ПОГРЕБЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С., М. А. Членов (иудаизм), В. О. Бобровников (ислам)

ПОГРЕБЕ́НИЕ (по­гре­баль­ный об­ряд), ком­плекс ри­туа­лов, со­про­во­ж­даю­щих смерть че­ло­ве­ка, один из жиз­нен­но­го цик­ла об­ря­дов.

Как вся­кий пе­ре­ход­ный об­ряд, П. про­хо­дит три ста­дии: под­го­тов­ка П., собств. П. и по­сле­пог­ре­баль­ные – по­ми­наль­ные об­ря­ды (по­мин­ки). Под­го­тов­ка П. вклю­ча­ет: при­жиз­нен­ное при­го­тов­ле­ние к смер­ти, за­го­тов­ку мес­та П., по­гре­баль­но­го ин­вен­та­ря и т. п.; сег­ре­га­цию – ог­ра­ни­че­ние кон­так­тов с по­кой­ным и уча­ст­ни­ка­ми П.; при­го­тов­ле­ние те­ла умер­ше­го к П. (омо­ве­ние, баль­за­ми­ро­ва­ние, об­ла­че­ние в осо­бую оде­ж­ду и т. п.), бде­ние при нём и др. об­ря­ды.

Вы­бор спо­со­ба собств. П. за­ви­сит от пред­став­ле­ний дан­ной куль­ту­ры о при­род­ной сти­хии, в наи­боль­шей сте­пе­ни свя­зан­ной со смертью и ми­ром ду­хов, – зем­ле, ог­не, во­де, пу­сты­не, ле­се и т. п. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма П. – под­зем­ное П. в мо­ги­ле (по­хо­ро­ны, тру­по­по­ло­же­ние, ин­гу­ма­ция), из­вест­но с пе­рио­да Му­стье. Мо­ги­лой мо­жет слу­жить так­же пе­ще­ра (скаль­ное П.), дре­вес­ное ду­п­ло и т. п. полая ёмкость; в ри­туа­ле с ней час­то ас­со­ции­ру­ет­ся печь. С не­о­ли­та рас­про­стра­ня­ет­ся П. в фор­ме тру­по­сож­же­ния (кре­ма­ции); ос­тат­ки кре­ма­ции мо­гут за­хо­ра­ни­вать в зем­лю, раз­веи­вать по воз­ду­ху, по­ме­щать в ур­ну по­гре­баль­ную и т. п. Су­ще­ст­ву­ют так­же на­зем­ные (в т. ч. по­кой­ни­ков мо­гут ос­тав­лять в пус­ты­не, ле­су, тун­д­ре, а так­же в собств. до­ме, ко­то­рый род­ст­вен­ни­ки по­ки­да­ют) и воз­душ­ные (на по­мос­те, де­ре­ве и т. п.; ср. так­же опи­са­ние ни­же воз­душ­ных П. в зо­роа­ст­риз­ме) П.; по­сле то­го как те­ло ис­тле­ет, кос­ти мо­гут пе­ре­за­хо­ра­ни­вать (вто­рич­ные П.) в мо­ги­ле (см., напр., На­ус), во­де и т. п. Вто­рич­ные П. ино­гда со­вер­ша­ют­ся и при под­зем­ном П. Воз­мож­ны П. в вод­ной сти­хии (на пло­ту, в лод­ке и т. п.). Для П. мо­гут со­ору­жать гроб­ни­цу, те­ло по­ме­щать в гроб, ке­ра­мич. со­суд, кор­зи­ну, лод­ку, ко­лёс­ную по­воз­ку, са­ни и т. п.; ме­сто под­зем­но­го П. от­ме­чать над­гро­би­ем. П. обыч­но со­про­во­ж­да­ет­ся мо­лит­ва­ми, пла­чем, хва­леб­ны­ми или об­ра­щён­ны­ми к по­кой­но­му ре­ча­ми (напр., ан­тич­ные эпи­та­фии), а так­же празд­ни­ком с тор­жеств. про­цес­си­ей, жерт­во­при­но­ше­ни­ем (лю­дей, жи­вот­ных, пи­щи, ве­щей), пи­ром, ис­пол­не­ни­ем эпо­са, тан­ца­ми, те­ат­ра­ли­зов. пред­став­ле­ния­ми (ино­гда с «уча­сти­ем» са­мо­го по­кой­ни­ка, пред­став­лен­но­го сво­им ри­ту­аль­ным за­ме­сти­те­лем), спор­тив­ны­ми и во­ен. иг­ра­ми (см., напр., Гла­диа­то­ры). Слож­ность и бо­гат­ст­во П. за­ви­сят от ста­ту­са умер­ше­го (наи­бо­лее по­чёт­ный ри­ту­ал со­вер­шал­ся при П. во­ж­дей, пра­вите­лей и т. п., наи­ме­нее по­чёт­ный – при П. де­тей).

