ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ в экономике, количество какого-либо блага (товара или услуги), представленное для продажи на рынке. Величина П. выражает готовность товаропроизводителя предложить данное благо за определённый период времени (кратчайший, краткосрочный, долгосрочный) при определённом уровне цен. Общее количество благ, которое может быть представлено на рынке при данной структуре цен, составляет совокупное П. Превышение П. над спросом по данному товару или услуге при существующей цене является перепроизводством; обратный случай превышения спроса над П. при существующей цене – дефицитом товарным.
К числу осн. факторов (детерминант), влияющих на изменения П. данного блага, относятся: изменения цен на производств. ресурсы; ожидания изменений цен на данную продукцию; технологич. нововведения; изменения количества поставщиков данного товара или услуги; изменения П. благ-заменителей (субститутов) и дополняющих благ; налогообложение и предоставление субсидий товаропроизводителям.
Эластичность П. (степень чувствительности к изменению цены) зависит от редкости (воспроизводимости) благ и фактора времени, включая сроки годности товара (скоропортящийся или длительного пользования). П. будет «жёстким» в случае абсолютной редкости (уникальности, невоспроизводимости) блага, «вязким» – в случае относительной редкости блага, когда расширение П. возможно, но затруднено недостаточной гибкостью факторов производства. Для свободно воспроизводимых товаров П., как правило, менее эластично в краткосрочном периоде, когда расширение производства возможно лишь за счёт более полного использования наличного оборудования, и более эластично в долгосрочном периоде, достаточном для проведения инвестиционных решений по обновлению основного капитала.
Типичная кривая П. имеет положительный наклон, т. е. по мере роста цены продукции производители находят более выгодным наращивать объёмы производства за счёт более полного использования производств. мощностей. Однако в микроэкономике описан и эффект «загибающейся кривой П.», когда рост цен перестаёт стимулировать увеличение П. некоторыми типами предприятий. Напр., исследованное А. В. Чаяновым крестьянское семейно-трудовое хозяйство было нацелено не на максимизацию прибыли, а на насыщение привычного уровня потребностей, что вело при благоприятной рыночной конъюнктуре к снижению напряжения работы и приостановке роста П. (см. Устойчивости мелкого крестьянского хозяйства теория).
В макроэкономическом анализе назв. «экономика П.» (supply-side economics) закрепилось за одним из направлений неолиберализма, вышедшим из чикагской школы и последовавшим за монетаризмом в критике макроэкономич. политики неокейнсианства, нацеленной на стимулирование совокупного спроса за счёт высоких прогрессивных налогов и трансфертов социальных (demand-side economics). Приверженцы «экономики П.» обосновывали стимулирование частного предпринимательства и обуздание инфляции путём сокращения масштабов гос. регулирования экономики, снижения ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Проведением этих рекомендаций в практику стала «рейганомика».