ВЫ́БОР
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫ́БОР, принятие решения о реализации одной из имеющихся альтернатив. В истории религ. и филос. мысли многократно обсуждался вопрос о том, существует ли у человека возможность совершать свободный, не детерминированный извне В. или же его действия предрешены Божественным провидением, судьбой либо совокупностью естеств. законов и причин (см. Свобода воли).
В этике В. рассматривался в контексте проблемы разрешения нравственных конфликтов и связанной с этим борьбы мотивов. Предметом рассмотрения являлся преим. осознанный В. при ясном понимании имеющихся альтернатив, прежде всего с точки зрения оправданности или правильности В. и критериев этой оправданности.
В общей психологии В. рассматривается как одна из фаз процесса принятия решений. Изучаются условия, способствующие или препятствующие принятию оптимальной стратегии выбора.
В обществ. науках изучение В. связано преим. с проблематикой политич. и потребительского поведения. В социальной психологии проблема В. ставится как проблема факторов, обусловливающих В. того или иного товара или кандидата. Социально-психологич. модели В. описывают динамику социальных установок (отношений к разл. объектам), трансформацию мнений в убеждения и готовность к практич. действиям по осуществлению сделанного В. В экономике любое поведение рассматривается как В. одной из имеющихся альтернатив. Неоклассическая теория изучает условия оптимального В. для человека с неограниченным интеллектом и полной информацией (см. Рационального выбора теории), экспериментальная экономика – В. реальных людей в условиях неполной информированности.
В психологии личности В. рассматривается как личностная готовность принятия на себя ответственности за последствия своих решений. Предвидеть все последствия В. невозможно, поэтому В. всегда сопряжён с риском и тревогой. Бегство от В. свидетельствует о личностной незрелости или невротич. нарушениях. Способность и готовность нести бремя В. присущи зрелой, развитой, автономной личности.
Если в простейших ситуациях В. заданы и альтернативы, и критерии для их сравнения, то в более сложных ситуациях («экзистенциальный В.») субъект сам определяет альтернативы и критерии предпочтения. Эксперим. исследования и клинич. опыт свидетельствуют о правомерности рассмотрения В., особенно в его высших формах, как особого рода внутренней деятельности, имеющей свою мотивацию, инструментальные средства и динамику формирования. Большую роль в процессе В. играет сознание, от активности которого зависит возможность обнаружить альтернативные способы и варианты действия. Однако ключевым звеном В. является не поиск, анализ и сравнение альтернатив, а внутреннее принятие ответственности за реализацию одной из них.