Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭВРИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 211

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Гришунин

ЭВРИ́СТИКА (от греч. εὑρίσϰω – оты­ски­вать, от­кры­вать), со­во­куп­ность ме­то­дов, ис­поль­зуе­мых в про­цес­се от­кры­тия но­во­го и ус­ко­ряю­щих ре­ше­ние творч. за­дач; ис­сле­до­ва­ние этих ме­то­дов творч. дея­тель­но­сти (см. Твор­че­ст­во, Креа­тив­ность).

Тер­мин «Э.» ис­поль­зо­вал Папп Алек­сан­д­рий­ский как на­зва­ние со­во­куп­но­сти ме­то­дов ре­ше­ния ма­те­ма­тич. за­дач в ис­сле­дуе­мых им тру­дах ан­тич­ных ма­те­ма­ти­ков. Идея уни­вер­саль­но­го ме­то­да по­зна­ния и твор­че­ст­ва за­ни­ма­ла умы мн. мыс­ли­те­лей, в ча­ст­но­сти Р. Лул­лия (соз­дав­ше­го пер­вую ло­гич. ма­ши­ну с це­лью по­лу­че­ния но­во­го зна­ния), в Но­вое вре­мя – Ф. Бэ­ко­на (пра­ви­ла на­ве­де­ния), Р. Де­кар­та (ин­туи­тив­но-де­дук­тив­ный ме­тод), Г. В. Лейб­ни­ца (идея уни­вер­саль­ной про­грам­мы ал­го­рит­мич. ре­ше­ния творч. за­дач), позд­нее Х. Воль­фа (пра­ви­ла и ме­то­ды ис­кус­ст­ва изо­бре­та­тель­ст­ва) и др. Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие Э. по­лу­чи­ла со 2-й пол. 20 в. в фи­ло­со­фии нау­ки, где эв­ри­стич­ность по­ни­ма­ет­ся как один из кри­те­ри­ев на­уч­но­сти зна­ния (от­ра­жая си­туа­цию, ко­гда тео­рия вы­хо­дит за свои пре­де­лы). Су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ра­бот­ку эв­ри­стич. про­бле­ма­ти­ки внёс И. Ла­ка­тос, вве­дя по­ня­тия «по­зи­тив­ной» и «не­га­тив­ной» Э. на­уч­но-ис­сле­до­ват. про­грам­мы.

Сре­ди мо­де­лей, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но опи­сать эв­ри­стич. дея­тель­ность, – мо­дель «сле­по­го по­ис­ка» (в ко­то­рой ис­клю­чит. зна­че­ние име­ет фак­тор уда­чи); наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная – мо­дель «ла­би­ринт» (по­иск ре­ше­ния упо­доб­ля­ет­ся блу­ж­да­нию по ла­би­рин­ту); мо­дель «трам­плин-барь­ер» (свя­за­на с пре­одо­ле­ни­ем пси­хо­ло­гич., гно­сео­ло­гич. или ин­фор­мац. барь­е­ров, со­про­во­ж­даю­щих субъ­ек­та творч. про­цес­са при не­дос­тат­ке ин­фор­ма­ции); мо­дель «транс­фор­ма­тор» (по­иск ре­ше­ния про­бле­мы пу­тём мно­го­крат­ной транс­фор­ма­ции и пе­ре­фор­му­ли­ро­ва­ния ус­ло­вий и тре­бо­ва­ний и ви­до­из­ме­не­ния це­лей); мо­дель «шлюз» (от­тал­ки­ва­ет­ся от не­об­хо­ди­мо­сти «от­крыть шлю­зы» из­на­чаль­ной творч. ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка, при­бе­гая к сред­ст­вам мо­раль­но­го или ма­те­ри­аль­но­го по­ощ­ре­ния) и мн. др.

Для ак­ти­ви­за­ции твор­че­ст­ва и усо­вер­шен­ст­во­ва­ния ин­туи­тив­но­го мыш­ле­ния бы­ли раз­ра­бо­та­ны эв­ри­стич. ме­то­ды – ана­ло­гии, пре­це­ден­та, ре­ин­те­гра­ции, ин­вер­сии «вред­ных» сил в «по­лез­ные», ан­ти­те­зи­са, эв­ри­стич. ком­плек­са, фо­каль­ных объ­ек­тов, кон­троль­ных эв­ри­стич. во­про­сов, моз­го­вой штурм, ме­то­ды «за­пис­ной книж­ки» Д. В. Хе­фе­ле, ка­че­ст­вен­ной об­ра­бот­ки свя­зи С. Прес­са, си­нек­ти­ка, ин­те­граль­ный ме­тод И. Бу­ве­на, ме­тод гир­лянд ас­со­циа­ций и ме­та­фор Г. Я. Бу­ша и др. (все эти «на­во­дя­щие на ре­ше­ние» ме­то­ды рас­ши­ря­ют по­ле по­ис­ка ре­ше­ния); ал­го­ритм ре­ше­ния изо­бре­та­тель­ских за­дач Г. С. Альт­шул­ле­ра, управ­ляе­мая сис­те­ма ге­не­ра­ции идей В. А. Ли­сич­ки­на (эти два ме­то­да по­зво­ля­ют от­бро­сить мно­же­ст­во «пус­тых» ва­ри­ан­тов ре­ше­ния).

Лит.: Га­лан­тер Е., Мил­лер Д., При­брам К. Пла­ны и струк­ту­ра по­ве­де­ния. М., 1965; Буш Г. Я. Ме­то­ды тех­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва. Ри­га, 1972; Пойа Д. Как ре­шать за­да­чу. 4-е изд. М., 2009; Гри­шу­нин С. И. Мо­де­ли и ин­туи­тив­но-эв­ри­сти­че­ские ком­по­нен­ты в раз­ви­тии нау­ки. М., 2014. См. так­же лит. при ст. Твор­че­ст­во.

Вернуться к началу