Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭПИОЛЬМЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Давлетшин
Некоторые знаки эпиольмекского письма.

ЭПИОЛЬМЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́ (англ. Epi-Olmec, Isthmian), пись­мен­ность, бы­то­вав­шая в Юго-Вост. Ме­зо­аме­ри­ке в позд­нюю фа­зу до­клас­сич. пе­рио­да и в про­то­клас­сич. пе­ри­од (ок. 300 до н. э. – ок. 250 н. э.). Своё на­зва­ние по­лу­чи­ла бла­го­да­ря то­му, что её па­мят­ни­ки об­на­ру­же­ны в зо­не ар­хео­ло­гич. куль­ту­ры оль­ме­ков (мекс. шта­ты Ве­ра­крус и Чья­пас), од­на­ко да­ти­ру­ют­ся они бо­лее по­зд­ним вре­ме­нем (т. н. эпи­оль­мек­ская куль­ту­ра). Чис­ло па­мят­ни­ков Э. п. не­ве­ли­ко. К ним от­но­сят­ся че­ре­пок из Чья­па-де-Кор­со, 3 сте­лы (из Ла-Мо­хар­ры, Трес-Са­по­тес, Чья­па-де-Кор­со), ста­ту­эт­ка, изо­бра­жаю­щая пе­ре­оде­то­го в ут­ку че­ло­ве­ка, мас­ка в тео­тиу­а­кан­ском сти­ле (см. Тео­тиу­а­кан) и бу­каль­ная (т. е. за­кры­ваю­щая рот) мас­ка (ме­сто про­ис­хо­ж­де­ния трёх по­след­них па­мят­ни­ков не­из­вест­но). Те­к­с­ты на трёх па­мят­ни­ках про­тя­жён­ные и хо­рошо со­хра­нив­шие­ся; один из них (из Ла-Мо­хар­ры) – са­мая длин­ная мо­ну­мен­таль­ная над­пись, най­ден­ная в Ме­зо­аме­ри­ке (вклю­ча­ет 462 ие­рог­ли­фич. бло­ка). Че­ты­ре над­пи­си да­ти­ру­ют­ся с точ­но­стью до од­но­го дня, они ис­поль­зу­ют сис­те­му дол­го­го счё­та, от­ли­чаю­щую­ся от май­я­ской толь­ко 20-днев­ным сме­ще­ни­ем сол­неч­но­го го­да на­зад от­но­си­тель­но 260-днев­но­го ка­лен­да­ря: да­та на сте­ле из Чья­па-де-Кор­со со­от­вет­ст­ву­ет 8 дек. 36 до н. э. по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю, на сте­ле из Трес-Са­по­тес – 3 сент. 32 до н. э., на ста­ту­эт­ке из Ту­ст­лы – 14 мар­та 162 н. э., по­след­няя да­та в те­кс­те на сте­ле из Ла-Мо­хар­ры – 19 авг. 171 н. э.

Воз­мож­но, яв­ля­ют­ся эпи­оль­мек­ски­ми над­пи­си клас­сич. пе­рио­да из Сер­ро-де-лас-Ме­сас (сте­ла 5 – 564 н. э., сте­ла 6 – 468 н. э., сте­ла 8 – 533 н. э.), од­на­ко их со­хран­ность не­удов­ле­тво­ри­тель­на, а за­пись да­ты по сол­неч­но­му ка­лен­да­рю от­лич­на как от эпи­оль­мек­ской, так и от май­я­ской.

Сход­ст­во май­я­ской и эпи­оль­мек­ской ка­лен­дар­ных сис­тем по­зво­ля­ет ус­та­но­вить зна­че­ние мн. ка­лен­дар­ных зна­ков и цифр (точ­ка рав­на еди­ни­це, па­лоч­ка – пя­ти, для два­дца­ти ис­поль­зу­ет­ся спец. знак), а так­же вы­явить ин­тер­валь­ные чис­ла, ко­то­рые ука­зы­ва­ют раз­ни­цу ме­ж­ду дву­мя да­та­ми (ср. майя пись­мо). Текст из Ла-Мо­хар­ры со­дер­жит 13 дат, по­кры­ваю­щих пе­ри­од с 21 мая 143 н. э. по 19 авг. 171 н. э., и, по всей ви­ди­мо­сти, по­сле­до­ва­тель­но рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни ка­ко­го-то пра­ви­те­ля и его дея­ни­ях. В этом тек­сте есть две фик­са­ции вост. элон­га­ции Ве­не­ры (наи­боль­шая про­дол­жи­тель­ность ви­ди­мо­сти Ве­чер­ней Звез­ды), раз­ни­ца ме­ж­ду ни­ми со­став­ля­ет 9 цик­лов пла­не­ты (с ошиб­кой в один день). По всей ви­ди­мо­сти, эпи­оль­ме­ки со­гла­со­вы­ва­ли во­ен. дей­ст­вия с дви­же­ни­ем пла­не­ты.

