ЭПИОЛЬМЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭПИОЛЬМЕ́КСКОЕ ПИСЬМО́ (англ. Epi-Olmec, Isthmian), письменность, бытовавшая в Юго-Вост. Мезоамерике в позднюю фазу доклассич. периода и в протоклассич. период (ок. 300 до н. э. – ок. 250 н. э.). Своё название получила благодаря тому, что её памятники обнаружены в зоне археологич. культуры ольмеков (мекс. штаты Веракрус и Чьяпас), однако датируются они более поздним временем (т. н. эпиольмекская культура). Число памятников Э. п. невелико. К ним относятся черепок из Чьяпа-де-Корсо, 3 стелы (из Ла-Мохарры, Трес-Сапотес, Чьяпа-де-Корсо), статуэтка, изображающая переодетого в утку человека, маска в теотиуаканском стиле (см. Теотиуакан) и букальная (т. е. закрывающая рот) маска (место происхождения трёх последних памятников неизвестно). Тексты на трёх памятниках протяжённые и хорошо сохранившиеся; один из них (из Ла-Мохарры) – самая длинная монументальная надпись, найденная в Мезоамерике (включает 462 иероглифич. блока). Четыре надписи датируются с точностью до одного дня, они используют систему долгого счёта, отличающуюся от майяской только 20-дневным смещением солнечного года назад относительно 260-дневного календаря: дата на стеле из Чьяпа-де-Корсо соответствует 8 дек. 36 до н. э. по григорианскому календарю, на стеле из Трес-Сапотес – 3 сент. 32 до н. э., на статуэтке из Тустлы – 14 марта 162 н. э., последняя дата в тексте на стеле из Ла-Мохарры – 19 авг. 171 н. э.
Возможно, являются эпиольмекскими надписи классич. периода из Серро-де-лас-Месас (стела 5 – 564 н. э., стела 6 – 468 н. э., стела 8 – 533 н. э.), однако их сохранность неудовлетворительна, а запись даты по солнечному календарю отлична как от эпиольмекской, так и от майяской.
Сходство майяской и эпиольмекской календарных систем позволяет установить значение мн. календарных знаков и цифр (точка равна единице, палочка – пяти, для двадцати используется спец. знак), а также выявить интервальные числа, которые указывают разницу между двумя датами (ср. майя письмо). Текст из Ла-Мохарры содержит 13 дат, покрывающих период с 21 мая 143 н. э. по 19 авг. 171 н. э., и, по всей видимости, последовательно рассказывает о жизни какого-то правителя и его деяниях. В этом тексте есть две фиксации вост. элонгации Венеры (наибольшая продолжительность видимости Вечерней Звезды), разница между ними составляет 9 циклов планеты (с ошибкой в один день). По всей видимости, эпиольмеки согласовывали воен. действия с движением планеты.
Э. п. рисуночное: легко понять, что изображают отд. знаки (голову ягуара, змею, шкуру, кремнёвый нож и т. д.). Значение некоторых знаков устанавливается на основании того, что они выглядят сходно и появляются в идентичных контекстах в письменности майя: год, месяц, счёт, бог солнца и, возможно, некоторые слоговые знаки. По всей видимости, такие знаки и система долгого счёта были заимствованы создателями письменности майя у эпиольмеков. Э. п. в свою очередь, вероятно, восходит к ольмекской письменности, примеры последней есть на гигантских ольмекских головах (записаны имена правителей), ср. также монументы 13 и 19 из Ла-Венты.
Э. п. – словесно-слоговое, поскольку число знаков заведомо превосходит число слогов, календарные знаки и цифры имеют словесное чтение, иногда одно и то же слово записывается сочетанием двух слоговых знаков, словесным знаком или сочетанием словесного и слогового знаков. В последнем случае слоговой знак функционирует как звуковое подтверждение, проясняя или подсказывая чтение находящегося рядом словесного знака. Иными словами, тексты показывают вариативность написания, в т. ч. наличие аллографов (разных знаков с одинаковым чтением). Порядок чтения знаков – сверху вниз в одну колонку.
Опираясь на предположение о том, что язык Э. п. принадлежит к михе-соке языкам, и составив искусств. календарную билингву, Дж. Джастесон и Т. Кауфман (оба – США) предложили дешифровку Э. п. Практически все их чтения являются недоказуемыми. По данным статистически-позиционного анализа (учитывающего частоту появления определённых знаков в определённых контекстах), эпиольмекский яз. является языком финального глагола, причём конечный глагольный показатель как при переходном, так и при неперех. глаголе совпадает с конечным показателем некоторых именных групп, в т. ч. титулов. Из мезоамериканских языков только михе-соке обладают такими характеристиками [ср. *-wi (показатель сов. вида), *-pi/*-wi (показатель причастия одуш. имён)]. Слоговые записи ha-ma ‘день’ и ma-ha-ma ‘спустя день’ позволяют отнести эпиольмекский яз. к языкам соке, поскольку слово *hama ‘день’ является инновацией в ветви соке.