ПСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА, одна из школ др.-рус. искусства в 13–16 вв., сложившаяся в Пскове и его владениях. Ранние псковские постройки связаны с традицией новгородской школы или варьируют конструкцию визант. крестово-купольного храма. В 13–15 вв. сложился осн. тип храма – одноглавый, кубический, с пониженными угловыми частями и многоскатным покрытием (ц. Архангела Михаила в с. Кобылье Городище, 1462), иногда с повышенными подпружными арками (ц. Успения Богородицы в с. Мелётово, 1461–62), или бесстолпный, с барабаном на пересекающихся цилиндрич. арках (ц. Николы от Каменной ограды в Пскове, 16 в.). К храмам обычно пристраивались многопролётные звонницы, паперти, приделы и притворы, придающие им характер живописных асимметричных ансамблей (ц. Николы со Усохи в Пскове, 1535–36). Развивалось крепостное зодчество (Псковский Кром, 13–16 вв.; Изборская крепость, 1330), с 16 в. сооружались каменные адм. и купеческие дома (Поганкиных палаты в Пскове).
В живописи П. ш. сложение худож. языка происходило под влиянием визант. (росписи собора Мирожского монастыря, 1140-е гг.), также новгородских (использование красного фона в иконах – «Елеазаровский Спас», возможно ок. 1352) мастеров. Живопись П. ш. достигла расцвета в 14–15 вв. Ей свойственны нарративность и повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, использование особой цветовой гаммы с доминированием красных, коричневых, тёмно-зелёных и синих тонов [фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313) и ц. Успения Богородицы в с. Мелётово (1465); иконы «Собор Богоматери» и «Параскева, Варвара и Ульяна» (обе – 1-я пол. 15 в., ГТГ)]. После включения Пскова в состав Рус. гос-ва (1510) его иск-во испытывало влияние московской школы, но черты самобытности П. ш. сохранялись в живописи и архитектуре до 17 в.