ПЕРСПЕКТИ́ВА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРСПЕКТИ́ВА (от лат. perspicio – ясно видеть), система изображения объёмных тел и построения иллюзии трёхмерного пространства на плоскости или к.-л. иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.
1) П. в математике. С точки зрения геометрии П. – способ изображения фигур, основанный на применении центр. проектирования (см. Проекция). Для получения перспективного изображения к.-л. предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П.) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. Пересечение лучей с поверхностью даёт искомое изображение предмета; на рис. 1 – перспективное изображение предмета на плоскости (линейная П.), на рис. 2 – на внутр. поверхности цилиндра (панорамная П.), на рис. 3 – на внутр. поверхности сферы (купольная П.). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в т. н. точках схода, а параллельных плоскостей – в линиях схода.
2) П. в изобразительном искусстве – система приёмов организации пространственного впечатления, которая может быть связана со строго математич. построениями (или быть свободной от них), а также устаревшее обозначение жанра архит. пейзажа или интерьера.
В первобытном иск-ве, иск-ве Древнего Востока и античности господствовал аспективный подход, передающий изображаемый объект без связи с окружающей средой. Разные виды проекций, в т. ч. прямая П., были известны римско-эллинистич. культуре. Ещё Евклид описал сходящиеся конусообразные лучи зрения в труде «Оптика» (3 в. до н. э.), заложив науч. базу для теории проекций. Витрувий обосновал «виды расположения», т. е. проекции – горизонтальную (ихнография – план), фронтальную (орфография – фасад) и центральную (скенография – совр. прямая П.). Однако в худож. практике античности центр. проекция в строгом смысле слова не применялась, её заменяла т. н. рыбья кость – схождение линий к нескольким точкам схода на вертикальной оси. Как правило, изображение предметов в неглубоком пространстве представляло собой совокупность аксонометрий.
В иск-ве стран Дальнего Востока (кит. пейзаж «горы – воды», япон. гравюра бытового жанра укиё-э) применялась параллельная (билатеральная) П., представляющая изображение с высокой точки зрения, когда параллельные линии не пересекаются, а центр проекции отсутствует (располагается бесконечно далеко). Горизонт находится вверху, пространственные планы выстраиваются ярусами; границы планов маскируются туманом (применяется эмпирически освоенная воздушная П.).
В иск-ве Византии и ср.-век. европ. иск-ве применялся способ т. н. обратной П., состоящий в совмещении точки зрения и точки схода: перспективные линии сходятся к зрителю, сокращая предметы к переднему плану и расширяя в глубь изображения; линия горизонта отсутствует. При этом одна композиция может сочетать неск. точек зрения (они же – точки схода).
Отд. приёмы линейной П. – такие как стремление параллельных линий к схождению в одну точку – были эмпирически известны уже художникам Проторенессанса (Джотто, А. и П. Лоренцетти). В эпоху кватроченто складывается науч. линейная П., которая опиралась на достижения оптики. Её открывателем считается Ф. Брунеллески. Прямая линейная П. – способ изображения фигур, базирующийся на применении центр. проектирования, имеющий строгое математич. обоснование. Она предполагает неподвижную точку зрения и противоположную ей единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана, а параллельные линии пересекаются в точке схода). В эпоху Возрождения введена в худож. практику также т. н. лягушачья П. (итал. di sotto in su – снизу вверх), при которой линия горизонта находится внизу или за нижней границей изображения (А. Мантенья). Становление теории и практики П. способствовало развитию иллюзионизма в европ. иск-ве (см. Иллюзии восприятия, Обманка).
Трактат Витрувия сыграл важную роль в становлении ренессансной теории П., представленной в сочинениях Л. Б. Альберти, Л. Гиберти, Пьеро делла Франчески, А. Филарете, А. Дюрера, К. ван Мандера, Гвидобальдо дель Монте. В своих сочинениях и худож. практике Леонардо да Винчи дополнил линейную П. световоздушной и цветовой (тональной) перспективой. Наиболее полное изложение приёмов построения П., подытоживающее её развитие в эпоху Возрождения, было дано итал. учёным Гвидобальдо дель Монте в «Теории перспективы» (1600).
