Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРО́ПОВЕДЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 602-603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Р. Ненарокова, М. Ю. Люстров (проповедь в древнерусской литературе)

ПРО́ПОВЕДЬ, 1) жанр хри­сти­ан­ской ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­ры, от­но­ся­щий­ся к об­лас­ти цер­ков­но­го крас­но­ре­чия, по ха­рак­те­ру ди­дак­ти­че­ский; обя­за­тель­ная часть хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния. Ос­но­ву хри­сти­ан­ской П. со­ста­ви­ли го­ми­ле­тич. тра­ди­ция иу­да­из­ма и по­здне­ан­тич­ная ри­то­ри­ка; её фор­ми­ро­ва­ние от­но­сит­ся к 4 в. н. э.

Раз­ли­ча­ют­ся сле­дую­щие фор­мы П.: го­ми­лия, или изъ­яс­ни­тель­ная бе­се­да, – объ­яс­не­ние биб­лей­ско­го тек­ста, про­чи­тан­но­го за бо­го­слу­же­ни­ем; сло­во – по­сле­до­ва­тель­но рас­кры­ваю­щее к.-л. те­му ре­лиг.-нравств. со­дер­жа­ния; речь, вос­хо­дя­щая к по­хваль­ным ре­чам и ре­чам на ос­вя­ще­ние хра­мов; ка­те­хи­зич. по­уче­ние, из­ла­гаю­щее ос­но­вы ве­ры и бо­го­слу­же­ния, объ­яс­няю­щее смысл осн. мо­литв. Су­ще­ст­ву­ют 2 осн. ти­па клас­си­фи­ка­ции П.: по ха­рак­те­ру и ро­ли в ли­тур­гич. дей­ст­ве (П. на цер­ков­ные празд­ни­ки; на от­рыв­ки из Еван­ге­лий, чи­тае­мых за бо­гослу­же­ни­ем); по со­дер­жа­нию – бо­го­слов­ские, нрав­ст­вен­но-прак­ти­че­ские, про­из­не­сён­ные по слу­чаю и др.

В Ви­зан­тии ста­нов­ле­ние П. свя­за­но с дея­тель­но­стью «ве­ли­ких кап­па­до­кий­цев» Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, Гри­го­рия Нис­ско­го, а так­же Иоан­на Зла­то­ус­та, П. ко­то­ро­го бы­ли пе­ре­ве­де­ны на ла­тынь и ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие жан­ра в це­лом. Из­вест­ны­ми про­по­вед­ни­ка­ми 6–13 вв. бы­ли: Ио­анн Да­ма­скин, Ан­д­рей Крит­ский, Фео­дор Сту­дит, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Фо­тий, Си­ме­он Но­вый Бо­го­слов, а так­же имп. Лев VI Муд­рый, ос­та­вив­ший П. на празд­ни­ки Гос­под­ни и свя­тых. Важ­ней­шие те­мы, свя­зан­ные с иси­хаз­мом, за­тро­ну­ты в П. Гри­го­рия Па­ла­мы.