Осн. со­дер­жа­ние по­гре­баль­но­го об­ряда – пред­став­ле­ние о по­кой­ни­ке как о пред­ста­ви­те­ле ино­го ми­ра и бо­же­ст­ве (см. так­же Пред­ков культ), од­но­вре­мен­но бла­го­де­тель­ном (в т. ч. обес­пе­чи­ваю­щем пло­до­ро­дие; см. в ст. Пло­до­ро­дия культ) и опас­ном для жи­вых. Цель П. од­но­вре­мен­но и ус­та­но­вить кон­такт с умер­шим (по­кой­ни­ка «кор­мят», при­гла­ша­ют «в гос­ти» и т. п.), и пре­дот­вра­тить его (по­кой­ни­ка свя­зы­ва­ют, при­дав­ли­ва­ют кам­ня­ми, прон­за­ют копь­ём, обез­глав­ли­ва­ют и т. п.; по­гре­баль­ный ин­вен­тарь ло­ма­ют, уча­ст­ни­ки П. про­хо­дят ри­ту­аль­ное очи­ще­ние, ве­щи по­кой­но­го унич­то­жа­ют­ся и т. д.). Так­же и те­ло по­кой­но­го стре­мят­ся и унич­то­жить (напр., пу­тём со­жже­ния), уда­лить ли­бо изо­ли­ро­вать в мо­ги­ле, и со­хра­нить – це­ли­ком (в ви­де му­мии), час­тич­но (напр., толь­ко го­ло­ву, – см. в ст. Че­ре­пов культ) ли­бо вос­соз­дать его об­лик (в фор­ме порт­ре­та, мас­ки, мо­де­ли­ров­ки гли­ной ли­ца на че­ре­пе, ан­тро­по­морф­ных сар­ко­фа­га, ур­ны, над­гро­бия и т. п.). Ре­ли­ги­оз­но-ма­гич. от­но­ше­ние к умер­шим от­ра­жа­ет­ся так­же в об­ря­де эн­до­кан­ни­ба­лиз­ма (см. в ст. Кан­ни­ба­лизм), ис­поль­зо­ва­нии час­тей те­ла умер­ше­го или его ве­щей как апо­тро­пе­ев (обе­ре­гов) и др. От пра­виль­но­го ис­пол­не­ния П. за­ви­сит судь­ба умер­ше­го в за­гроб­ном ми­ре; в про­тив­ном слу­чае он мо­жет мстить жи­вым. Участь по­кой­ни­ка по­ни­ма­ет­ся как труд­ное и опас­ное пу­те­ше­ст­вие (от­сю­да зна­че­ние для П. средств пе­ре­дви­же­ния), по­гре­баль­ный об­ряд дол­жен обес­пе­чить его и пред­от­вра­тить «воз­вра­ще­ние» по­кой­ни­ка к жи­вым.

П. ими­ти­ру­ет­ся в не­ко­то­рых эле­мен­тах др. об­ря­дов жиз­нен­но­го цик­ла (осо­бен­но свадь­бы, ро­диль­ных об­ря­дов) и ка­лен­дар­ных об­ря­дов (напр., «по­хо­ро­ны» Кар­на­ва­ла, Мас­ле­ни­цы и т. п.).

