностей собственно критской письменности, передают открытый слог, можно предполагать, что уже изначально письменности Эгеиды были ориентированы на знаки структуры «согласный+гласный». В отд. случаях можно проследить развитие знаков по всем видам К. п. Напр., знак для слога ni засвидетельствован и как слоговой знак, и как идеограмма со значением ‘смоковница’. Г. Нойман (Германия) отождествил его со словом, которое на Крите употреблялось ещё в 1-м тыс. до н. э. и обозначало смоковницу: νιϰύλεα. σῦϰα. Κρῆτοι. Оно сохранилось, т. к. случайно попало в словарь Гесихия Александрийского. Знак представлен и как идеограмма, и как фонетич. слоговой знак и в линейном письме A, и в критской иероглифике.
К. п. представляет собой особый вид графики, демонстрирующий развитие от рисунка к линейной упорядоченности знаков, передающих открытый слог. Для узнавания слова при чтении более важной оказывается его начальная часть; кипрский силлабарий, впрочем, чётко отмечает конечные согласные. Остаётся открытым вопрос о соотношении К. п. с др. слоговыми письменностями региона Эгейского моря.