ЗЕ́ДЛЬМАЙР ХАНС
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́ДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ханс (18.1.1896, Хорнштайн, Бургенланд, Австрия, ныне на территории Венгрии – 9.7.1984, Зальцбург), австр. историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания. Изучал архитектуру в Высшей технич. школе в Вене (1918–1920), затем историю иск-ва в Венском ун-те, где его учителями были М. Дворжак и Ю. фон Шлоссер, которого З. сменил на должности зав. кафедрой истории (1936–45). В 1942–43 служил в армии, затем вернулся в ун-т, но в 1945 был уволен по закону о «денацификации», продолжая печататься под псевдонимами. Зав. кафедрой истории искусств в Мюнхенском (1951–64) и Зальцбургском (1965–69) ун-тах.
В 1929 З. (совм. с К. Свободой) подготовил сборник статей А. Ригля, в предисловии к которому впервые обосновал структуралистский подход к иск-ву (см. Структурализм), попытавшись соединить достижения гештальтпсихологии и феноменологии. В 1930-х гг. опубликовал исследования по истории архитектуры (книги о Ф. Борромини, австр. барочной архитектуре). Гл. сочинения З., сделавшие его одной из крупнейших фигур в искусствознании 20 в.: «Утрата середины» («Verlust der Mitte», 1948) – своеобразный трактат-диагноз на тему религ. кризиса европ. культуры Нового времени, причины которого З. видел в утрате человеком ответственности перед Богом и миром; «Революция современного искусства» («Die Revolution der modernen Kunst», 1955) – анализ совр. иск-ва как формы духовной патологии и социального радикализма; сб. «Смерть света» («Der Tod des Lichtes», 1964) – религиозно-экзистенциальное истолкование худож. явлений современности; «Возникновение собора» («Die Entstehung der Kathedrale», 1950) – опыт применения метода иконологич. герменевтики к готич. архитектуре; сб. методологич. эссе «Искусство и истина» («Kunst und Wahrheit», 1958, рус. пер. 1999). В работах З. подчёркнутый христианский традиционализм, проявляющийся на мировоззренч. уровне, сочетается с теоретич. и методологич. новаторством. Религ. и философские идеи понимаются З. как инструмент не только познавательной аналитики, но и культурно-нравств. проповеди на материале истории иск-ва. Для З. характерен постоянный интерес к наследию рус. религ. мысли (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, В. В. Иванов, Ф. А. Степун). Несомненное влияние на З. оказали идеи В. В. Вейдле, с которым его связывала продолжительная дружба.