Погребение в индуизме

В ин­ду­из­ме по­гре­баль­ные тра­ди­ции свя­за­ны с ри­ту­аль­ным со­про­во­ж­де­ни­ем пе­ре­хо­да ду­ши в иной мир (сан­ска­ра ан­ть­еш­ти); не­пра­виль­но со­вер­шён­ные об­ря­ды мо­гут при­вес­ти к то­му, что ду­ша усоп­ше­го ста­нет не­при­ка­ян­ной и бу­дет до­са­ж­дать лю­дям. Над уми­раю­щим чи­та­ют­ся фраг­мен­ты гим­нов из Вед и сти­хи из «Бха­га­вад­ги­ты» и «Ра­мая­ны», око­ло не­го дол­жен го­реть огонь. Мёрт­вое те­ло счи­та­ет­ся не­чис­тым, по­это­му кон­так­ты с ним сво­дят к ми­ни­му­му. По­кой­но­го об­мы­ва­ют, сре­за­ют во­ло­сы, стри­гут ног­ти, оде­ва­ют в но­вую оде­ж­ду или обёр­ты­ва­ют са­ва­ном и на но­сил­ках не­сут к мес­ту кре­ма­ции (шма­ша­на), обыч­но ря­дом с во­до­ёмом. Что­бы ото­гнать злых ду­хов, уча­ст­ни­ки по­хо­рон­ной про­цес­сии кри­чат, тан­цу­ют, взры­ва­ют хло­пуш­ки. Те­ло усоп­ше­го по­ме­ща­ет­ся на кос­тёр но­га­ми на юг (сто­ро­на цар­ст­ва мёрт­вых). Один из род­ст­вен­ни­ков (обыч­но стар­ший сын по­кой­но­го), ок­ро­пив кос­тёр свя­щен­ной во­дой, под­жи­га­ет его с по­мо­щью фа­ке­ла, за­жжён­но­го от до­маш­не­го оча­га. По ве­ро­ва­ни­ям ин­дуи­стов, бог ог­ня (Аг­ни) по­мо­га­ет ду­ше ос­во­бо­дить­ся из тем­ни­цы те­ла и пе­рей­ти в иной мир. Су­ще­ст­во­вал обы­чай со­жже­ния вдо­вы вме­сте с умер­шим му­жем (са­ти). Во вре­мя го­ре­ния ко­ст­ра род­ст­вен­ни­ки ухо­дят с мес­та кре­ма­ции не обо­ра­чи­ва­ясь. Умер­ших де­тей, бе­ре­мен­ных жен­щин и жертв эпи­де­мий хо­ро­нят в зем­ле или по­гру­жа­ют в ре­ку; так­же хо­ро­нят в зем­ле (в си­дя­чем по­ло­же­нии) от­шель­ни­ков и ду­хов­ных ли­де­ров. Че­рез день или два гл. род­ст­вен­ник умер­ше­го воз­вра­ща­ет­ся на ме­сто кре­ма­ции, что­бы со­вер­шить об­ряд аст­хи­сан­чая­на («об­ряд со­би­ра­ния кос­тей»): ос­тат­ки кре­ма­ции кла­дёт в ур­ну, ко­то­рую по­гру­жа­ет в ре­ку или (ре­же) за­ры­ва­ет в зем­лю. В тра­ур­ный пе­ри­од (обыч­но 13 дней) чле­ны се­мьи умер­ше­го со­вер­ша­ют ри­ту­аль­ные омо­ве­ния, им за­пре­ща­ют­ся жерт­во­при­но­ше­ния бо­гам, чте­ние Вед, об­ще­ние с др. людь­ми и про­чее. По­мин­ки обыч­но про­во­дят­ся на 3, 5, 7 и 9-й день по­сле смер­ти.

В буд­диз­ме по­гре­баль­ные об­ря­ды силь­но раз­нят­ся. У ти­бет. на­ро­дов час­то пред­поч­те­ние от­да­ёт­ся т. н. воз­душ­но­му П.: ос­тав­ле­ние рас­чле­нён­но­го тру­па на съе­де­ние стер­вят­ни­кам. В по­сле­дую­щие 7 нед (вре­мя пе­ре­ход­но­го со­стоя­ния ме­ж­ду смер­тью и но­вым пе­ре­ро­ж­де­ни­ем) про­во­дят­ся по­ми­наль­ные об­ря­ды, спо­соб­ст­вую­щие бла­го­при­ят­но­му пе­ре­ро­ж­де­нию ду­ши (обыч­но ка­ж­дый 7-й день): по­ют­ся спец. мо­лит­вы, в ко­то­рых ду­ше рас­ска­зы­ва­ют, что ей де­лать, как про­хо­дить ис­пы­та­ния, с ко­то­ры­ми она встре­ча­ет­ся. Для свя­щен­но­слу­жи­те­лей в за­ви­си­мо­сти от их ран­га су­ще­ст­ву­ют осо­бые пра­ви­ла П.: од­них сжи­га­ют, и их пе­пел за­ме­ши­ва­ет­ся с ле­кар­ст­вен­ным сырь­ём для ис­поль­зо­ва­ния при ле­че­нии, дру­гих вы­ва­ри­ва­ют в мас­ле, на­де­ва­ют на них оде­ж­ду и мас­ку на ли­цо, за­му­ро­вы­ва­ют в по­гре­баль­ную сту­пу.

