Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕ́ДЛЬМАЙР ХАНС

Авторы: С. С. Ванеян

ЗЕ́ДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ханс (18.1.1896, Хорн­ш­тайн, Бур­ген­ланд, Ав­ст­рия, ны­не на тер­ри­то­рии Венг­рии – 9.7.1984, Зальц­бург), австр. ис­то­рик ис­кус­ст­ва, пред­ста­ви­тель т. н. вен­ской шко­лы ис­кус­ст­во­зна­ния. Изу­чал ар­хи­тек­ту­ру в Выс­шей тех­нич. шко­ле в Ве­не (1918–1920), за­тем ис­то­рию иск-ва в Вен­ском ун-те, где его учи­те­ля­ми бы­ли М. Двор­жак и Ю. фон Шлос­сер, ко­то­ро­го З. сме­нил на долж­но­сти зав. ка­фед­рой ис­то­рии (1936–45). В 1942–43 слу­жил в ар­мии, за­тем вер­нул­ся в ун-т, но в 1945 был уво­лен по за­ко­ну о «де­на­ци­фи­ка­ции», про­дол­жая пе­ча­тать­ся под псев­до­ни­ма­ми. Зав. ка­фед­рой ис­то­рии ис­кусств в Мюн­хен­ском (1951–64) и Зальц­бург­ском (1965–69) ун-тах.

В 1929 З. (совм. с К. Сво­бо­дой) под­го­то­вил сбор­ник ста­тей А. Риг­ля, в пре­ди­сло­вии к ко­то­ро­му впер­вые обос­но­вал струк­ту­ра­ли­ст­ский под­ход к иск-ву (см. Струк­ту­ра­лизм), по­пы­тав­шись со­еди­нить дос­ти­же­ния геш­тальт­пси­хо­ло­гии и фе­но­ме­но­ло­гии. В 1930-х гг. опуб­ли­ко­вал ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры (кни­ги о Ф. Бор­ро­ми­ни, австр. ба­роч­ной ар­хи­тек­ту­ре). Гл. со­чи­не­ния З., сде­лав­шие его од­ной из круп­ней­ших фи­гур в ис­кус­ст­во­зна­нии 20 в.: «Ут­ра­та се­ре­ди­ны» («Verlust der Mitte», 1948) – свое­об­раз­ный трак­тат-ди­аг­ноз на те­му ре­лиг. кри­зи­са ев­роп. куль­ту­ры Но­во­го вре­ме­ни, при­чи­ны ко­то­ро­го З. ви­дел в ут­ра­те че­ло­ве­ком от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред Бо­гом и ми­ром; «Ре­во­лю­ция со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва» («Die Re­vo­lution der modernen Kunst», 1955) – ана­лиз совр. иск-ва как фор­мы ду­хов­ной па­то­ло­гии и со­ци­аль­но­го ра­ди­ка­лиз­ма; сб. «Смерть све­та» («Der Tod des Li­ch­tes», 1964) – ре­ли­ги­оз­но-эк­зи­стен­ци­аль­ное ис­тол­ко­ва­ние ху­дож. яв­ле­ний со­вре­мен­но­сти; «Воз­ник­но­ве­ние со­бо­ра» («Die Entstehung der Kathedrale», 1950) – опыт при­ме­не­ния ме­то­да ико­но­ло­гич. гер­ме­нев­ти­ки к го­тич. ар­хи­тек­ту­ре; сб. ме­то­до­ло­гич. эс­се «Ис­кус­ст­во и ис­ти­на» («Kunst und Wahrheit», 1958, рус. пер. 1999). В ра­бо­тах З. под­чёрк­ну­тый хри­сти­ан­ский тра­ди­цио­на­лизм, про­яв­ляю­щий­ся на ми­ро­воз­зренч. уров­не, со­че­та­ет­ся с тео­ре­тич. и ме­то­до­ло­гич. но­ва­тор­ст­вом. Ре­лиг. и фи­ло­соф­ские идеи по­ни­ма­ют­ся З. как ин­ст­ру­мент не толь­ко по­зна­ва­тель­ной ана­ли­ти­ки, но и куль­тур­но-нравств. про­по­ве­ди на ма­те­риа­ле ис­то­рии иск-ва. Для З. ха­рак­те­рен по­сто­ян­ный ин­те­рес к на­сле­дию рус. ре­лиг. мыс­ли (Ф. М. Дос­то­ев­ский, В. С. Со­ловь­ёв, Н. А. Бер­дя­ев, В. В. Ива­нов, Ф. А. Сте­пун). Не­со­мнен­ное влия­ние на З. ока­за­ли идеи В. В. Вейд­ле, с ко­то­рым его свя­зы­ва­ла про­дол­жи­тель­ная друж­ба.

Соч.: Die demolierte Schönheit. Salzburg, 1965; Stadt ohne Landschaft: Salzburgs Schicksal mor­gen? Salzburg, 1970.

Лит.: Ва­не­ян С. С. Пус­тую­щий трон: кри­ти­че­ское ис­кус­ст­во­зна­ние Х. Зедль­май­ра. М., 2004.

Вернуться к началу