ВЕ́РТХАЙМЕР МАКС
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́РТХАЙМЕР (Wertheimer) Макс (15.4.1880, Прага – 12.10.1943, Нью-Рошелл, США), нем. психолог, философ, один из основателей и идейный лидер гештальтпсихологии. Оставил мало сочинений, его влияние проявилось гл. обр. в работах сотрудников (В. Кёлера и К. Коффки) и учеников (Р. Арнхейма, К. Дункера и др.).
После обучения в ун-тах Праги, Берлина и Вюрцбурга (право, философия, психология, музыковедение) у Х. фон Эренфельса и О. Кюльпе защитил в 1905 под руководством последнего дис. в области юридической психологии. В последующие годы, работая во Франкфурте-на-Майне и Берлине, провёл эксперим. исследования восприятия кажущегося движения. Этот используемый в кинематографе эффект демонстрирует возникновение движения на базе предъявления статичных объектов (докторская дис., 1912). Согласно В., восприятие движения, или «феноменальное целое», первично по отношению к восприятию элементов стимуляции, подобно тому как категории пространства и времени в философии И. Канта первичны по отношению к любому локальному сенсорному акту. Положение о примате целого легло в основу гештальтпсихологии («Берлинская школа»), которую В. возглавил вместе с В. Кёлером, К. Коффкой и неврологом К. Гольдштайном. В 1920-е гг. в Берлине и Франкфурте-на-Майне (профессор университета, 1929) провёл ставшие классическими исследования восприятия формы, сформулировав ряд законов перцептивной организации. Использовал близкое знакомство с А. Эйнштейном для анализа психологии науч. творчества, которое описал с когнитивных позиций как процесс изменения концептуальных структур (см. Когнитивная психология).
После эмиграции в США (1933) преподавал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк), занимался психологией творческого мышления, проблемами теории музыки, психотерапии и философии морали. В вопросах метаэтики занимал последовательно кантианские позиции. Отмечая инвариантный характер моральных норм и несводимость человеческих ценностей к «миру фактов», В. трактовал категорический императив нравственной жизни как закон защиты человеческого достоинства, чем внёс вклад в создание гуманистической психологии.