У мон­го­лов и бу­рят к уми­раю­ще­му обыч­но при­гла­ша­ют ла­му, ко­то­рый, со­ста­вив го­ро­скоп уми­раю­ще­го, оп­ре­де­ля­ет по­ло­жен­ные об­ря­ды и мо­лит­вы, а так­же ко­му и ко­гда сле­ду­ет хо­ро­нить усоп­ше­го. Рань­ше те­ло мог­ло ос­тав­лять­ся в без­люд­ном мес­те на съе­де­ние ди­ким жи­вот­ным, ны­не ча­ще все­го про­во­дит­ся ин­гу­ма­ция или кре­ма­ция. Ла­ма про­сит сти­хию при­нять те­ло, по­сле че­го про­во­дят­ся очи­стит. мо­лит­вы и об­ря­ды.

Погребение в зороастризме

По пра­ви­лам зо­роа­ст­риз­ма ин­гу­ма­ция и кре­ма­ция за­пре­ще­ны, т. к. счи­та­ют­ся ос­к­вер­не­ни­ем зем­ли и ог­ня. Уми­раю­ще­му в при­сут­ст­вии при­гла­шён­ных жре­цов не­об­хо­ди­мо про­чи­тать по­ка­ян­ную мо­лит­ву или хо­тя бы ко­рот­кую ман­тру «Ашем Во­ху» («Ис­ти­на – выс­шее бла­го»). Смерть че­ло­ве­ка, не су­мев­ше­го её про­чи­тать, счи­та­ет­ся не­сча­ст­ли­вой и тре­бу­ет дол­го­го но­ше­ния трау­ра. П. про­во­дят обыч­но в день смер­ти. Спец. слу­жи­те­ли (на­са­са­ла­ры) со­вер­ша­ют омо­ве­ние те­ла в ко­ровь­ей мо­че (го­мез) и во­де, пе­ле­на­ют его в са­ван, кла­дут на но­сил­ки и от­но­сят в осо­бую «баш­ню мол­ча­ния» (дах­му) без кры­ши. Там в те­че­ние 4 дней те­ло долж­ны до кос­тей об­гло­дать стер­вят­ни­ки, по­сле че­го кос­ти по­ме­ща­ют в ос­суа­рий или в спец. ко­ло­дец внут­ри баш­ни. По­ме­ще­ние, где на­хо­дил­ся умер­ший, тща­тель­но мо­ют и ок­ро­п­ля­ют ко­ровь­ей мо­чой, в нём дол­жен обя­за­тель­но го­реть огонь, ту­да за­пре­ща­ет­ся вхо­дить в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка. В те­че­ние 3 дней род­ст­вен­ни­ки мо­лят­ся и про­во­дят до­ма или в хра­ме ог­ня спец. об­ря­ды, при­зван­ные по­мочь ду­ше умер­ше­го пе­рей­ти в иной мир. По­мин­ки про­во­дят­ся так­же на 3, 10, 30-й день, че­рез год по­сле смер­ти и позд­нее. Ны­не по­кой­ных час­то по­ме­ща­ют в за­бе­то­ни­ро­ван­ные гро­бы во из­бе­жа­ние кон­так­та с зем­лёй или кре­ми­ру­ют элек­трич. то­ком. Дах­мы со­хра­ня­ют­ся у инд. пар­сов, снаб­жён­ные спец. сол­неч­ны­ми па­не­ля­ми для ско­рей­ше­го обез­во­жи­ва­ния и раз­ло­же­ния тел.

