Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЛЛЮ́ЗИИ ВОСПРИЯ́ТИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов
Рис. 1. Синий диск выглядит как расположенный на переднем плане и как более тёмный, чем синее кольцо.

ИЛЛЮ́ЗИИ ВОСПРИЯ́ТИЯ (лат. illusio – шут­ка, па­ро­дия, об­ман), ис­ка­же­ния вос­при­ятия, свя­зан­ные с ха­рак­те­ром сти­му­ля­ции, об­ра­бот­ки и ин­тер­пре­та­ции сен­сор­ной ин­фор­ма­ции. Мно­гие И. в. при­су­щи всем лю­дям, дру­гие свя­за­ны с куль­ту­рой или воз­рас­том, с ин­ди­ви­ду­аль­ным опы­том, ожи­да­ния­ми, ус­та­нов­ка­ми и со­стоя­ни­ем пси­хи­ки. Не­ред­ко И. в. не под­да­ют­ся соз­на­тель­но­му кон­тро­лю и про­из­воль­ной кор­рек­ции (рис. 1).

Рис. 2. Кажущееся движение.

И. в. мо­гут быть обу­слов­ле­ны мно­же­ст­вом фак­то­ров. Сре­ди них: а) не­обыч­ные или не­при­выч­ные ус­ло­вия на­блю­де­ния. В ча­ст­но­сти, ме­ха­низ­мы, в обыч­ных ус­ло­ви­ях обес­пе­чи­ваю­щие аде­к­ват­ное вос­при­ятие глу­би­ны и уда­лён­но­сти в трёх­мер­ном про­стран­ст­ве, мо­гут со­зда­вать ил­лю­зор­ные эф­фек­ты при вос­при­я­тии пло­ских изо­бра­же­ний. Мно­же­ст­во И. в. соз­да­ют ме­ха­низ­мы, обес­пе­чи­ваю­щие кон­стант­ность вос­при­ятия (напр., на свет­лом фо­не объ­ек­ты ка­жут­ся тем­нее, чем на тём­ном фо­не); б) кон­текст, вво­дя­щий в за­блу­ж­де­ние (во вре­мя вы­сту­п­ле­ния чре­во­ве­ща­те­ля с кук­лой, от­кры­ваю­щей и за­кры­ваю­щей рот, зри­те­лям ка­жет­ся, что кук­ла го­во­рит); в) не­оп­ре­де­лён­ный кон­текст, не по­зво­ляю­щий од­но­знач­но ин­тер­пре­ти­ро­вать па­ра­мет­ры на­блю­дае­мо­го объ­ек­та (в ча­ст­но­сти, т. н. ав­то­ки­не­ти­че­ский эф­фект: ко­гда не­под­виж­ный ис­точ­ник сла­бо­го све­та рас­смат­ри­ва­ет­ся на не­струк­ту­ри­ро­ван­ном, од­но­род­ном фо­не, ка­жет­ся, что он хао­тич­но пе­ре­ме­ща­ет­ся, – напр., ред­кие не­яр­кие звёз­ды в тём­ную ночь); г) фи­зич. па­ра­мет­ры сти­му­ля­ции (напр., лож­ка, час­тич­но по­гру­жён­ная в ста­кан с во­дой, вос­при­ни­ма­ет­ся как над­лом­лен­ная); д) осо­бен­но­сти строе­ния ор­га­нов чувств и ней­рон­ных ме­ха­низ­мов об­ра­бот­ки сен­сор­ной ин­фор­ма­ции (напр., за счёт ир­ра­диа­ции воз­бу­ж­де­ния в сет­чат­ке гла­за свет­лые пред­ме­ты на тём­ном фо­не ка­жут­ся круп­нее, чем объ­ек­тив­но рав­ные с ни­ми чёр­ные пред­ме­ты на свет­лом фо­не); е) влия­ние про­шлых на­блю­де­ний (напр., т. н. ил­лю­зия тя­же­сти Шар­пан­тье: ес­ли под­ни­мать два оди­на­ко­вых по ве­су, но раз­лич­ных по объ­ё­му пред­ме­та, то мень­ший вос­при­ни­ма­ет­ся как бо­лее тя­жё­лый, т. к. из опы­та из­вест­но о свя­зи раз­ме­ра и ве­са пред­ме­та); ж) влия­ние не­по­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­вую­щих ощу­ще­ний (напр., т. н. кон­тра­ст­ные ил­лю­зии: по­сле хо­лод­но­го раз­дра­жи­те­ля тё­п­лый раз­дра­жи­тель ка­жет­ся го­ря­чим, по­сле ощу­ще­ния ки­сло­го уси­ли­ва­ет­ся чув­ст­ви­тель­ность к слад­ко­му); з) при­выч­ки, ус­то­яв­шие­ся на­вы­ки (напр., «пья­ная» по­ход­ка бы­ва­ло­го мо­ря­ка, ко­то­ро­му па­лу­ба ка­жет­ся ус­той­чи­вой, как зем­ля, а зем­ля ухо­дит из-под ног, как па­лу­ба при силь­ной кач­ке; ана­ло­гич­ный эф­фект мож­но ощу­тить, сту­пая на не­ра­бо­таю­щий эс­ка­ла­тор); и) эмо­ции и мо­ти­ва­ция (напр., ис­пу­ган­но­му че­ло­ве­ку по­всю­ду ме­ре­щит­ся уг­ро­за); к) на­ру­ше­ния нор­маль­ной ра­бо­ты пси­хи­ки из-за ус­та­ло­сти, бо­лез­ни, в из­ме­нён­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния.

