ИЛЛЮ́ЗИИ ВОСПРИЯ́ТИЯ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЛЛЮ́ЗИИ ВОСПРИЯ́ТИЯ (лат. illusio – шутка, пародия, обман), искажения восприятия, связанные с характером стимуляции, обработки и интерпретации сенсорной информации. Многие И. в. присущи всем людям, другие связаны с культурой или возрастом, с индивидуальным опытом, ожиданиями, установками и состоянием психики. Нередко И. в. не поддаются сознательному контролю и произвольной коррекции (рис. 1).
И. в. могут быть обусловлены множеством факторов. Среди них: а) необычные или непривычные условия наблюдения. В частности, механизмы, в обычных условиях обеспечивающие адекватное восприятие глубины и удалённости в трёхмерном пространстве, могут создавать иллюзорные эффекты при восприятии плоских изображений. Множество И. в. создают механизмы, обеспечивающие константность восприятия (напр., на светлом фоне объекты кажутся темнее, чем на тёмном фоне); б) контекст, вводящий в заблуждение (во время выступления чревовещателя с куклой, открывающей и закрывающей рот, зрителям кажется, что кукла говорит); в) неопределённый контекст, не позволяющий однозначно интерпретировать параметры наблюдаемого объекта (в частности, т. н. автокинетический эффект: когда неподвижный источник слабого света рассматривается на неструктурированном, однородном фоне, кажется, что он хаотично перемещается, – напр., редкие неяркие звёзды в тёмную ночь); г) физич. параметры стимуляции (напр., ложка, частично погружённая в стакан с водой, воспринимается как надломленная); д) особенности строения органов чувств и нейронных механизмов обработки сенсорной информации (напр., за счёт иррадиации возбуждения в сетчатке глаза светлые предметы на тёмном фоне кажутся крупнее, чем объективно равные с ними чёрные предметы на светлом фоне); е) влияние прошлых наблюдений (напр., т. н. иллюзия тяжести Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объёму предмета, то меньший воспринимается как более тяжёлый, т. к. из опыта известно о связи размера и веса предмета); ж) влияние непосредственно предшествующих ощущений (напр., т. н. контрастные иллюзии: после холодного раздражителя тёплый раздражитель кажется горячим, после ощущения кислого усиливается чувствительность к сладкому); з) привычки, устоявшиеся навыки (напр., «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, как земля, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной качке; аналогичный эффект можно ощутить, ступая на неработающий эскалатор); и) эмоции и мотивация (напр., испуганному человеку повсюду мерещится угроза); к) нарушения нормальной работы психики из-за усталости, болезни, в изменённых состояниях сознания.
Нередко причины И. в. остаются неизвестными или являются предметом науч. споров (напр., известная со времён античности «иллюзия Луны»: почему-то видимый размер Луны или Солнца намного больше, когда они находятся над горизонтом, чем тогда, когда они находятся высоко в небе). И. в. могут возникать во всех сенсорных модальностях (лучше всего изучены иллюзии оптические) и в процессе взаимодействия между разл. сенсорными модальностями, взаимодействия восприятия и др. когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления), применения неверных стратегий умозаключения (эвристик) в процессе принятия решений (т. н. когнитивные иллюзии). В отд. группу часто выделяют И. в. кажущегося движения неподвижных объектов (рис. 2).
Изучение И. в. в эксперим. психологии, начало которому было положено в гештальтпсихологии М. Вертхаймером, исследовавшим стробоскопический эффект, а также Д. Н. Узнадзе и Ж. Пиаже, помогает понять механизмы восприятия (напр., демонстрирует важную роль контекста в формировании восприятия). В совр. исследованиях И. в. акцент нередко переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека, картины мира и культурных детерминант формирования иллюзий восприятия.
Зрительные И. в. широко используются в живописи (ярким примером могут служить мн. работы М. Эшера) и архитектуре, на них основаны кинематограф, стереокино, технологии создания виртуальной реальности (напр., в компьютерных играх на плоском мониторе создаётся иллюзия трёхмерного игрового мира).