Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: П. С. Павлинов
Псковская школа. Икона «Рождество Христово, с избранными святыми» из города Опочка. 3-я четв. 15 в. Псковский музей-заповедник.

ПСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА, од­на из школ др.-рус. ис­кус­ст­ва в 13–16 вв., сло­жив­шая­ся в Пско­ве и его вла­де­ни­ях. Ран­ние псков­ские по­строй­ки свя­за­ны с тра­ди­ци­ей нов­го­род­ской шко­лы или варь­и­ру­ют кон­ст­рук­цию ви­зант. кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма. В 13–15 вв. сло­жил­ся осн. тип хра­ма – од­но­гла­вый, ку­би­че­ский, с по­ни­жен­ны­ми уг­ло­вы­ми час­тя­ми и мно­го­скат­ным по­кры­ти­ем (ц. Ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла в с. Ко­бы­лье Го­ро­ди­ще, 1462), ино­гда с по­вы­шен­ны­ми под­пруж­ны­ми ар­ка­ми (ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы в с. Ме­лё­то­во, 1461–62), или бес­столп­ный, с ба­ра­ба­ном на пе­ре­се­каю­щих­ся ци­лин­д­рич. ар­ках (ц. Ни­ко­лы от Ка­мен­ной ог­ра­ды в Пско­ве, 16 в.). К хра­мам обыч­но при­страи­ва­лись мно­го­про­лёт­ные звон­ни­цы, па­пер­ти, при­де­лы и при­тво­ры, при­даю­щие им ха­рак­тер жи­во­пис­ных асим­мет­рич­ных ан­самб­лей (ц. Ни­ко­лы со Усо­хи в Пско­ве, 1535–36). Раз­ви­ва­лось кре­по­ст­ное зод­че­ст­во (Псков­ский Кром, 13–16 вв.; Из­бор­ская кре­пость, 1330), с 16 в. со­ору­жа­лись ка­мен­ные адм. и ку­пе­че­ские до­ма (По­ган­ки­ных па­ла­ты в Пско­ве).

В жи­во­пи­си П. ш. сло­же­ние ху­дож. язы­ка про­ис­хо­ди­ло под влия­ни­ем ви­зант. (рос­пи­си со­бо­ра Ми­ро­жско­го мо­на­сты­ря, 1140-е гг.), так­же нов­го­род­ских (ис­поль­зо­ва­ние крас­но­го фо­на в ико­нах – «Елеа­за­ров­ский Спас», возможно ок. 1352) мас­те­ров. Жи­во­пись П. ш. дос­тиг­ла рас­цве­та в 14–15 вв. Ей свой­ст­вен­ны нар­ра­тив­ность и по­вы­шен­ная экс­прес­сия об­ра­зов, рез­кость све­то­вых бли­ков, ис­поль­зо­ва­ние осо­бой цве­то­вой гам­мы с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем крас­ных, ко­рич­не­вых, тём­но-зе­лё­ных и си­них то­нов [фре­ски со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Сне­то­гор­ско­го мо­на­сты­ря (1313) и ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы в с. Ме­лё­то­во (1465); ико­ны «Со­бор Бо­го­ма­те­ри» и «Па­ра­ске­ва, Вар­ва­ра и Уль­я­на» (обе – 1-я пол. 15 в., ГТГ)]. По­сле вклю­че­ния Пско­ва в со­став Рус. гос-ва (1510) его иск-во ис­пы­ты­ва­ло влия­ние мо­с­ков­ской шко­лы, но чер­ты са­мо­быт­но­сти П. ш. со­хра­ня­лись в жи­во­пи­си и ар­хи­тек­ту­ре до 17 в.

Лит.: Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра Пско­ва. М., 1968; Ов­чин­ни­ков А. Н. Опыт опи­са­ния про­из­ве­де­ний древ­не­рус­ской стан­ко­вой жи­во­пи­си: Тех­ни­ка и стиль. М., 1971. Вып. 1: Псков­ская шко­ла XIII–XVI вв.; Yamshchikov S. Pskov: Art treasure and architectural monuments 12th– 17th сenturies. Leningrad, 1978; Ла­за­рев В. Н. Рус­ская ико­но­пись от ис­то­ков до на­ча­ла XVI в. 3-е изд. М., 2000; Ко­меч А. И. Ка­мен­ная ле­то­пись Пско­ва XII – на­ча­ла XVI в. 2-е изд. М., 2003; Род­ни­ко­ва И. С. Псков­ская ико­на 13–16 вв. СПб., 2007.

Вернуться к началу