Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕ́КСТЫ ЗАУПОКО́ЙНЫЕ ДРЕ́ВНЕГО ЕГИ́ПТА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 761

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Томашевич
Изображение суда Осириса из Книги мёртвых: бог Анубис взвешивает сердце (вместилище дел) покойного (он и его жена – слева); вверху – боги-судьи; бог Тот записывает результат, рядом –...

ТЕ́КСТЫ ЗАУПОКО́ЙНЫЕ ДРЕ́ВНЕГО ЕГИ́ПТА, ре­лиг. тек­сты, при­зван­ные обе­с­пе­чить по­бе­ду над смер­тью в за­гроб­ном ми­ре. Один из осн. ис­точ­ни­ков по ре­ли­гии Древ­не­го Егип­та. Древ­ней­шие (с 24 в. до н. э.) – пред­на­зна­чен­ные для ца­ря Пи­ра­мид тек­сты. В Пер­вый пе­ре­ход­ный пе­ри­од (22–21 вв.) час­тич­но пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют­ся в Тек­сты сар­ко­фа­гов (бо­лее 1200 из­ре­че­ний; кур­сив­ные ие­рог­ли­фы на внутр. стен­ках де­рев. гро­бов вель­мож; ино­гда на сте­нах гроб­ниц, на па­пи­ру­сах), ко­то­рые долж­ны по­мочь по­гре­бён­но­му вос­крес­нуть по­доб­но Оси­ри­су, из­бе­жать го­ло­да, жа­ж­ды, опас­ных оби­та­те­лей то­го све­та. Воз­ни­ка­ют «пу­те­во­ди­те­ли» по по­тус­то­рон­не­му ми­ру (т. н. Кни­га Двух пу­тей). Во Вто­рой пе­ре­ход­ный пе­ри­од (сер. 17 – сер. 16 вв.) их сме­ня­ют тек­сты Кни­ги мёрт­вых (до­слов­но «Из­ре­че­ния вы­хо­да в день») на па­пи­ру­сах, по­лу­чив­шие наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние. В них впер­вые чёт­ко вы­ра­же­на идея по­смерт­но­го су­да Оси­ри­са и за­гроб­но­го воз­дая­ния (во вре­ме­на Ста­ро­го цар­ст­ва про­сле­жи­ва­ет­ся в ав­то­био­гра­фи­ях вель­мож на сте­нах их усы­паль­ниц). В эпо­ху Но­во­го цар­ст­ва в скаль­ных гроб­ни­цах До­ли­ны ца­рей изо­бра­жа­ет­ся и крат­ко опи­сы­ва­ет­ся «То, что в по­тус­то­рон­нем ми­ре» (егип. Ам­ду­ат, в т. ч. Кни­га врат, Кни­га пе­щер и др.): ноч­ное пу­те­ше­ст­вие Ра и его спут­ни­ков, вклю­чая фа­рао­на, в ла­дье по то­му све­ту, раз­де­лён­но­му на 12 об­лас­тей (чис­ло ча­сов но­чи), пре­одо­ле­ние пре­град, что­бы ут­ром про­изош­ло воз­ро­ж­де­ние – вос­ход солн­ца. С Третье­го пе­ре­ход­но­го пе­рио­да (1070–664) под­дан­ные за­им­ст­ву­ют и эти цар­ские тек­сты, ко­пи­руя в гроб­ни­цах, на сар­ко­фа­гах, на па­пи­ру­се. В эл­ли­ни­стич. пе­ри­од (с 332 до н. э.) соз­да­ют­ся Кни­га пре­бы­ва­ния в веч­но­сти, Кни­га ды­ха­ния. По со­дер­жа­нию к Т. з. Д. Е. при­мы­ка­ют тек­сты по­гре­баль­ных ри­туа­лов – от­вер­за­ния уст, баль­за­ми­ро­ва­ния и др.

Лит.: Hornung E. The ancient Egyptian books of the afterlife. Ithaca; L., 1999; Ту­ра­ев Б. А. Еги­пет­ская ли­те­ра­ту­ра. М., 2000; Assmann J. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. Münch., 2001; Ке­ес Г. За­упо­кой­ные ве­ро­ва­ния древ­них егип­тян. СПб., 2005.

Вернуться к началу