Э. п. ри­су­ноч­ное: лег­ко по­нять, что изо­бра­жа­ют отд. зна­ки (го­ло­ву ягуа­ра, змею, шку­ру, крем­нё­вый нож и т. д.). Зна­че­ние не­ко­то­рых зна­ков ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на ос­но­ва­нии то­го, что они вы­гля­дят сход­но и по­яв­ля­ют­ся в иден­тич­ных кон­тек­стах в пись­мен­но­сти майя: год, ме­сяц, счёт, бог солн­ца и, воз­мож­но, не­ко­то­рые сло­го­вые зна­ки. По всей ви­ди­мо­сти, та­кие зна­ки и сис­те­ма дол­го­го счё­та бы­ли за­им­ст­во­ва­ны соз­да­те­ля­ми пись­мен­но­сти майя у эпи­оль­ме­ков. Э. п. в свою оче­редь, ве­ро­ят­но, вос­хо­дит к оль­мек­ской пись­мен­но­сти, при­ме­ры по­след­ней есть на ги­гант­ских оль­мек­ских го­ло­вах (за­пи­са­ны име­на пра­ви­те­лей), ср. также мо­ну­мен­ты 13 и 19 из Ла-Вен­ты.

Э. п. – сло­вес­но-сло­го­вое, по­сколь­ку чис­ло зна­ков за­ве­до­мо пре­вос­хо­дит чис­ло сло­гов, ка­лен­дар­ные зна­ки и циф­ры име­ют сло­вес­ное чте­ние, ино­гда од­но и то же сло­во за­пи­сы­ва­ет­ся со­че­та­ни­ем двух сло­го­вых зна­ков, сло­вес­ным зна­ком или со­че­та­ни­ем сло­вес­но­го и сло­го­во­го зна­ков. В по­след­нем слу­чае сло­го­вой знак функ­цио­ни­ру­ет как зву­ко­вое под­твер­жде­ние, про­яс­няя или под­ска­зы­вая чте­ние на­хо­дя­ще­го­ся ря­дом сло­вес­но­го зна­ка. Ины­ми сло­ва­ми, тек­сты по­ка­зы­ва­ют ва­риа­тив­ность на­пи­са­ния, в т. ч. на­ли­чие ал­ло­гра­фов (раз­ных зна­ков с оди­на­ко­вым чте­ни­ем). Порядок чте­ния знаков – сверху вниз в одну колонку.

Опи­ра­ясь на пред­по­ло­же­ние о том, что язык Э. п. при­над­ле­жит к ми­хе-со­ке язы­кам, и со­ста­вив ис­кусств. ка­лен­дар­ную би­лин­гву, Дж. Джа­сте­сон и Т. Ка­уф­ман (оба – США) пред­ло­жили де­шиф­ров­ку Э. п. Прак­ти­че­ски все их чте­ния яв­ля­ют­ся не­до­ка­зуе­мы­ми. По дан­ным ста­ти­сти­че­ски-по­зи­ци­он­но­го ана­ли­за (учи­ты­ваю­ще­го час­то­ту по­яв­ле­ния оп­ре­де­лён­ных зна­ков в оп­ре­де­лён­ных кон­тек­стах), эпи­оль­мек­ский яз. яв­ля­ет­ся язы­ком фи­наль­но­го гла­го­ла, при­чём ко­неч­ный гла­голь­ный по­ка­за­тель как при пе­ре­ход­ном, так и при не­пе­рех. гла­го­ле сов­па­да­ет с ко­неч­ным по­ка­за­те­лем не­ко­то­рых имен­ных групп, в т. ч. ти­ту­лов. Из ме­зо­аме­ри­кан­ских язы­ков толь­ко ми­хе-со­ке об­ла­да­ют та­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми [ср. *-wi (по­ка­за­тель сов. ви­да), *-pi/*-wi (по­ка­за­тель при­ча­стия одуш. имён)]. Сло­го­вые за­пи­си ha-ma ‘день’ и ma-ha-ma ‘спус­тя день’ по­зво­ля­ют от­не­сти эпи­оль­мек­ский яз. к язы­кам со­ке, по­сколь­ку сло­во *hama ‘день’ яв­ля­ет­ся ин­но­ва­ци­ей в вет­ви со­ке.

Лит.: Macri M. J., Stark L. M. A sign catalog of the La Mojarra script. S. F., 1993; Juste­son J. S., Kaufman T.S. A decipherment of Epi-Olmec hieroglyphic writing // Science. 1993. № 259; idem. Epi-Olmec // The Cambridge encyclope­dia of the world’s ancient languages. Camb., 2008; Winfield Capitaine F. La estela 1 de La Mojarra, Veracruz, México. Wash., 1998; Dav­letshin A. Epi-Olmec calendar // Astronomy of ancient societies. 8th Annual meeting of the European society for astronomy in culture, Mos­cow, 23–27, 2000. Moscow, 2002; Hous­ton S. D., Coe M.D. Has Isthmian writing been de­ciphe­red? // Mexicon. 2003. Vol. 25. № 6.

Вернуться к началу