Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРДЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Красовская

ГАРДЕ́ЛЬ (Gardel), се­мья франц. ар­ти­стов ба­ле­та. Мак­си­миль­ен Ле­о­польд Фи­липп Жо­зеф (18.12.1741, Ман­гейм, Гер­ма­ния – 11.3.1787, Па­риж), с 1755 учил­ся в Па­ри­же в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца, на сце­не ко­то­рой де­бю­ти­ро­вал в 1759. В 1764 стал со­лис­том труп­пы, со­пер­ни­чая с Г. Вест­ри­сом. Тан­цов­щик эпо­хи клас­си­циз­ма, с ус­пе­хом вы­сту­пал в ге­ро­ич. пар­ти­ях (Алек­сандр – «Апел­лес и Кам­пас­па» Ф. Ас­пель­май­ра, и др.). Пе­ре­хо­дя от пан­то­ми­мы к тан­цу, от­ка­зы­вал­ся от вы­ра­зи­тель­но­сти и эмо­цио­наль­но­сти, до­би­ваясь лишь точ­ности и изя­ще­ст­ва пла­сти­ки; от­ме­нил мас­ку и ус­та­ре­лую фор­му ба­лет­но­го кос­тю­ма на франц. сце­не (танцевальная пар­тия Апол­ло­на в опе­ре «Кас­тор и Пол­лукс» Ж. Ф. Ра­мо, 1772). В 1773–81 по­мощ­ник ба­лет­мей­сте­ра, в 1781–87 гл. ба­лет­мей­стер Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца. Соз­дал ба­леты-пан­то­ми­мы «Ни­нет­та при дво­ре» Э. Р. Ду­ни (1778), «Мир­за и Лин­дор» Ф. Гос­сека (1779), «Пер­вый мо­ре­пла­ва­тель» А. Грет­ри (1785) и др.

П. Г. Гардель.

Его брат Пьер Габ­ри­ель (4.2.1758, Нан­си – 18.10.1840, Па­риж), в 1771 по­сту­пил в Ко­ро­лев­скую ака­де­мию му­зы­ки и тан­ца. С 1772 (ещё уче­ни­ком) ис­пол­нял тан­це­валь­ные вы­хо­ды в опе­рах К. В. Глю­ка, А. Грет­ри, Ф. Гос­се­ка. В 1781–1782 вы­сту­пал на сце­не лон­дон­ско­го Ко­ро­лев­ско­го ба­ле­та в труп­пе Ж. Ж. Но­вер­ра, за­тем вер­нул­ся в Па­риж. Ис­пол­нял пар­тии Лин­до­ра («Мир­за и Лин­дор» Гос­се­ка), Де­зер­ти­ра («Де­зер­тир» П. А. Мон­си­ньи); в по­ста­нов­ках Но­вер­ра – Ри­наль­до и Язо­на («Ри­наль­до и Ар­ми­да» и «Ме­дея и Язон» Ж. Ж. Ро­доль­фа), Аль­фон­со («Адель де Пон­тье» Й. Стар­це­ра) и др. В 1788–1827 гл. ба­лет­мей­стер Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца, в 1799–1815 ди­рек­тор её ба­лет­ной шко­лы. Его дея­тель­ность спо­соб­ст­во­ва­ла наи­выс­ше­му рас­цве­ту франц. ака­де­миз­ма. В 1790 по­ста­вил ба­ле­ты «Те­ле­мак на ост­ро­ве Ка­лип­со» и «Пси­хея» Э. Мил­ле­ра (ис­полнил пар­тии Те­ле­ма­ка и Апол­ло­на). В этих спек­так­лях ба­лет­мей­стер пред­вос­хи­тил фор­мы сти­ля ам­пир, раз­ви­вал их поз­же в ба­ле­тах на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты. В 1792–93 ста­вил ре­во­люц. зре­ли­ща в со­труд­ни­че­ст­ве с худ. Ж. Л. Да­ви­дом и ком­по­зи­то­ра­ми Ф. Гос­се­ком и Э. Ме­гю­лем: «Да­ро­при­но­ше­ние Сво­бо­де», «Празд­ник в честь Ра­зу­ма», а так­же ба­лет «Суд Па­ри­са». Сре­ди др. по­ста­но­вок наи­бо­лее из­вест­ны ба­ле­ты: «Тан­це­ма­ния» Ме­гю­ля (1800), «Поль и Вир­ги­ния» (1804) и «Оп­рав­дан­ная слу­жан­ка» (1818) Р. Крей­це­ра. В 1829 в по­след­ний раз вы­шел на сце­ну – ис­пол­нил ме­ну­эт с М. Таль­о­ни.

Ма­ри (до за­му­же­ст­ва в 1794 вы­сту­па­ла под фа­ми­ли­ей от­чи­ма, ком­по­зи­то­ра Э. Мил­ле­ра; 1770–1833), же­на Пье­ра Габ­рие­ля Г. Учи­лась в шко­ле при Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца в Па­ри­же. Де­бю­ти­ро­ва­ла при дво­ре в 1785. В 1786–1816 тан­це­ва­ла на сце­не Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки и тан­ца. С ус­пе­хом вы­сту­па­ла в ба­ле­тах сво­его му­жа «Тан­це­ма­ния», «Пси­хея» и др. Ж. Ж. Но­верр вы­со­ко це­нил её та­лант, вир­ту­оз­ную тех­ни­ку и му­зы­каль­ность.

Лит.: Castil-Blaze M. La danse et les ballets de­puis Basshus jusqu’à Mlle Taglioni. P., 1832; Бур­нон­виль А. Моя те­ат­раль­ная жизнь // Клас­си­ки хо­рео­гра­фии. Л.; М., 1937.

Вернуться к началу