ПОТРЕБЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТРЕБЛЕ́НИЕ в экономике, использование общественного продукта в процессе удовлетворения человеческих потребностей, фаза процесса воспроизводства, органически связанная с другими его фазами: производством, распределением и обменом. В зависимости от вида потребляемых благ П. складывается из П. материальных благ, имеющих вещную форму, и П. услуг. По способу удовлетворения потребностей П. может быть личным (индивидуальным) и общественным (групповым, коллективным). Сравнит. уровни П. выражаются в показателе среднедушевого П., исчисляемого путём деления общего количества потреблённых благ на численность народонаселения страны. Статистич. закономерность связи между денежными доходами и структурой П. (закон Э. Энгеля) состоит в том, что чем выше платёжеспособность, тем относительно меньше доля денежных расходов на П. продовольствия.
Исторически характер П. зависел от религ. и этнич. традиций, разделения труда, отношений собственности, дифференциации доходов и статусных различий классов социальных, рангов, варн, каст, сословий. При расточительном П. высших обществ. слоёв многовековая тенденция к простому воспроизводству сдерживала среднедушевое П., и П. низших слоёв часто не достигало прожиточного минимума. В Европе достаточно устойчивое массовое П. продуктов питания было впервые достигнуто в Нидерландах благодаря засолу сельдей, внедрению плодосменной системы земледелия и мор. привозу зерна. В целом на европ. Западе продовольственное П. без голодовок стало возможным лишь с переходом к поступательному расширенному воспроизводству вследствие пром. революции, хотя как таковая она нередко сопровождалась снижением жизненного стандарта (англ. standard of living, нем. Lebensstandard) – нормативного уровня массового П. в данном обществе. Заинтересованность капиталистич. предпринимателей в сокращении издержек производства и в максимизации прибыли диктовала жёсткие пределы заработной платы и уровни розничных цен, часто непосильные для рабочей массы. Как противовес этому появилось движение за создание «потребительных обществ», или потребительских кооперативов (начало положили англ. ткачи из г. Рочдейл, близ Манчестера, в 1844). В них объединялись малоимущие граждане с целью наиболее выгодно удовлетворить свои потребности в разных продуктах путём совместных закупок или устройства собств. лавок.
Повседневное массовое П. необходимых товаров в осн. на зарплату сложилось в Зап. Европе лишь к нач. 20 в. во многом благодаря ставшему возможным (в связи с развитием ж.-д. и мор. парового транспорта) резко возросшему импорту продовольствия. В быстро прогрессировавшей экономике США было положено начало стандартизации П. одежды (размеры) и бытовой техники (карманные часы, швейная машина и т. д.), а также уравниванию потребителей разного статуса в универмагах с фиксированными ценами (принцип cash and carry – «плати и бери»). Но развивалось и престижное П. напоказ, социологически проанализированное Т. Вебленом («Теория праздного класса», 1899).
В центре внимания политической экономии и статистики оказались такие аспекты П., как значение бережливого П. для накопления капитала, условия равновесия между производством и П. (предложением и спросом), относительность стандартов П. и их связь с благосостоянием, различия в эластичности П. предметов первой необходимости и предметов комфорта и роскоши. К. Маркс обосновал понятие производственного П. рабочей силы и средств производства, в отличие от непроизводственного «собственно П.», и развил концепцию капиталистич. подчинения П. неограниченному росту производства ради максимизации прибыли. Марксизм как учение о способах производства исходил из «примата производства» над П.; маржинальная революция, напротив, выдвинула П. на первый план; неоклассич. направление обосновало категории ренты потребителя, «суверенитета потребителя», «пучков полезностей» в П. и т. д. В. Зомбарт развил концепцию особой роли изысканного П. в происхождении капитализма.
С нач. 20 в. в США началось изменение структуры личного П. под воздействием автомобилизации и электрификации домашнего быта. Произ-во автомобилей поточно-конвейерным способом и удвоение зарплаты на заводах Г. Форда положили начало новому этапу стандартизации П., ориентированной на доступные массам цены сложной бытовой техники длительного пользования. Новые формы расширения сбыта и П. изобретены фирмами – конкурентами Форда «General Motors» и «Chrysler»: потребительский кредит; стратегии маркетинга с «лестницей цен» для престижного П. (с учётом дизайна и др. характеристик моделей); послепродажное обслуживание потребителей на основе франчайзинга. Окончательно система массового стандартизированного П. сложилась в США после осуществления мер по расширению покупательной способности менее зажиточных слоёв в рамках «Нового курса» (1933–45).
Сглаживание разницы в доходах через прогрессивное налогообложение и система социальных трансфертов были возведены в принцип макроэкономической политики в соответствии с «основным психологическим законом» Дж. М. Кейнса (люди склонны увеличивать своё П. с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход): ввиду более высокой склонности к П. у менее зажиточных слоёв частичное перераспределение доходов в их пользу способствует формированию эффективного спроса, стимулирующего инвестиции и экономич. рост. Выравнивание стандартов личного П. на основе высоких темпов экономич. роста в высокоразвитых индустриальных странах с разл. моделями смешанной экономики (социальное рыночное хозяйство, экономич. дирижизм, «государство благосостояния» и т. д.) привело к распространению в 3-й четв. 20 в. термина «общество массового П.». Возросло значение дифференциации продукта (см. Монополистической конкуренции теория), а вместе с ней – продвижения товарных знаков, торговых марок, брендов, определяющих потребительское поведение. Быстро расширялись сети супермаркетов и гипермаркетов («Wal-Mart», «Aldi», «Carrefour», «Auchan», IKEA и т. д.). Накопление в домохозяйствах потребительских активов длительного пользования происходило в значит. степени при помощи потребительского кредита и ориентировалось на амер. эталон «трёх С» (car – легковой автомобиль, cooler – холодильник, colour – цветной телевизор). «Потребительскому упоению» способствовало внедрение поточно-конвейерных методов не только в обрабатывающую пром-сть, но и в строительство индивидуальных жилых домов («левиттауны» в США), ресторанный бизнес («McDonald’s») и т. п. Манипуляции рекламы были направлены на стимулирование «ускорения» П., интенсивного обновления фирменных товаров, пользование которыми могло наносить ущерб не только кошельку, но и здоровью потребителей и даже быть опасным для жизни. В 1962 Дж. Ф. Кеннеди ввёл «Билль о правах потребителя», создавший юридич. базу для организованных действий граждан и гос. чиновников, направленных на расширение прав покупателей.