У ис­то­ков зап.-ев­роп. П. сто­ят св. Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский и блж. Ав­гу­стин, соз­дав­ший пер­вое ру­ко­во­дство по го­миле­ти­ке («О хри­сти­ан­ском уче­нии», 396). Вы­даю­щи­ми­ся про­по­вед­ни­ка­ми позд­ней ан­тич­но­сти бы­ли Пётр Хри­со­лог, св. Лев I Ве­ли­кий, Це­за­рий Арль­ский. Про­по­ве­ди св. Гри­го­рия I Ве­ли­ко­го, осо­бен­но «Го­ми­лии на Еван­ге­лия», ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие ср.-век. го­ми­ле­ти­ки. Ср.-век. П. про­из­н­о­си­лась на ла­тин­ском и на на­род­ных язы­ках, но за­пи­сы­ва­лась по-ла­ты­ни (ис­клю­че­ние со­став­ля­ет ран­не­сред­не­ве­ко­вая Анг­лия: два со­б­ра­ния П. – «Вер­челль­ские го­ми­лии» и «Бли­кинг­ские го­ми­лии», за­пи­сан­ные не позд­нее кон. 10 в.). В нач. 9 в. в рам­ках цер­ков­ной ре­фор­мы Кар­ла I Ве­ли­ко­го был соз­дан го­ми­лиа­рий Пав­ла Диа­ко­на – цикл ла­тин­ских П. на ка­ж­дый день го­да. С кон. 12 в. соз­да­ва­лись ру­ко­во­дства по на­пи­са­нию П. (artes predicandi Ала­на Лилль­ско­го и др.). Рас­про­стра­не­ние ере­сей в эпо­ху позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья при­ве­ло к уве­ли­че­нию ро­ли П. в цер­ков­ной жиз­ни. Осо­бен­но вы­де­ля­лись про­по­вед­ни­ки мо­на­ше­ских ор­де­нов – цис­тер­ци­ан­цы (Бер­нард Клер­вос­ский), фран­ци­скан­цы (Ан­то­ний Па­ду­ан­ский, Бер­тольд Ре­генс­бург­ский), до­ми­ни­кан­цы (Мей­стер Эк­харт, Ио­ганн Тау­лер, Джи­ро­ла­мо Са­во­на­ро­ла). Ре­фор­ма ср.-век. П. свя­за­на с име­нем М. Лю­те­ра, стре­мив­ше­го­ся сде­лать её мак­си­маль­но по­нят­ной слу­ша­те­лям. В 17 в. во Фран­ции по­яв­ля­ет­ся ли­те­ра­тур­но утон­чён­ная П. с эле­мен­та­ми ба­роч­ной сти­ли­сти­ки (Ж. Б. Бос­сюэ и др.).

В Древ­ней Ру­си пер­вы­ми П. ста­ли пе­ре­вод­ные про­из­ве­де­ния в со­ста­ве сб-ков ви­зант. ав­то­ров: «Зла­то­струй» Ио­ан­на Зла­то­ус­та, «Па­ре­не­сис» Еф­ре­ма Си­ри­на, «Ог­ла­ше­ния» Ки­рил­ла Ие­ру­са­лим­ско­го, «Ле­ст­ви­ца» Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка. П. бы­то­ва­ла в фор­ме как ри­то­ри­че­ски вы­стро­ен­но­го тор­же­ст­вен­но­го сло­ва, так и не­ук­ра­шен­ной бе­се­ды. Сре­ди наи­бо­лее ран­них ори­ги­наль­ных тор­жеств. П.: вос­хо­дя­щее к по­сла­ни­ям ап. Пав­ла «Сло­во о За­ко­не и Бла­го­да­ти» бе­ре­стов­ско­го свя­щен­ни­ка, а позд­нее – митр. Ила­рио­на (ме­ж­ду 1037 и 1050); по­свя­щён­ные важ­ней­шим цер­ков­ным празд­ни­кам сло­ва Ки­рил­ла Ту­ров­ско­го (1150–1180-е гг.). Ста­рей­шим сре­ди ди­дак­тич. П. при­ня­то счи­тать «По­уче­ние к бра­тии» (11 в.) нов­го­род­ско­го ар­хи­еп. Лу­ки Жи­дя­ты. К чис­лу па­мят­ни­ков учи­тель­но­го крас­но­ре­чия до­мон­голь­ско­го пе­рио­да при­над­ле­жат так­же П. игу­ме­на Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. Фео­до­сия Пе­чер­ско­го (со­дер­жа­щие раз­вёр­ну­тые разъ­яс­не­ния от­но­си­тель­но по­ста, тер­пе­ния, сми­ре­ния и др.), нов­го­род­ско­го свящ. Ильи и ки­ев­ско­го митр. Ни­ки­фо­ра. В по­уче­ни­ях еп. Вла­ди­мир­ско­го Се­ра­пио­на (1240–70-е гг.), соз­дан­ных в те­че­ние пер­вых де­ся­ти­ле­тий по­сле на­ше­ст­вия Ба­тыя, на­блю­да­ют­ся чер­ты как тор­же­ст­вен­ных, так и ди­дак­тич. П. Па­мят­ни­ком свет­ской учи­тель­ной лит-ры Древ­ней Ру­си яв­ля­ет­ся «По­уче­ние» ве­ли­ко­го ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча Мо­но­ма­ха (1117), став­шее пер­вым на Ру­си ав­то­био­гра­фич. со­чи­не­ни­ем: об­ра­ща­ясь к на­след­ни­кам и по­ве­ст­вуя им о кня­же­ских доб­ро­де­те­лях, Мо­но­мах при­во­дит мно­го­числ. при­ме­ры из сво­ей жиз­ни. Яр­ки­ми об­раз­ца­ми пуб­ли­ци­стич. П. ста­ли «Со­бор­ник» митр. Да­нии­ла, в ко­то­рый во­шли 16 по­уче­ний, по­свя­щён­ных об­ли­че­нию ере­си, че­ло­ве­че­ских по­ро­ков и ас­т­ро­ло­гии, и трак­тат о пра­виль­ном управ­ле­нии го­су­дар­ст­вом «Бла­го­хо­тя­щим ца­рем пра­ви­тель­ни­ца» Ер­мо­лая-Ераз­ма. Мно­го­числ. П. про­то­по­па Ав­ва­ку­ма со­дер­жат об­личе­ния цер­ков­ной ре­фор­мы пат­ри­ар­ха Ни­ко­на и пред­став­ля­ют со­бой эмо­цио­наль­ные бе­се­ды «про­сте­ца»-про­по­вед­ни­ка с его «ду­хов­ны­ми ча­да­ми». Ав­то­ри­тет­ны­ми ав­то­ра­ми цер­ков­ных П. при­зна­ны Ди­мит­рий Рос­тов­ский, Сте­фан Явор­ский, Фео­фан Про­ко­по­вич, Ге­де­он (Кри­нов­ский), Си­мон (То­дор­ский), Ар­се­ний (Ма­цее­вич), Пла­тон (Лев­шин), Иг­на­тий (Брян­ча­ни­нов). Лит. об­ра­бот­кой жан­ра яв­ля­ется «По­уче­ние, го­во­рен­ное в Ду­хов день ие­ре­ем Ва­си­ли­ем» Д. И. Фон­ви­зи­на (1783). В лит-ре 19–20 вв. по­пыт­ки се­ку­ля­ри­за­ции П. име­ют, как пра­ви­ло, па­ро­дий­ный или «от­стра­нён­ный» ха­рак­тер.

