Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРИ́ЖСКАЯ О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: А. Г. Галайда (балет)

ПАРИ́ЖСКАЯ О́ПЕРА (L’Opéra de Paris; офиц. назв. На­цио­наль­ная опе­ра Па­ри­жа – Opéra national de Paris), опер­но-ба­лет­ный те­атр, один из цен­тров ми­ро­вой му­зы­каль­но-те­ат­раль­ной куль­ту­ры. Ис­то­рия П. о. вос­хо­дит к те­ат­ру Ко­ро­лев­ская ака­де­мия опе­ры, ос­но­ван­но­му в 1669 по­этом Р. Кам­бе­ром и ком­по­зи­тором П. Пер­ре­ном, ко­то­рые по­лу­чи­ли от Лю­до­ви­ка XIV при­ви­ле­гию на ор­га­ни­за­цию по­сто­ян­но­го опер­но­го те­ат­ра в Па­ри­же. В 1671, по­сле объ­е­ди­не­ния с Ко­ро­лев­ской ака­де­ми­ей тан­ца, соз­дан­ной в 1661 под рук. П. Бо­ша­на

 >>
, те­атр пре­об­ра­зо­ван в Ко­ро­лев­скую ака­де­мию му­зы­ки и тан­ца. С 1672 Ко­ро­лев­ская ака­де­мия му­зы­ки. По­сле Франц. ре­во­лю­ции 18 в. на­зва­ние не­од­но­крат­но ме­ня­лось: Те­атр ис­кусств, Те­атр Рес­пуб­ли­ки и ис­кусств, Те­атр Опе­ры. В 1804–14 Имп. ака­де­мия му­зы­ки, в 1815–71 Ко­ролев­ская ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца, с 1871 Нац. ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца. Во 2-й пол. 20 в. на­зва­ние вновь из­ме­нилось: с 1978 Нац. те­атр Па­риж­ской опе­ры (с 1989 вхо­дил в Ас­со­циа­цию па­риж­ских опер­ных те­ат­ров), с 1990 Па­риж­ская опе­ра, с 1994 Нац. опе­ра Па­ри­жа.

«Опера-Гарнье». Зрительный зал.
Фото Eric Pouhier «Опера-Гарнье». Большое фойе.

В 17–19 вв. спек­так­ли ста­ви­лись в раз­ных по­ме­ще­ни­ях: во двор­це Па­ле-Ро­яль (1673–1763, 1770–81), за­лах Мон­та­сье (1794–1820), Ле-Пе­ле­тье (1821–73) и др. Гл. зда­ние П. о. – «Опе­рá-Гар­нье» (Дво­рец Гар­нье – Palais Garnier; в оби­хо­де так­же «Гранд-Опе­рá»), ре­пре­зен­та­тив­ное со­ору­же­ние во Вто­рой им­пе­рии сти­ле

 >>
(1861–75, арх. Ш. Гар­нье
 >>
; см. илл. в ста­тье о нём). Гл. фа­сад снаб­жён ко­лон­на­дой из спа­рен­ных мра­мор­ных ко­лонн. Са­мая вы­со­кая точ­ка зда­ния (ок. 60 м) – фрон­тон, за­вер­шён­ный на конь­ке кры­ши скульп­тур­ной груп­пой «Апол­лон ме­ж­ду Тан­цем и Му­зы­кой» (1869–70, скульп­тор Э. Мил­ле). В ин­терь­е­ре клю­че­вую роль иг­ра­ет па­рад­ная ле­ст­ни­ца (выс. 30 м), со­еди­няю­щая фойе с зри­тель­ным за­лом (ок. 1,9 тыс. мест). В де­ко­ри­ро­ва­нии зда­ния при­ня­ли уча­стие 75 скульп­то­ров и 15 жи­во­пис­цев, сре­ди их ра­бот: скульп­тур­ная груп­па «Та­нец» на гл. фа­са­де (1866–69, скульп­тор Ж. Б. Кар­по
 >>
), скульп­тур­ные груп­пы, дер­жа­щие све­тиль­ни­ки у под­но­жия па­рад­ной ле­ст­ни­цы (1873, скульп­тор А. Э. Кар­рье-Бел­лёз), рос­пи­си гл. ле­ст­ни­цы (1865–75, И. Пиль), пла­фо­ны фойе (1866–74, П. Бод­ри) и Зер­каль­ной ро­тон­ды (1889, Ж. Кле­рен). Но­вый пла­фон зри­тель­но­го за­ла ис­пол­нен в 1964 М. З. Ша­га­лом
 >>
; в 2011 соз­дан ин­терь­ер рес­то­ра­на «Фан­том» (арх. О. Декк). Пло­щадь, при­мы­каю­щая с се­ве­ра к зда­нию, с 1966 но­сит имя С. П. Дя­ги­ле­ва
 >>
. П. о. так­же за­ни­ма­ет зда­ние «Опе­рá Бас­тий» («Opéra de la Bastille»; по мес­ту рас­по­ло­же­ния – пл. Бас­ти­лии) в рус­ле пост­мо­дер­низ­ма
 >>
(1989, арх. К. Отт; гл. зал – 2703 мес­та; зал-ам­фи­те­атр на 450 мест; зал-сту­дия на 237 мест), где идут опе­ры; Дво­рец Гар­нье ис­поль­зу­ет­ся пре­им. для ба­лет­ных по­ста­но­вок.