Погребение в иудаизме

В иу­да­из­ме пра­виль­ное со­вер­ше­ние П. счи­та­ет­ся важ­ным эле­мен­том ве­ры в фи­зич. вос­кре­се­ние лю­дей, свя­зан­ное с при­хо­дом Мес­сии. В тал­му­дич. пе­ри­од воз­ник­ли об­щин­ные по­гре­баль­ные брат­ст­ва (хев­ра ка­ди­ша). По­кой­но­му за­кры­ва­ют все те­лес­ные от­вер­стия. У из­го­ло­вья ста­вят све­чу (нер). Те­ло об­мы­ва­ют (рань­ше на­ти­ра­ли мас­лом и аро­мат­ны­ми сна­добь­я­ми), об­ла­ча­ют в са­ван из бе­лой тка­ни (тах­ри­хим), муж­чин так­же в та­лит. П. долж­но со­вер­шать­ся как мож­но бы­ст­рее, же­ла­тель­но в день смер­ти; в суб­бо­ту (ша­бат) и Йом кип­пур П. за­пре­ще­но. Прак­ти­ку­ет­ся толь­ко по­гре­бе­ние в зем­лю. Воз­мож­но за­хо­ро­не­ние без гро­ба, но в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев с древ­но­сти те­ло кла­дёт­ся в гроб, не­ред­ко без крыш­ки или без дна, что­бы ус­ко­рить раз­ло­же­ние те­ла. В не­ко­то­рых об­щи­нах бы­ло при­ня­то класть те­ло го­ло­вой или но­га­ми в сто­ро­ну Ие­ру­са­ли­ма. В ди­ас­по­ре был рас­про­стра­нён обы­чай класть в мо­ги­лу горсть зем­ли из Из­раи­ля. Са­мый глу­бо­кий тра­ур со­блю­да­ет­ся 3 дня, за­тем по­ми­на­ние про­во­дит­ся на 7-й и 30-й день по­сле смер­ти. Бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки в те­че­ние 7 дней по­сле П. про­во­дят об­ряд ши­ва – над­ры­ва­ют оде­ж­ду, ос­та­ют­ся до­ма, воз­дер­жи­ва­ют­ся от ра­бо­ты и раз­вле­че­ний. Сы­но­вья умер­ше­го долж­ны в те­че­ние го­да про­из­но­сить по­ми­наль­ную мо­лит­ву (ка­диш). При­ня­то от­ме­чать го­дов­щи­ну смер­ти ро­ди­те­лей (йор­цайт).

Погребение в христианстве

В разл. на­прав­ле­ни­ях хри­сти­ан­ст­ва по­гре­баль­ный об­ряд име­ет свои осо­бен­но­сти. У пра­во­слав­ных и ка­то­ли­ков над уми­раю­щим свя­щен­ник со­вер­ша­ет та­ин­ст­во еле­ос­вя­ще­ния, ис­по­ве­ду­ет и при­ча­ща­ет его (у ка­то­ли­ков по­след­нее при­ча­ще­ние име­ет осо­бое назв. «viaticum» – на­пут­ст­вие), не­по­сред­ст­вен­но в мо­мент от­хо­да ду­ши от те­ла чи­та­ется ка­нон «при раз­лу­че­нии ду­ши от те­ла» (от­ход­ная мо­лит­ва).

По пра­во­слав­ной тра­ди­ции по­кой­но­го об­мы­ва­ют, гроб с те­лом ста­вят на стол го­ло­вой на вос­ток, умер­ше­го на­кры­ва­ют до поя­са са­ва­ном – бе­лым по­кры­ва­лом с изо­бра­же­ни­ем Рас­пя­тия, на лоб кла­дут т. н. вен­чик – бу­маж­ную или тка­не­вую по­лос­ку с изо­бра­же­ни­ем Деи­су­са и тек­стом Трис­вя­то­го, ру­ки скла­ды­ва­ют кре­сто­об­раз­но на гру­ди, в ле­вую ру­ку вкла­ды­ва­ют крест, на грудь кла­дут ико­ну. Во­круг по­кой­но­го кре­сто­об­раз­но за­жи­га­ют све­чи (у го­ло­вы, у ног, две све­чи по бо­кам с обе­их сто­рон). Над те­лом не­пре­рыв­но чи­та­ют Псал­тирь, а так­же ка­нон «По­сле­до­ва­ние по ис­хо­де ду­ши от те­ла». Гроб с те­лом вы­но­сят но­га­ми впе­рёд. От­пе­ва­ние со­вер­ша­ет­ся в пер­вые дни (же­ла­тель­но на 3-й день) по­сле смер­ти. Су­ще­ст­ву­ют разл. чи­ны от­пе­вания в за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та и са­на умер­ше­го: мир­ских лю­дей, мла­ден­цев, мо­на­хов, свя­щен­ни­ков, ар­хие­ре­ев. До и по­сле П. об усоп­шем со­вер­ша­ют­ся па­ни­хи­ды и ли­тии. Пе­ред за­кры­ти­ем гро­ба усоп­ший кре­сто­об­раз­но по­сы­па­ет­ся ос­вя­щён­ной зем­лёй. По­кой­но­го кла­дут в мо­ги­лу го­ло­вой на за­пад, что­бы его ли­цо во вре­мя Вто­ро­го при­ше­ст­вия Ии­су­са Хри­ста бы­ло об­ра­ще­но к Спа­си­те­лю, гря­ду­ще­го с вос­то­ка. Над мо­ги­лой ус­та­нав­ли­ва­ет­ся крест. В пра­во­слав­ной Церк­ви кре­ма­цию до­пус­ка­ют как вы­ну­ж­ден­ную ме­ру. По­мин­ки про­во­дят­ся в день по­хо­рон, на 9-й, 40-й день по­сле смер­ти и в го­дов­щи­ну смер­ти. Тра­ур про­дол­жа­ет­ся от 40 дней до го­да по­сле смер­ти.

