Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 293

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Д. Гловели

ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕ́НИЕ, при­об­ре­те­ние на рын­ке и ко­неч­ное ис­поль­зо­ва­ние то­ва­ров и ус­луг. П. п. ос­но­ва­но на вы­бо­ре с учё­том ие­рар­хии по­треб­но­стей и ог­ра­ни­че­ний по­тре­би­тель­ско­го бюд­же­та. В со­от­вет­ст­вии с Гос­се­на за­ко­на­ми ра­цио­наль­ное П. п. сво­дит­ся к рас­хо­до­ва­нию дан­ной де­неж­ной сум­мы на по­куп­ку та­ко­го на­бо­ра благ, что­бы пре­дель­ные по­лез­но­сти ка­ж­до­го ви­да благ сов­па­да­ли. Эф­фект до­хо­да и эф­фект за­ме­ще­ния (впер­вые фор­ма­ли­зо­ван­ные Е. Е. Слуц­ким и окон­ча­тель­но вве­дён­ные в мик­ро­эко­но­ми­ку Дж. Хик­сом) харак­те­ри­зу­ют за­ви­си­мость стан­дарт­но­го спро­са на пред­ме­ты по­треб­ле­ния от из­ме­не­ний по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти в це­лом и от струк­ту­ры от­но­си­тель­ных цен на сход­ные по по­лез­но­сти бла­га (суб­сти­ту­ты). Мик­ро­эко­но­мич. клас­си­фи­ка­ция по­тре­би­тель­ских благ объ­е­ди­ня­ет в ка­те­го­рию «нор­маль­ные то­ва­ры» бла­га с раз­ной эла­стич­но­стью спро­са по це­не: пред­ме­ты пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти (низ­кая) и пред­ме­ты рос­ко­ши (вы­со­кая). При их по­треб­ле­нии на­прав­ле­ние эф­фек­та до­хо­да сов­па­да­ет с на­прав­ле­ни­ем эф­фек­та за­ме­ще­ния (т. е. ра­цио­наль­ный по­тре­би­тель умень­ша­ет по­треб­ле­ние та­ко­го бла­га, ес­ли его от­но­си­тель­ная це­на рас­тёт). К осо­бой ка­те­го­рии то­ва­ров от­но­сят­ся бла­га низ­ше­го спро­са, по­треб­ле­ние ко­то­рых мо­жет рас­ти при уве­ли­че­нии их от­но­си­тель­ной це­ны (см. Гиф­фе­на эф­фект).

По­ло­же­ние о ра­цио­наль­но­сти П. п. бы­ло ос­по­ре­но ос­но­ва­те­ля­ми ин­сти­ту­цио­на­лиз­ма Т. Веб­ле­ном («Тео­рия празд­но­го клас­са», 1899) и У. К. Мит­чел­лом («От­ста­лость в ис­кус­ст­ве тра­тить день­ги», 1937). Х. Лей­бен­стайн (1950) до­пол­нил опи­сан­ное Веб­ле­ном де­мон­ст­ра­тив­ное по­треб­ле­ние и рас­то­чи­тель­ст­во ка­те­го­рия­ми «эф­фект по­валь­но­го ув­ле­че­ния» (по­ку­пать то, что в мо­де) и «эф­фект сно­ба» (по­ку­пать не то, что дру­гие). Ис­поль­зо­ва­ние этих эф­фек­тов для воз­дей­ст­вия на П. п. во­шло в стра­те­гии мар­ке­тин­га. В нач. 1950-х гг. эко­но­мист из Ми­чи­ган­ско­го уни­вер­си­те­та Дж. Ка­то­на (1901–81) вме­сте с со­труд­ни­ка­ми на­чал оп­ре­де­ле­ние ин­дек­са по­тре­би­тель­ских на­строе­ний, ос­но­ван­ное на кон­цеп­ции цик­ли­че­ско­го П. п. Она вклю­чи­ла вве­дён­ную К. Ле­ви­ном ка­те­го­рию «уро­вень при­тя­за­ний» в ис­сле­до­ва­ние ха­рак­те­ра по­тре­би­тель­ских рас­хо­дов на бы­то­вые то­ва­ры дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния, сро­ки служ­бы ко­то­рых оп­ре­де­ля­ют­ся не столь­ко фи­зи­че­ским, сколь­ко мо­раль­ным из­но­сом, а ре­ше­ния о по­куп­ках за­ви­сят от мас­со­вых на­строе­ний.

В США рас­счи­ты­ва­ет­ся (с 1967) так­же ин­декс по­тре­би­тель­ской уве­рен­но­сти, ис­поль­зуе­мый Фе­де­раль­ной ре­зерв­ной сис­те­мой в мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке. С 1993 ВЦИОМ на­чал из­ме­ре­ние ин­дек­са по­тре­би­тель­ских на­строе­ний в РФ.

Лит.: Ве­хи эко­но­ми­че­ской мыс­ли. СПб., 2000. Т. 1: Тео­рия по­тре­би­тель­ско­го по­ве­де­ния и спро­са / Ред.-сост. В. М. Галь­пе­рин; Иб­ра­ги­мо­ва Д. Х., Ни­ко­ла­ен­ко С. А. Ин­декс по­тре­би­тель­ских на­строе­ний. М., 2005; Блэ­ку­элл Р., Ми­ни­ард П., Энд­жел Дж. По­ве­де­ние по­тре­би­те­лей. 10-е изд. М.; СПб., 2007; Слуц­кий Е. Е. К тео­рии сба­лан­си­ро­ван­но­го бюд­же­та по­тре­би­те­ля // Слуц­кий Е. Е. Эко­но­ми­че­ские и ста­ти­сти­че­ские про­из­ве­де­ния. М., 2010; Кот­лер Ф. Мар­ке­тинг-ме­недж­мент. 14-е изд. М. [и др.], 2014.

Вернуться к началу