Опера

П. о. от­кры­лась под назв. Ко­ро­лев­ская ака­де­мия му­зы­ки и тан­ца в 1671 опе­рой «По­мо­на» Р. Кам­бе­ра и П. Пер­ре­на (счи­та­ет­ся пер­вой опе­рой на франц. яз.). В 17–18 вв. П. о. свя­за­на в осн. с дву­мя жан­ра­ми – ли­рич. тра­ге­ди­ей и опе­рой-ба­ле­том

 >>
. В 1672–87 те­атр воз­глав­лял Ж. Б. Люл­ли
 >>
, ко­то­рый по­ста­вил в нём мно­же­ст­во собств. опер («Празд­не­ст­ва Аму­ра и Вак­ха», 1672, «Аль­це­ста», 1674, «Атис», 1676, «Пси­хея», 1678, «Ро­ланд», 1685, «Ар­ми­да», 1686, опе­ры-ба­ле­ты «Три­умф люб­ви», 1681, «Храм ми­ра», 1685, и др.). По­сле смер­ти Люл­ли ста­ви­лись опе­ры его по­сле­до­ва­те­лей: М. А. Шар­пан­тье, А. Кам­пра («Га­лант­ная Ев­ро­па», 1697, «Ве­не­ци­ан­ские празд­не­ст­ва», 1710) и др. В 1733–60 на сце­не П. о. по­ста­вил собств. опе­ры Ж. Ф. Ра­мо
 >>
(«Ип­по­лит и Ари­сия», 1733, «Кас­тор и Пол­лукс», 1737, «Зо­ро­астр», 1749, «Ана­кре­он», 1754, опе­ры-ба­ле­ты «Га­лант­ные Ин­дии», 1735, «Храм сла­вы», 1745, «Па­ла­ди­ны», 1760, и др.). Наи­бо­лее зна­чит. по­ста­нов­ки 2-й пол. 18 в. – ре­фор­ма­тор­ские опе­ры К. В. Глю­ка («Ифи­ге­ния в Ав­ли­де», «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка», обе 1774, «Аль­це­ста», 1776, «Ар­ми­да», 1777, «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де», 1779, и др.). По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись опе­ры в итал. вку­се Н. Пич­чин­ни (1-я пост. на сце­не П. о. – «Адель де Пон­тьё», 1781). В го­ды Франц. ре­во­лю­ции 18 в. ста­ви­лись ге­ро­ич. опе­ры Ф. Ж. Гос­се­ка («Дар сво­бо­де», 1792, «Три­умф Рес­пуб­ли­ки, или Ла­герь при Гран­пре», 1793), А. Э. М. Гре­т­ри («Рес­пуб­ли­кан­ская из­бран­ни­ца, или Празд­ник ра­зу­ма», «Ти­ран Дио­ни­сий», обе 1794), явив­шие­ся от­кли­ком на ре­во­люц. со­бы­тия. На­чи­ная с по­ста­нов­ки «Вес­тал­ки» Г. Спон­ти­ни (1807) на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий в П. о. гос­под­ство­вал пом­пез­ный стиль «боль­шой опе­ры» с ха­рак­тер­ной для не­го ис­то­рич. и ге­рои­ко-пат­рио­тич. те­ма­ти­кой. С 1820-х гг. П. о. ста­но­вит­ся од­ним из ми­ро­вых цен­тров ро­ман­тич. иск-ва, на её сце­не осу­ще­ст­в­ля­ют­ся пер­вые по­ста­нов­ки раз­но­жан­ро­вых опер Дж. Рос­си­ни («Оса­да Ко­рин­фа», 1826, «Мои­сей», 1827, «Виль­гельм Телль», 1829), Д. Ф. Э. Обе­ра («Не­мая из Пор­ти­чи», 1828), Дж. Мей­ер­бера («Ро­берт-дья­вол», 1831, «Гу­ге­но­ты», 1836, «Про­рок», 1849), Ф. Га­ле­ви («Дочь кар­ди­на­ла», 1835), Г. Бер­лио­за («Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни», 1838), Г. До­ни­цет­ти («Фа­во­рит­ка», 1840) и др. С сер. 19 в. но­вый ре­пер­ту­ар пред­став­лен опе­ра­ми Ш. Гу­но («Са­фо», 1851, «Фа­уст», 1869, «Ро­мео и Джуль­ет­та», 1888), Дж. Вер­ди («Си­ци­лий­ская ве­чер­ня», 1855, «Дон Кар­лос», 1867, «Ри­го­лет­то», 1885, «Отел­ло», 1894), Р. Ваг­не­ра («Тан­гей­зер», 1861, «Ло­эн­грин», 1891), А. То­ма («Гам­лет», 1868), Ж. Масс­не («Та­ис», 1894), К. Сен-Сан­са («Ген­рих VIII», 1883, «Сам­сон и Да­ли­ла», 1892). Зда­ние «Опе­ра́ Гар­нье» от­кры­то в 1875 га­ла-кон­цер­том франц.