В ка­то­ли­циз­ме не при­ня­то со­вер­шать спец. про­це­ду­ры омо­ве­ния, хо­тя воз­мож­но баль­за­ми­ро­ва­ние. По­кой­но­го об­ла­ча­ют обыч­но в тём­ные оде­ж­ды, умер­ших де­тей – в бе­лые. До­пус­ка­ет­ся по­ло­же­ние в гроб лич­ных ве­щей по­кой­но­го. При опус­ка­нии гро­ба в мо­ги­лу при­сут­ст­вую­щие бро­са­ют в мо­ги­лу цве­ты и гор­сти зем­ли. Не со­блю­да­ет­ся стро­гая фик­са­ция рас­по­ло­же­ния мо­гил от­но­си­тель­но час­тей све­та; над­гроб­ные па­мят­ни­ки при­ня­то ста­вить в из­го­ло­вье. Кре­ма­ция раз­ре­ше­на с 1960. По­мин­ки про­во­дят­ся на 3, 7 и 30-й день по­сле смер­ти.

Во мно­гих про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ци­ях по­ма­за­ние еле­ем, ис­по­ведь и при­ча­ще­ние (там, где оно при­зна­ёт­ся та­инст­вом) не счи­та­ют­ся обя­за­тель­ны­ми. Про­во­дит­ся це­ре­мо­ния про­ща­ния с умер­шим в церк­ви. П. обыч­но со­вер­ша­ет­ся в при­сут­ст­вии пас­то­ра. Ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся кре­ма­ция.

Погребение в исламе

По пра­ви­лам ис­ла­ма уми­раю­ще­го по­во­ра­чи­ва­ют ли­цом к Каа­бе, шеп­чут на ухо ис­по­ве­да­ние ве­ры (ша­ха­да) и чи­та­ют над ним су­ру Ко­ра­на «Я Син». По­сле смер­ти по­кой­но­му за­кры­ва­ют гла­за и ли­цо, скла­ды­ва­ют ру­ки на гру­ди, те­ло об­мы­ва­ют и за­во­ра­чи­ва­ют в са­ван, обыч­но бе­ло­го или зе­лё­но­го цве­та. П. по­ло­же­но со­вер­шать в день смер­ти, умер­ших по­сле за­хо­да солн­ца хо­ро­нят на сле­дую­щий день. Те­ло опус­ка­ют в мо­ги­лу без гро­ба, ли­цом к Каа­бе; так же ори­ен­тиро­ва­ны и над­мо­гиль­ные со­ору­же­ния. В ме­че­ти или на клад­би­ще со­вер­ша­ют за­упо­кой­ную мо­лит­ву (джа­на­за), чи­та­ют су­ры из Ко­ра­на. Ис­лам по­ри­ца­ет чрез­мер­ный тра­ур и ук­ра­ше­ние мо­гил. По­мин­ки про­во­дят­ся на 3, 7, 40, 52-й день и в го­дов­щи­ну смер­ти.

Лит.: Смир­нов Ю. А. Му­сть­ер­ские по­гре­бе­ния Ев­ра­зии. М., 1991; По­гре­баль­ный об­ряд: Ре­кон­ст­рук­ция и ин­тер­пре­та­ция древ­них идео­ло­ги­че­ских пред­став­ле­ний. М., 1999; Тол­стая С. М. По­гре­баль­ный об­ряд // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу