Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОПОЛИСТИ́ЧЕСКОЙ КОНКУРЕ́НЦИИ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 37-38

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Д. Гловели

МОНОПОЛИСТИ́ЧЕСКОЙ КОНКУРЕ́НЦИИ ТЕО́РИЯ, кон­цеп­ция совр. мик­ро­эко­но­ми­ки, воз­ник­шая как кор­рек­ти­ва к не­о­клас­си­че­ской тео­рии фир­мы и ры­ноч­но­го рав­но­ве­сия А. Мар­шал­ла. Сфор­му­ли­ро­ван­ная амер. эко­но­ми­стом Э. Х. Чем­бер­ли­ном в кн. «Тео­рия мо­но­по­ли­сти­ческой кон­ку­рен­ции» (1933, рус. пер. 1959), эта кон­цеп­ция по­ло­жи­ла на­ча­ло ана­ли­зу ры­ноч­ных струк­тур в ус­ло­ви­ях воз­рас­таю­ще­го зна­че­ния не­це­но­вой кон­ку­рен­ции и мар­ке­тин­га. М. к. т. ис­хо­дит из пред­по­сыл­ки об от­сут­ст­вии про­ти­во­по­лож­но­сти ме­ж­ду кон­ку­рен­ци­ей и мо­но­по­ли­ей, по­сколь­ку ка­ж­дый пред­при­ни­ма­тель стре­мит­ся воз­двиг­нуть собств. мо­но­по­лию, рас­про­стра­нить её на­сколь­ко воз­мож­но и од­но­вре­мен­но вос­пре­пят­ст­во­вать по­пыт­кам др. пред­при­ни­ма­те­лей рас­ши­рить свои мо­но­по­лии. Дан­ная тео­рия пред­по­ла­га­ет сле­дую­щее: ко­ли­че­ст­во пред­при­ни­ма­те­лей дос­та­точ­но ве­ли­ко и вход в от­расль сво­бо­ден; от­расль есть про­из-во груп­пы про­дук­тов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся суб­сти­ту­та­ми (за­ме­ни­те­ля­ми) друг дру­га; в це­поч­ке суб­сти­ту­тов име­ют­ся ин­тер­ва­лы, по­зво­ляю­щие пред­при­ни­ма­те­лю вы­де­лить свой то­вар из сре­ды др. то­ва­ров и при­влечь к не­му спрос с по­мо­щью рек­ла­мы. Спо­со­бом вы­де­ле­ния фир­мен­но­го то­ва­ра яв­ля­ет­ся «диф­фе­рен­циа­ция про­дук­та» (тер­мин пред­ло­жен Чем­бер­ли­ном), ко­то­рая оз­на­ча­ет на­бор ка­честв, стиль, упа­ков­ку и ус­ло­вия реа­ли­за­ции (про­стран­ст­вен­ное ме­сто­на­хо­ж­де­ние про­дав­цов и ус­лу­ги, со­пут­ст­вую­щие про­да­же). Про­даж­ная це­на по­это­му мо­жет быть не един­ст­вен­ным и да­же не ре­шаю­щим ин­ст­ру­мен­том ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции, а ры­ноч­ный спрос яв­ля­ет­ся па­ра­мет­ром, на ко­то­рый пред­при­ни­ма­тель мо­жет це­ле­на­прав­лен­но воз­дей­ст­во­вать (рек­ла­ма, по­сле­про­даж­ное об­слу­жи­ва­ние по­тре­би­те­лей и т. д.). У ка­ж­до­го фир­мен­но­го то­ва­ра об­ра­зу­ет­ся свой круг по­ку­па­те­лей и фир­ма-про­из­во­ди­тель по­лу­ча­ет не­ко­то­рую мо­но­поль­ную власть («при­месь» мо­но­по­лии), учи­ты­вая и уси­ли­вая раз­но­род­ность имею­щих­ся по­тре­би­тель­ских пред­поч­те­ний, уко­ре­нён­ных в раз­ли­чи­ях внут­ри лю­бо­го ши­ро­ко­го клас­са про­дук­тов в за­ви­си­мо­сти от раз­ли­чий во вку­сах, же­ла­ни­ях, до­хо­дах и ме­сто­по­ло­же­нии по­ку­па­те­лей.

М. к. т. спо­соб­ст­во­ва­ла при­бли­же­нию аб­ст­ракт­ных не­оклас­сич. мо­де­лей «чис­той» (со­вер­шен­ной) кон­ку­рен­ции и «чис­той» мо­но­по­лии к ре­аль­но­стям от­рас­ле­вых рын­ков, для ко­то­рых имен­но мо­но­по­ли­стич. кон­ку­рен­ция яв­ля­ет­ся наи­бо­лее ха­рак­тер­ной. Од­на­ко в сво­ём стрем­ле­нии обос­но­вать «слит­ность» мо­но­по­лии и кон­ку­рен­ции в «нор­маль­ном» со­стоя­нии рын­ка Э. Х. Чем­бер­лин вы­сту­пал про­тив ан­ти­мо­но­поль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва и ги­пер­тро­фи­ро­вал ус­ло­вие «сво­бод­но­го дос­ту­па» в от­расль, не­осу­ще­ст­ви­мое в си­туа­ции оли­го­по­лии (напр., в слу­чае с рын­ком ав­то­мо­би­лей, ко­то­рый Чем­бер­лин оши­боч­но счи­тал ти­пич­ным при­ме­ром мо­но­по­ли­стич. кон­ку­рен­ции). Амер. эко­но­мист бельг. про­ис­хо­ж­де­ния Р. Триф­фин (1911–93) в кн. «Мо­но­поли­сти­че­ская кон­ку­рен­ция и об­щее рав­но­ве­сие» (1940) ввёл в М. к. т. ка­те­го­рию пе­ре­крё­ст­ной эла­стич­но­сти спро­са и обос­но­вал клас­си­фи­ка­цию ры­ноч­ных струк­тур, в ко­то­рой оли­го­по­лия (труд­ность вхо­да в от­расль вслед­ст­вие вы­со­ко­го уров­ня кон­цен­тра­ции про­из-ва и ка­пи­та­ла) рас­смат­ри­ва­ет­ся как струк­ту­ра, от­лич­ная от мо­но­по­ли­стич. кон­ку­рен­ции. М. к. т. спо­соб­ст­во­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию но­во­го раз­де­ла совр. эко­но­мич. тео­рии – тео­рии от­рас­ле­вых рын­ков (industrial economics), за­ни­маю­щей­ся изу­че­ни­ем влия­ния ры­ноч­ной струк­ту­ры на стра­те­гию про­из­во­ди­те­лей и эко­но­мич. ре­зуль­та­тив­ность фирм.

Лит.: Се­лиг­мен Б. Ос­нов­ные те­че­ния со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской мыс­ли. М., 1968; Ти­роль Ж. Рын­ки и ры­ноч­ная власть: тео­рия ор­га­ни­за­ции про­мыш­лен­но­сти. СПб., 2000. Т. 1.

Вернуться к началу