Неокейнсианство (Р. Масгрейв, П. Сэмюэлсон и др.) обосновало понятие «общественных благ», производство которых должно брать на себя государство ввиду их недостаточного предложения частным бизнесом. У. У. Ростоу в кн. «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960) отождествил «общество высокого уровня массового П.», характеризуемое наращиванием произ-ва бытовой техники длительного пользования, с 5-й стадией экономич. роста, к которой перешли капиталистич. страны «промышленной зрелости», но к которой не смогут перейти страны с плановой экономикой. В рамках микроэкономики и макроэкономики (амер. экономист Х. Лейбенстайн, Дж. Дьюзенберри и др.) получил продолжение анализ престижного П. в категориях «эффект повального увлечения» (покупать то, что в моде) и «эффект сноба» (покупать не то, что другие), а также «демонстрационного эффекта» – воздействия П. высокостатусных групп и более развитых стран на хозяйственное поведение (особенно местных элит) в отсталых странах и др. Дж. К. Гэлбрейт в кн. «Общество изобилия» (1958) акцентировал противоречие между изобилием товаров для личного П. и недостатком благ обществ. П., настаивая на увеличении гос. инвестиций в гор. благоустройство и особенно в образование. Критика негативного воздействия «общества массового П.» на экологию, абсолютизации показателей роста валового национального продукта нашла отражение в идеологии «новых левых», докладах Римскому клубу, движении зелёных.
Экологич. нагрузку позволило снизить внедрение ресурсосберегающих технологий на новом этапе научно-технической революции, начавшемся в сер. 1970-х гг.; одновременно информатизация и повышение гибкости производств. систем способствовали переходу от эффекта масштаба к «экономии на разнообразии», от стандартизиров. крупносерийного произ-ва к мелкосерийному выпуску товаров, учитывающему индивидуальные вкусы и запросы потребителей.
Идеология марксизма, сформулировав применительно к капиталистич. способу произ-ва «закон относительного и абсолютного ухудшения положения пролетариата», выдвинула в качестве принципа коммунизма формулу «каждый по способностям – каждому по потребностям». Обобществление собственности и произ-ва в России после Окт. революции 1917 было предпосылкой для сглаживания различий в распределении и личном П. (с отступлением от уравнительности в период НЭПа). Социалистич. индустриализация и коллективизация с. х-ва, подчинённые задаче опережающего развития «отраслей группы А» (тяжёлой и воен. пром-сти) в ущерб развитию «отраслей группы Б», производящих предметы конечного П., привели к сокращению среднедушевого личного П. продовольствия, одежды и др. предметов быта. В то же время происходило формирование обществ. фондов П. для обеспечения (в соответствии с социалистич. идейной традицией) общедоступности таких услуг, как врачебная помощь, дошкольное воспитание, школьное и производственно-технич. образование. Позднее значение обществ. фондов П. выросло; за их счёт выплачивались стипендии студентам и гос. пенсии, пособия по врем. нетрудоспособности, по беременности и родам, предоставлялись ежегодные отпуска; оказывалось льготное рекреац. обслуживание; удерживались на низком уровне коммунальные платежи и тарифы на проезд в обществ. транспорте и т. д. Однако плановая экономика не смогла удовлетворить растущие стандарты личного П. продовольствия, одежды, бытовой техники и быстро реагировать на изменения в потребительских предпочтениях; не смогла также переориентироваться на ресурсосберегающее производств. П. Распространение информации об изобилии и разнообразии материальных благ в развитых капиталистич. странах сыграло существенную роль в падении власти коммунистич. партий в Вост. Европе (1989) и распаде СССР (1991). Либерализация внешней торговли быв. социалистич. стран, с одной стороны, привела к включению их в сферу массового стандартизиров. П. зап. типа. С другой стороны, способствовала процессам глобальной экспансии показного и утончённого («гламурного») П., с затратами не только денег на покупки «необязательных» товаров, но и времени на «шопинг» (посещение торговых центров и комплексов, от англ. shop – магазин). Но среднедушевое П. в России на фоне быстрого социального расслоения значительно снизилось. Причём доля расходов ср. домохозяйства на питание превышала 40% (к 2010 сократилась до 29%) и составляла почти 70% в семейных бюджетах прожиточного минимума, тогда как в США, Японии, Германии аналогичный показатель варьировал в пределах 10–15%, в Великобритании был ещё меньше.
В США, где собств. дом (у 70% семей) является гл. составляющей «американской мечты», наиболее высока доля расходов на жильё в потребительском бюджете (33–34%). Дешёвый потребительский кредит привёл в 2000-е гг. к буму продаж жилья и строительства нового жилья при помощи ипотеки, что в итоге спровоцировало финансовый кризис 2008–09, переросший в мировой кризис.
Гипертрофированное и обременённое задолженностью П. является объектом критич. анализа в антиглобализме, неомарксизме и постмодернизме.