В 17 в. худож. П. отделяется от научной, разрабатываемой далее как раздел начертательной геометрии. В эпоху барокко на смену ренессансной фронтальной П. приходит угловая П. (итал. scena con angolo – сцена с угла), т. е. восприятие и изображение предмета (как правило, архит. сооружения) в ракурсе, не фронтально, а под углом. Угловую П. применял Фердинандо Галли-Биббиена, впервые описавший её в трактатах «Различные средства перспективы» (1704), «Гражданская архитектура…» (1711), а также Дж. Б. Пиранези, Ю. Робер, П. Гонзаго и др. Голл. художники 17 в. и мастера-ведутисты венецианской школы в 18 в. широко применяли прямую П., допуская её утрирование (т. н. ускоренная П. в произведениях Б. Беллотто). Этому впечатлению способствовало использование камеры-обскуры. Различают также «военную» П. – с точкой зрения сверху, при которой линия горизонта находится вверху или за верхней границей изображения, применяемую в топографии, иногда – в иконописи (напр., в произведениях псковской школы), станковой живописи и графике.
Особые разновидности П. используются для построения объёмно-пространственных изображений на криволинейных поверхностях. Панорамная П., при которой точка зрения находится на центр. оси цилиндра или в центре сферы, а точек схода – множество на линии горизонта, применяется в иск-ве панорамы. Наклонная П. используется при проецировании на плоскость, пересекающую перспективные лучи под наклоном, а не перпендикулярно, напр. при изображении высоких зданий с близкого расстояния снизу или сверху. Плафонная П. применяется при декорировании потолков (плафонов), при этом используется точка зрения снизу; линия горизонта оказывается ниже изображения, при этом применяется т. н. вспомогательный горизонт, к точке отдаления которого сходятся вертикальные линии.
На рубеже 19–20 вв. начинаются поиски пространственных построений, альтернативных прямой П. Одну из таких концепций, созданную на основе творч. практики неоидеализма, изложил А. фон Хильдебранд в трактате «Проблема формы...» (1893): «форма изображения» может значительно отличаться от видимой в фотообъектив «формы существования». Эта концепция была созвучна живописи П. Сезанна, нарушавшего правила прямой П. в своих полотнах и опиравшегося на непосредственное восприятие натуры. В рамках отд. течений авангардизма (кубизм и др.) наблюдается отказ от использования прямой линейной П., возрождение аспективного подхода к П. и совмещение разл. типов П. в одном произведении. Особое место в истории П. занимает сферическая П., разработанная К. С. Петровым-Водкиным в 1910-е гг., соединившая элементы обратной П. др.-рус. иконописи с «планетарной» точкой зрения сверху, повышенной линией горизонта, наклонными линиями вертикалей.
В 20 в. П., как одно из важнейших слагаемых худож. языка изобразит. иск-ва разных эпох, становится предметом спец. науч. исследований – Ф. Новотны (Австрия), Д. Джозеффи (Италия), Э. Гомбриха, Р. Арнхейма (США), исследовавшего психологию восприятия произведений иск-ва, Э. Панофского (П. как «символическая форма») и др. В отеч. искусствознании проблемы П. изучали П. А. Флоренский, А. В. Бакушинский, А. П. Барышников, М. В. Фёдоров, Л. Ф. Жегин, Б. В. Раушенбах (теория перцептивной П., основанная на строгом математич. обосновании и в то же время учитывающая естественную преобразующую роль мозга при зрительном восприятии) и др.
Использование приёмов П. не ограничивается изображениями на плоскости (живопись, графика, картография, рельеф), оно встречается в архитектуре (перспективные порталы романского стиля, иллюзорные эффекты в архитектуре барокко), сценографии, садово-парковом иск-ве.