-итал. опер­ной му­зы­ки (Рос­си­ни, Обер, Га­ле­ви и др.). В 19 в. на сце­не П. о. вы­сту­па­ли мн. ис­пол­ни­те­ли с ми­ро­вым име­нем: ди­ри­жё­ры Ш. Ла­му­рё, Э. Ко­лонн; пев­цы М. Ма­либ­ран
 >>
, П. Ви­ар­до-Гар­сия
 >>
, Джу­лия Гри­зи
 >>
, М. Ж. Д. Aртo, А. Пат­ти
 >>
, В. Мо­рель
 >>
, Э. и Я. де Реш­ке
 >>
и др. В рам­ках Рус­ских се­зо­нов
 >>
, ор­га­ни­зо­ван­ных С. П. Дя­ги­ле­вым
 >>
, со­стоя­лась пер­вая во Фран­ции по­ста­нов­ка рус. опе­ры – «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го с Ф. И. Ша­ля­пи­ным
 >>
в гл. ро­ли (1908), за­тем бы­ли по­став­лены «Са­ло­мея» Р. Штрау­са (1910), «Со­ло­вей» (1914) и «Мав­ра» (1922) И. Ф. Стра­вин­ско­го. Со­чи­не­ния совр. ком­по­зи­то­ров за­ни­ма­ли зна­чит. ме­сто в ре­пер­туа­ре до 2-й ми­ро­вой вой­ны, сре­ди них – ора­то­рия «Ле­ген­да о Св. Кри­сто­фе» В. д’Энди (1920), опе­ры «Семь кан­цон» Дж. Ф. Ма­липь­е­ро (1920), «Мак­си­ми­ли­ан» Д. Мийо (1932), «Эдип» Дж. Эне­ску (1936), «Парм­ская оби­тель» A. Coгe (1939) и др. В этот пе­ри­од в П. о. вы­сту­па­ли: ди­ри­жё­ры П. Мон­тё
 >>
, Р. Де­зор­мь­ер
 >>
; пев­цы Р. Ка­рон, М. Жур­не
 >>
, М. Ре­но, Ж. Ф. Дель­мас, Л. Бре­валь, Ж. Лю­бен, Ж. Тиль, Э. Ка­ру­зо
 >>
и др. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны П. о. со­хра­ня­ла зна­че­ние од­но­го из круп­ней­ших ака­де­мич. опер­ных те­ат­ров Ев­ро­пы. Кон­сер­ва­тив­ная тра­ди­ция П. о., не до­пус­кав­шая в опе­ре раз­го­вор­ных диа­ло­гов, а так­же иных язы­ков, кро­ме фран­цуз­ско­го, бы­ла пре­рва­на в 1950-е гг. («Са­ло­мея» Р. Штрау­са, 1951, «Вол­шеб­ная флей­та» В. А. Мо­цар­та, 1954). Сре­ди важ­ней­ших по­ста­но­вок 2-й пол. 20 в.: «Диа­ло­ги кар­ме­ли­ток» Ф. Пу­лен­ка (1-я пост. во Фран­ции, 1957), «Кар­мен» Ж. Би­зе (впер­вые в П. о., 1959), «Воц­цек» (1963) и «Лу­лу» (1979) А. Бер­га (обе впер­вые в П. о.), «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си (впер­вые в П. о., 1977), «Св. Фран­циск Ас­сиз­ский» О. Мес­сиа­на (1-я пост., 1983), «Юлий Це­зарь» Г. Ф. Ген­де­ля (1987, аутен­тич­ное ис­пол­не­ние). В эти го­ды в те­ат­ре вы­сту­па­ли: ди­ри­жё­ры Ш. Мюнш
 >>
, А. Клюи­тенс
 >>
, Л. Фо­ре­стье, Ж. Претр, И. Мар­ке­вич
 >>
, П. Бу­лез
 >>
, К. фон До­на­ньи
 >>
, пев­цы Р. Крес­пен
 >>
, Р. Гор, Д. Дю­валь
 >>
, М. Кал­лас
 >>
, Т. Гоб­би
 >>
, Н. Гед­да
 >>
, А. Си­лья
 >>
, Б. Хен­д­рикс и др.

С 1990 опе­ры ста­вят­ся так­же на сце­не «Опе­ра́ Бас­тий», ко­то­рая бы­ла от­кры­та опе­рой «Тро­ян­цы» Г. Бер­лио­за. Ре­пер­ту­ар от­ли­ча­ет­ся зна­чит. раз­но­об­ра­зи­ем, при этом важ­ней­шее ме­сто за­ни­ма­ют ше­дев­ры ми­ро­вой опе­ры; сре­ди по­ста­но­вок кон. 20 – нач. 21 вв.: «Ара­бел­ла» (1981) и «Са­ло­мея» (2003) Р. Штрау­са, «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го (1991, 1999), «Ип­по­лит и Ари­сия» Ж. Ф. Ра­мо (1996), «Лу­лу» А. Бер­га (1998), «Ми­ло­сер­дие Ти­та» (1997) и «Дон Жу­ан» (1999) В. А. Мо­цар­та, «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (2005), «Тан­гей­зер» Р. Ваг­не­ра (2007). В спек­так­лях уча­ст­во­ва­ли: ди­ри­жё­ры – Мюнг Ван Чунг

 >>
, К. На­га­но
 >>
, Дж. Кон­лон, Д. М. и В. М. Юров­ские
 >>
; пев­цы – К. Те Ка­на­ва
 >>
, К. Мат­ти­ла, С. П. Лей­фер­кус, В. В. Га­лу­зин
 >>
, С. Ла­рин, О. Ю. Гу­ря­ко­ва, Р. Фле­минг
 >>
и др.; сре­ди ре­жис­сё­ров-по­ста­нов­щи­ков – Р. Уил­сон
 >>
, Л. А. До­дин
 >>
.

Ор­кестр П. о., кро­ме уча­стия в спек­так­лях, ве­дёт са­мо­сто­ят. кон­церт­ную дея­тель­ность.

Балет

Старейшая балетная компания мира, по образцу которой формировались европ. труппы. В 17 – нач. 18 вв. здесь закладывались традиции классич. балета, формировался стиль франц. школы. Не слишком значительная в первые годы существования театра, роль балетной труппы изменилась с приходом в П. о. в 1672 композитора Ж. Б. Люлли

 >>
и началом его реформаторской деятельности. Ведущие мастера П. Бошан
 >>
, Л. Пекур (возглавлял труппу в 1687–1729) и др. являлись практиками и теоретиками танца. В это время развитие балета связано с творчеством композиторов Ж. Ф. Рамо и К. В. Глюка, чьи оперы включали развёрнутые хореографич. сцены. В 1713 при театре создана балетная школа (L’Ecole de Danse). В сер. 18 в., когда в Европе существенно возрос интерес к балету, укрепился статус П. о. как хранителя классич. традиций, из-за чего актуальные веяния воспринимались с некоторым опозданием. Так, реформатор Ж. Ж. Новерр
 >>
, стремившийся в своих постановках воплотить идеи эпохи Просвещения и франц. энциклопедистов, стал руководителем балета (в 1776) только после того, как получил европ. признание в Штутгарте, Милане и Вене. Он перенёс в П. о. свои постановки «Апеллес и Компаспа» (1776) Ф. Аспельмайера, «Горации и Куриации» Й. Старцера (1777), «Медея и Ясон» Ж. Ж. Родольфа (1780), а также поставил оригинальные балеты: «Безделушки» В. А. Моцарта, «Аннета и Любен» (оба 1778). Преемниками Новерра на посту гл. балетмейстера стали его ученики – М. и П. Гардель
 >>
, Ж. Доберваль
 >>
. В 1-й пол. 19 в. П. о. – центр развития танцевального романтизма, когда балет вошёл в число серьёзных искусств наряду с поэзией, драматургией, музыкой, живописью. Здесь состоялась премьера «Сильфиды» Ж. Шнейцхоффера в постановке Ф. Тальони
 >>
(1832, гл. партию исполнила М. Тальони
 >>
), а затем таких балетов, как «Жизель» А. Адана (1841, балетм. Ж. Перро
 >>
), «Пахита» Э. М. Дельдевеза (1946), «Корсар» Адана (1856, оба – балетм. Ж. Мазилье
 >>
), «Коппелия» Л. Делиба (1870, балетм. А. Сен-Леон
 >>
). Успех этих постановок способствовал повсеместному утверждению в Европе франц. школы и триумфальному распространению балетов, которые в обновлённых хореографич. редакциях входят в репертуар ведущих трупп мира и в нач. 21 в. Среди солистов в тот период: Л. Гран, К. Гризи
 >>
, Л. Мерант, Л. Петипа, К. Розати, Ф. Черрито
 >>
, Ф. Эльслер
 >>
; среди гастролёров – рус. артистки Е. И. Андреянова
 >>
, М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа. При этом во 2-й пол. 19 в. П. о. переживала период упадка. К концу столетия роль балета в спектаклях была сведена преим. к исполнению дивертисментов в оперных спектаклях. Возобновлению интереса к жанру способствовали Русские сезоны С. П. Дягилева
 >>
в Париже. Под их влиянием активизировалась деятельность труппы П. о., во главе которой в 1908–09 и в 1919–26 стоял Л. Статс. Школа обрела новые ориентиры в освоении техники классич. танца. Эпохой в возрождении П. о. стала деятельность С. Лифаря
 >>
. Постановщик ок. 200 спектаклей и дивертисментов, он привлёк к сотрудничеству Дж. Баланчина
 >>
, Х. Ландера
 >>
, Ж. Скибина и др., создал новый имидж и новый репертуар франц. балета. Культивируя интерес к совр. хореографии, одновременно особое внимание уделял и классич. образцам. Оба эти направления с тех пор остаются равноправными в репертуаре труппы. Интерес к собств. наследию П. о. проявила, пригласив хореографа П. Лакотта
 >>
для воссоздания «Сильфиды» (1972) и «Коппелии» (1973). В то же время труппа постоянно сотрудничала с хореографами Р. Пети
 >>
, М. Бежаром
 >>
. Сер. 20 в. отмечена расширением стилистич. возможностей классич. танцовщиков. Среди солистов: И. Шовире
 >>
, С. Перетти, Л. Дарсонваль, Л. Дейде, К. Воссар, К. Бесси, М. Рено, К. Мот, А. Лабис, Ж. П. Бонфу, П. Бар, Г. Тесмар
 >>
, Н. Понтуа
 >>
, М. Денар
 >>
, С. Атанасов, Ж. Гизерикс. Балеты для П. о. ставили европ. и амер. хореографы: К. Макмиллан
 >>
, Х. ван Манен
 >>
, В. П. Бурмейстер
 >>
, Ю. Н. Григорович
 >>
, М. Каннингем
 >>
, Дж. Роббинс
 >>
, Дж. Ноймайер
 >>
и др. Особое место в истории балетной труппы П. о. занимает деятельность Р. Х. Нуреева
 >>
, возглавлявшего её в 1983–89. Он придал амбициозность, динамизм и молодую энергию респектабельному академизму труппы, включил в репертуар отредактированные им балеты – «Раймонда» А. К. Глазунова (1983); «Лебединое озеро» (1984), «Щелкунчик» (1985) и «Спящая красавица» (1989) П. И. Чайковского; «Ромео и Джульетта» (1984) и «Золушка» (1986) С. С. Прокофьева; «Дон Кихот» (1981) и «Баядерка» (1992) Минкуса, – доведя танец до выдающегося уровня виртуозности в соединении с традиционной франц. чистотой исполнения, вниманием к деталям, мелкой технике. Благодаря Нурееву на сцену вышло новое поколение артистов, занявших ведущее положение не только в П. о., но и в мировом балете: С. Гиллем, М. Легри
 >>
, Л. Илер, Ш. Жюд, Ф. Клер, Ф. Легре, М. Лудьер, И. Герен, Э. Платель
 >>
, М. К. Пьетрагалла, П. Дюпон
 >>
, А. Летестю, Ж. Мартинез, Н. Ле Риш, Ж. Г. Бар и др. В годы руководства Нуреева в П. о. состоялись мировые премьеры балетов К. Армитаж («GV-10» на музыку К. Штокхаузена, 1984), Бежара («AREPO» на музыку Ш. Гуно, 1986), У. Форсайта
 >>
(«In the Middle Somewhat Elevated» Т. Виллемса, 1987). В 1995–2013 труппу возглавляла Б. Лефевр, с 2014 – Б. Мильпье, с 2016 – О. Дюпон. Рубеж веков отмечен радикализацией репертуара – соединением эстетики классич. балета с углублённым интересом к разл. направлениям совр. танца. Среди постановок 1990–2010-х гг.: балеты Ноймайера («Сильвия» Делиба), К. Карлсон
 >>
(«Знаки» Р. Обри, оба 1997), Пети («Клавиго» Г. Яреда, 1999), М. Эка
 >>
(«Квартира» на музыку швед. группы «Fleshquartet», 2000), Э. Лока («AndréAuria», 2002), С. Вальц («Ромео и Джульетта» на музыку Г. Берлиоза, 2007), У. Макгрегора (на музыку Дж. Тэлбота и Дерю – «Genus», 2007; М. А. Тернеджа – «Анатомия чувств для Фрэнсиса Бэкона», 2011; П. Булеза – «Création», 2015), А. Прельжокажа
 >>
(«Сиддхартха» Б. Монтавани, 2010), А. О. Ратманского
 >>
(«Психея» на музыку Ж. Орика, 2011), К. Уилдона («Полифония» на музыку Д. Лигети, 2015), А. Т. де Кеерсмакер (на музыку Б. Бартока – «Quatuor n°4», Л. ван Бетховена – «Большая фуга», А. Шёнберга – «Просветлённая ночь»; все – 2015) и др. К постановочной деятельности обратились солисты балета: К. Белярби («Грозовой перевал» Ф. Эрсана, 2002), Ле Риш («Калигула» на музыку А. Вивальди, 2005), Мартинез («Дети райка» на музыку М. О. Дюпена, 2008), Ж. Г. Бар («Ручей» Делиба и Минкуса, 2011), которых отличает интерес к полнометражным спектаклям с лит. сюжетом. О повышении внимания к этому жанру свидетельствует расширение репертуара за счёт ранее не шедшей в Париже хореодрамы: «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена (хореография Ноймайера, 2006), «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Ф. Аштона
 >>
, 2007), «Онегин» на музыку Чайковского (хореография Дж. Кранко
 >>
, 2009). Среди ведущих солистов в нач. 21 в.: И. Сьяравола, О. Дюпон, М. А. Жилло, Л. Пюжоль, К. М. Оста, Б. Пеш, С. Буйон, М. Ганьо, Д. Жильбер, Э. Козет, М. Эйман, А. Ренаван, Л. Пальеро, Э. Абаньято. В нач. 21 в. балетная труппа П. о. сохраняет одну из лидирующих позиций в мире.

Лит.: Smith M. Ballet and Opera in the Age of Giselle. Princeton, 2000; Guest I. Le Ballet de l’Opera de Paris. P., 2001; Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. От истоков до сер. XVIII века. СПб., 2008; она же. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Эпоха Новерра. СПб., 2008; она же. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Преромантизм. СПб., 2008; она же. Западноевропейский балетный театр: очерки истории. Романтизм. СПб., 2008.

  • ПАРИ́ЖСКАЯ О́ПЕРА оперно-балетный театр, один из центров мировой музыкально-театральной культуры (2014)
Вернуться к началу