МОНОПОЛИСТИ́ЧЕСКОЙ КОНКУРЕ́НЦИИ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНОПОЛИСТИ́ЧЕСКОЙ КОНКУРЕ́НЦИИ ТЕО́РИЯ, концепция совр. микроэкономики, возникшая как корректива к неоклассической теории фирмы и рыночного равновесия А. Маршалла. Сформулированная амер. экономистом Э. Х. Чемберлином в кн. «Теория монополистической конкуренции» (1933, рус. пер. 1959), эта концепция положила начало анализу рыночных структур в условиях возрастающего значения неценовой конкуренции и маркетинга. М. к. т. исходит из предпосылки об отсутствии противоположности между конкуренцией и монополией, поскольку каждый предприниматель стремится воздвигнуть собств. монополию, распространить её насколько возможно и одновременно воспрепятствовать попыткам др. предпринимателей расширить свои монополии. Данная теория предполагает следующее: количество предпринимателей достаточно велико и вход в отрасль свободен; отрасль есть произ-во группы продуктов, которые являются субститутами (заменителями) друг друга; в цепочке субститутов имеются интервалы, позволяющие предпринимателю выделить свой товар из среды др. товаров и привлечь к нему спрос с помощью рекламы. Способом выделения фирменного товара является «дифференциация продукта» (термин предложен Чемберлином), которая означает набор качеств, стиль, упаковку и условия реализации (пространственное местонахождение продавцов и услуги, сопутствующие продаже). Продажная цена поэтому может быть не единственным и даже не решающим инструментом рыночной конкуренции, а рыночный спрос является параметром, на который предприниматель может целенаправленно воздействовать (реклама, послепродажное обслуживание потребителей и т. д.). У каждого фирменного товара образуется свой круг покупателей и фирма-производитель получает некоторую монопольную власть («примесь» монополии), учитывая и усиливая разнородность имеющихся потребительских предпочтений, укоренённых в различиях внутри любого широкого класса продуктов в зависимости от различий во вкусах, желаниях, доходах и местоположении покупателей.
М. к. т. способствовала приближению абстрактных неоклассич. моделей «чистой» (совершенной) конкуренции и «чистой» монополии к реальностям отраслевых рынков, для которых именно монополистич. конкуренция является наиболее характерной. Однако в своём стремлении обосновать «слитность» монополии и конкуренции в «нормальном» состоянии рынка Э. Х. Чемберлин выступал против антимонопольного законодательства и гипертрофировал условие «свободного доступа» в отрасль, неосуществимое в ситуации олигополии (напр., в случае с рынком автомобилей, который Чемберлин ошибочно считал типичным примером монополистич. конкуренции). Амер. экономист бельг. происхождения Р. Триффин (1911–93) в кн. «Монополистическая конкуренция и общее равновесие» (1940) ввёл в М. к. т. категорию перекрёстной эластичности спроса и обосновал классификацию рыночных структур, в которой олигополия (трудность входа в отрасль вследствие высокого уровня концентрации произ-ва и капитала) рассматривается как структура, отличная от монополистич. конкуренции. М. к. т. способствовала формированию нового раздела совр. экономич. теории – теории отраслевых рынков (industrial economics), занимающейся изучением влияния рыночной структуры на стратегию производителей и экономич. результативность фирм.