2) Ана­ло­гич­ные по на­зна­че­нию про­из­ве­де­ния в иных ре­ли­ги­ях и куль­ту­рах, воз­ни­кав­шие в пе­ри­од ста­нов­ле­ния ми­ро­вых ре­ли­гий в Ев­ро­пе и Азии в 9–5 вв. до н. э.: в Ин­дии – буд­дизм, джай­низм; в Ира­не – зо­роа­ст­ризм; в Из­раи­ле – вы­сту­п­ле­ние про­ро­ков; в Гре­ции – ор­фи­ки, ио­ний­ская фи­ло­со­фия, пи­фа­го­ре­изм, в Ки­тае – Кон­фу­ций и Лао-цзы.

Изд.: Па­мят­ни­ки ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры IX–XIV вв. М., 1969; Па­мят­ни­ки ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. М., 1978–1988. Т. 1–12; Крас­но­ре­чие Древ­ней Ру­си (XI–XVII вв.). М., 1987; Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры VIII–IX в. М., 2006; Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры X–XI в. М., 2011.

Лит.: Еле­он­ская А. С. Рус­ская ора­тор­ская про­за в ли­те­ра­тур­ном про­цес­се XVII в. М., 1990; Зу­бов В. П. Рус­ские про­по­вед­ни­ки: Очер­ки по ис­то­рии рус­ской про­по­ве­ди. М., 2001; Ма­ка­ров Д. И. Ан­тро­по­ло­гия и кос­мо­ло­гия св. Гри­го­рия Па­ла­мы (на при­ме­ре го­ми­лий). СПб., 2003; Не­на­ро­ко­ва М. Р. Дос­точ­ти­мый Бе­да – ри­тор, агио­граф, про­по­вед­ник. М., 2003; Бон­дар­ко Н. А. Жанр книж­ной про­по­ве­ди в сред­не­ве­ко­вой Гер­ма­нии: ла­тин­ский ка­нон и его не­мец­кая реа­ли­за­ция // Ин­до­ев­ро­пей­ское язы­ко­зна­ние и клас­си­че­ская фи­ло­ло­гия – VIII / Отв. ред. Н. Н. Ка­зан­ский. СПб., 2004; То­по­ро­ва А. В. Про­по­ведь и про­по­вед­ни­ки в Ита­лии: от Сред­них ве­ков к Воз­ро­ж­де­нию. М., 2011.

Вернуться к началу