Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́СТРИС ГАЭТАНО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 217

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
Г. Вестрис в пантомимном балете «Нинетта при дворе» Э. Р. Дуни.

ВЕ́СТРИС (Vestris) Га­эта­но (наст. имя и фам. Га­эта­но Апол­ли­но Баль­тас­са­ре Вест­ри, Vestri) (18.4.1728, Фло­рен­ция – 23.9.1808, Па­риж), франц. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Отец О. Вест­ри­са. Из итал. ар­ти­стич. се­мьи. Обу­чал­ся в итал. и нем. те­ат­рах, за­тем в Па­ри­же у Л. Дю­пре. С 1748 (с пе­ре­ры­ва­ми) ве­ду­щий тан­цов­щик Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки, с 1761 по­мощ­ник ба­лет­мей­сте­ра, в 1770–76 ба­лет­мей­стер. В 1750-х гг. с ог­ром­ным ус­пе­хом вы­сту­пил в ба­ле­тах «Ве­не­ци­ан­ские празд­не­ст­ва» А. Кам­пра, в ба­лет­ных сце­нах опер «Тан­кред» Кам­пра и «Фе­ти­да и Пе­лей» П. Ко­лас­са. Од­но­вре­мен­но в 1760-х гг. вы­сту­пал у Ж. Ж. Но­вер­ра в Штут­гар­те, про­сла­вил­ся в ге­ро­ич. пар­ти­ях. От­то­чен­ность дви­же­ний, экс­прес­сия и жи­вость, бле­стя­щая тех­ни­ка, ве­ли­ча­вая пла­сти­ка по­зи­ро­вок при­нес­ли В. про­зви­ще «бог тан­ца». В 1800 вновь вы­сту­пил в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки (ме­ну­эт в пан­то­мим­ном ба­ле­те «Ни­нет­та при дво­ре» Э. Р. Ду­ни). В ис­пол­ни­тель­ском иск-ве В. пред­став­лен выс­ший уро­вень тан­ца и пан­томим­но­го мас­тер­ст­ва эпо­хи ба­лет­но­го клас­си­циз­ма. По­ста­вил собств. ба­ле­ты «Эн­ди­ми­он» (1773), «Пти­чье гнез­до» (1776). Про­па­ган­ди­руя жанр дей­ст­вен­но­го ба­ле­та, пе­ре­нёс не­ко­то­рые по­ста­нов­ки Ж. Ж. Но­вер­ра на сце­ну Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки («Ме­дея и Язон» Ж. Ж. Ро­доль­фа и др.). Од­ним из пер­вых от­ка­зал­ся в этих спек­так­лях от мас­ки. Вы­даю­щий­ся пе­да­гог, за­ло­жив­ший ос­но­вы франц. ме­то­да пре­по­да­ва­ния тан­ца.

Лит.: Capon G. Les Vestris, le «dieu» de la dan­se et sa famille... P., 1908; Кра­сов­ская В. М. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр: Очер­ки ис­то­рии. Эпо­ха Но­вер­ра. Л., 1981; Guest I. The ballet of the enlightment. L., 1996.

Вернуться к началу