Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИ́ФФЕНА ЭФФЕ́КТ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 194-195

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Д. Гловели

ГИ́ФФЕНА ЭФФЕ́КТ, по­ня­тие мик­ро­эко­но­мич. тео­рии, обо­зна­чаю­щее си­туа­цию, ко­гда спрос на на­сущ­ный то­вар (за­ни­маю­щий зна­чит. ме­сто в бюд­же­те по­тре­би­те­ля) рас­тёт при уве­ли­че­нии це­ны на этот то­вар. Г. э. был впер­вые упо­мя­нут А. Мар­шал­лом, от­ме­тив­шим со ссыл­кой на на­блю­де­ния англ. ста­ти­сти­ка и жур­на­ли­ста Р. Гиф­фе­на (1837–1910), что по­вы­ше­ние це­ны на хлеб про­би­ва­ет та­кую брешь в бюд­же­те бед­ней­ших ра­бо­чих се­мей и на­столь­ко уве­ли­чи­ва­ет пре­дель­ную по­лез­ность (см. в ст. По­лез­ность) де­нег для них, что они вы­ну­ж­де­ны со­кра­щать по­треб­ле­ние бо­лее до­ро­гих муч­ных про­дук­тов и мя­са и по­ку­пать боль­ше хле­ба, ко­то­рый ос­та­ёт­ся для них са­мым де­шё­вым про­дук­том пи­та­ния. П. Сэ­мю­эл­сон при­пи­сы­вал Гиф­фе­ну опи­са­ние то­го, что во вре­мя го­ло­до­вок в Ир­лан­дии в 1840-е гг. рос спрос на кар­то­фель, ос­тав­ший­ся, не­смот­ря на удо­ро­жа­ние, един­ст­вен­ным дос­туп­ным (де­шев­ле хле­ба) про­дук­том пи­та­ния для бед­но­ты. Г. э. объ­яс­ня­ет­ся тем, что для дан­но­го то­ва­ра низ­ше­го спро­са дей­ст­вие эф­фек­та за­ме­ще­ния пе­ре­ве­ши­ва­ет эф­фект до­хо­да про­дав­ца от из­ме­не­ния це­ны.

Вернуться к началу