ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕ́НИЕ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕ́НИЕ, приобретение на рынке и конечное использование товаров и услуг. П. п. основано на выборе с учётом иерархии потребностей и ограничений потребительского бюджета. В соответствии с Госсена законами рациональное П. п. сводится к расходованию данной денежной суммы на покупку такого набора благ, чтобы предельные полезности каждого вида благ совпадали. Эффект дохода и эффект замещения (впервые формализованные Е. Е. Слуцким и окончательно введённые в микроэкономику Дж. Хиксом) характеризуют зависимость стандартного спроса на предметы потребления от изменений покупательной способности в целом и от структуры относительных цен на сходные по полезности блага (субституты). Микроэкономич. классификация потребительских благ объединяет в категорию «нормальные товары» блага с разной эластичностью спроса по цене: предметы первой необходимости (низкая) и предметы роскоши (высокая). При их потреблении направление эффекта дохода совпадает с направлением эффекта замещения (т. е. рациональный потребитель уменьшает потребление такого блага, если его относительная цена растёт). К особой категории товаров относятся блага низшего спроса, потребление которых может расти при увеличении их относительной цены (см. Гиффена эффект).
Положение о рациональности П. п. было оспорено основателями институционализма Т. Вебленом («Теория праздного класса», 1899) и У. К. Митчеллом («Отсталость в искусстве тратить деньги», 1937). Х. Лейбенстайн (1950) дополнил описанное Вебленом демонстративное потребление и расточительство категориями «эффект повального увлечения» (покупать то, что в моде) и «эффект сноба» (покупать не то, что другие). Использование этих эффектов для воздействия на П. п. вошло в стратегии маркетинга. В нач. 1950-х гг. экономист из Мичиганского университета Дж. Катона (1901–81) вместе с сотрудниками начал определение индекса потребительских настроений, основанное на концепции циклического П. п. Она включила введённую К. Левином категорию «уровень притязаний» в исследование характера потребительских расходов на бытовые товары длительного пользования, сроки службы которых определяются не столько физическим, сколько моральным износом, а решения о покупках зависят от массовых настроений.
В США рассчитывается (с 1967) также индекс потребительской уверенности, используемый Федеральной резервной системой в макроэкономической политике. С 1993 ВЦИОМ начал измерение индекса потребительских настроений в РФ.