ПАНО́ФСКИЙ ПАНОФСКИ ЭРВИН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНО́ФСКИЙ, Панофски (Panofsky) Эрвин (30.3.1892, Ганновер – 14.3.1968, Принстон), нем. и амер. историк и теоретик иск-ва. Отец В. Панофски. Один из основателей метода иконологии и иконологической школы. Получил образование во Фрайбургском ун-те (первоначально на юридич. ф-те, с 1914 посвятил себя истории иск-ва). Испытал влияние венской школы искусствознания (А. Ригль, Ф. Викхофф, М. Дворжак). С 1920 преподавал в Гамбургском ун-те, где попал в сферу влияния А. Варбурга и Э. Кассирера. После прихода нацистов к власти эмигрировал в США (1934), преподавал в Нью-Йоркском ун-те, с 1935 проф. Ин-та перспективных исследований при Принстонском ун-те, с 1962 проф. Нью-Йоркского ун-та.
П. использовал метод иконологич. интерпретации произведения иск-ва, выявляющий, согласно его теории (Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999), 3 уровня значений произведения. В трудах П. «Перспектива как "символическая форма"» («Der Perspektive als symbolische Form», 1927, рус. пер. 2004) и «Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма» («Idea: Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der älteren Kunsttheorie», 1924, рус. пер. 1999) в роли «симптомов эпохи» предстают меняющиеся с течением времени (от античности до классицизма кон. 18–19 вв.) приёмы передачи глубины пространства, а также представления о замысле худож. произведения. В работе «Готическая архитектура и схоластика» («Gothic architecture and scholasticism», 1951) П. проводит параллели между принципами рассуждения философа-схоласта 13 в. и приёмами архитектора готич. собора. Как отражение духа времени П. рассматривает и личность аббата Сугерия в труде «Аббат Сюжер и Аббатство Сен-Дени» («Abbot Suger on the abbey church of St.-Denis and its art treasures», 1946, рус. пер. 1992).
Метод иконологич. анализа П. применяет, в первую очередь, к произведениям эпохи Возрождения (ср.-век. иск-во с его устойчивыми изобразит. схемами остаётся в ведении иконографии). Одной из самых плодотворных областей его использования оказывается интерпретация конкретного произведения (гравюры «Меланхолия» А. Дюрера, картин «Любовь небесная и любовь земная» Тициана, «Сон рыцаря» Рафаэля, росписей Корреджо в мон. Сан-Паоло в Парме) или сюжета (слепой Купидон, Старик-время, Геркулес на распутье, Пандора, аркадские пастухи и др.). В кн. «Ранненидерландская живопись» («Early Netherlandish painting», vol. 1–2, 1953) П. применяет свой метод к живописи Сев. Европы 15 в., исследуя т. н. скрытый символизм бытовых предметов в религ. иск-ве. П. провёл сравнит. анализ т. н. «малых средневековых ренессансов» и итал. Возрождения («Renaissance and renascences in Western art», 1960; рус. пер. 1998), сформулировав принципиальное отличие: характерное для первых разделение античного образа и античного сюжета сменяется их слиянием в иск-ве итал. Возрождения. Труды П. и его метод получили междунар. признание, несмотря на ряд критич. замечаний по поводу метода П., не учитывающего, с точки зрения его критиков, худож. ценности произведений иск-ва. Среди последователей П. – Я. Бялостоцкий, Э. Гомбрих, Х. Зедльмайр, П. Бурдье и др.