МОНОПО́ЛИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНОПО́ЛИЯ (от моно... и греч. πωλέω – продавать) экономическая, ситуация (положение), когда производитель или продавец поставляет (выпускает) настолько значит. часть товаров или услуг определённого вида, что это позволяет ему влиять на отклонение цен на них от равновесного уровня путём установления монопольных цен и извлекать монопольную прибыль. М. может реализоваться и как монополия покупателя – в этом случае она называется монопсонией.
Экономич. М. отличается от монополий, основанных на внеэкономич. преимуществах (адм. привилегиях, обладании уникальными природными ресурсами и т. п.), тем, что её монопольные позиции на рынке формируются на основе действия экономич. законов. Она возникает в условиях капиталистич. экономики, когда товарное (рыночное) произ-во начинает приобретать крупные масштабы. М. формируется прежде всего на базе действия тенденции концентрации произ-ва и капитала, основанной на конкурентных преимуществах, приобретаемых в силу эффекта экономии от крупного масштаба произ-ва. Кроме того, для капиталистич. хозяйства характерно наличие естественных монополий, которые возникают в отраслях, где монопольная организация произ-ва заведомо эффективнее конкурентной.
М. не всегда связана лишь с крупным произ-вом. Небольшое произ-во на локальном рынке может также играть монопольную роль, если для потребителей велики издержки выхода на др. рынки или поиска товаров-заменителей. Кратковременно эффект М. может возникать и в произ-ве сравнительно небольших масштабов при использовании здесь к.-л. уникальных преимуществ (напр., особо эффективных нововведений, освоения принципиально новых продуктов и т. п.). Однако по мере освоения таких преимуществ и др. предпринимателями М. этого вида размывается и исчезает.
Возникновение и развитие М. как массового явления относится к кон. 19 – нач. 20 вв. Помимо пром. М., возникали и банковские, которые начали сращиваться с первыми, что привело к образованию финансового капитала. Этим было положено начало действию тенденции преобладания финансового капитала над промышленным. Очень скоро обнаружилось, что М. начинают использовать для укрепления своей монопольной власти в экономике не только экономические, но и внеэкономич. методы, включая и воздействие на гос. аппарат, методы прямой коррупции. М. стремились полностью исключить всякую конкуренцию в отраслях, в которых они оперировали, вытесняя средний и мелкий бизнес. Это вызвало ответную реакцию – появилось антимонопольное законодательство с целью гос. защиты конкурентных условий на рынках.
Наличие частных М. стало оказывать деформирующее влияние на конкурентный механизм поддержания сбалансированности капиталистич. экономики. Особенно сильно их разрушительное влияние проявилось в период Великой депрессии, что повлекло за собой применение методов гос. регулирования произ-ва, а впоследствии и огосударствление ряда монополий. Так, после 2-й мировой войны в ряде европ. стран были национализированы крупнейшие металлургические, угольные, машиностроительные (в т. ч. автомобильные, авиационные и производящие воен. технику и вооружение) предприятия – в Великобритании была национализирована угольная отрасль, во Франции – автомобильный завод «Рено» и т. д.
В послевоенный период М. в чистом виде (когда рынок захвачен одним производителем или продавцом на 100% или почти на 100%) стала довольно редким явлением. При этом ситуация чистой М. вытеснена такими случаями, когда монопольное положение на рынке занимает не одна, а неск. фирм, что стало характеризоваться термином олигополия. Однако, несмотря на антимонопольное законодательство, М. не исчезли, а в ряде случаев их существование прямо опирается на поддержку государства – как правило, в тех случаях, когда М. позволяют захватить доминирующие или хотя бы влиятельные позиции на мировом рынке (так, в России крупный гос. холдинг Объединённая авиастроительная корпорация создан в условиях, когда две компании – «Боинг» и «Эрбас индастрис» – контролируют ок. 90% мирового произ-ва дальнемагистральных пассажирских самолётов). Промежуточным между чистой М. и олигополией является ситуация доминирования на рынке, что также позволяет извлекать монопольную прибыль. Рос. антимонопольное законодательство относит к доминирующим компаниям такие, доля которых на рынке превышает 35%.