Не­ред­ко при­чи­ны И. в. ос­та­ют­ся не­из­вест­ны­ми или яв­ля­ют­ся пред­ме­том на­уч. спо­ров (напр., из­вест­ная со вре­мён ан­тич­но­сти «ил­лю­зия Лу­ны»: по­че­му-то ви­ди­мый раз­мер Лу­ны или Солн­ца на­мно­го боль­ше, ко­гда они на­хо­дят­ся над го­ри­зон­том, чем то­гда, ко­гда они на­хо­дят­ся вы­со­ко в не­бе). И. в. мо­гут воз­никать во всех сен­сор­ных мо­даль­но­стях (луч­ше все­го изу­че­ны ил­лю­зии оптические) и в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду разл. сен­сор­ны­ми мо­даль­но­стя­ми, взаи­мо­дей­ст­вия вос­при­ятия и др. ког­ни­тив­ных про­цес­сов (вни­ма­ния, па­мя­ти, мыш­ле­ния), при­ме­не­ния не­вер­ных стра­те­гий умо­за­к­лю­че­ния (эв­ри­стик) в про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ний (т. н. ког­ни­тив­ные ил­лю­зии). В отд. груп­пу час­то вы­де­ля­ют И. в. ка­жу­ще­го­ся дви­же­ния не­по­движ­ных объ­ек­тов (рис. 2).

Изу­че­ние И. в. в экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии, на­ча­ло ко­то­ро­му бы­ло по­ло­же­но в геш­тальт­пси­хо­ло­гии М. Верт­хай­ме­ром, ис­сле­до­вав­шим стро­бо­ско­пи­че­ский эф­фект, а так­же Д. Н. Уз­над­зе и Ж. Пиа­же, по­мо­га­ет по­нять ме­ха­низ­мы вос­при­ятия (напр., де­мон­ст­ри­ру­ет важ­ную роль кон­тек­ста в фор­ми­ро­ва­нии вос­при­ятия). В совр. ис­сле­до­ва­ни­ях И. в. ак­цент не­ред­ко пе­ре­но­сит­ся с изу­че­ния осо­бен­ностей вос­при­ятия на изу­че­ние лич­но­ст­ных ка­честв че­ло­ве­ка, кар­ти­ны ми­ра и куль­тур­ных де­тер­ми­нант фор­ми­ро­ва­ния ил­лю­зий вос­при­ятия.

Зри­тель­ные И. в. ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в жи­во­пи­си (яр­ким при­ме­ром мо­гут слу­жить мн. ра­бо­ты М. Эше­ра) и ар­хи­тек­ту­ре, на них ос­но­ва­ны ки­не­ма­то­граф, сте­рео­ки­но, тех­но­ло­гии соз­да­ния вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти (напр., в ком­пь­ю­тер­ных иг­рах на плос­ком мо­ни­то­ре соз­да­ёт­ся ил­лю­зия трёх­мер­но­го иг­ро­во­го ми­ра).

Вернуться к началу