Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«БО́ИНГ»

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 675-676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Урюпин

«БО́ИНГ» («The Boeing Company»), транс­на­цио­наль­ная аэ­ро­кос­ми­че­ская кор­по­ра­ция, раз­ра­ба­ты­ваю­щая и вы­пус­каю­щая гра­ж­дан­ские и во­ен­ные са­мо­лё­ты, ра­ке­то­но­си­те­ли, те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные спут­ни­ки, сис­те­мы про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны, обес­пе­чи­ваю­щая тех­нич. об­слу­жи­ва­ние са­мо­лё­тов по все­му ми­ру, пре­дос­тав­ляю­щая ус­лу­ги по за­пус­ку кос­мич. ап­па­ра­тов. Штаб-квар­ти­ра Б. – в г. Чи­ка­го (США).

Ведёт на­ча­ло от ком­па­нии, соз­дан­ной в 1916 У. Бо­ин­гом. С 1934 в ре­зуль­та­те её раз­де­ле­ния на три са­мо­сто­ят. час­ти на амер. рын­ке вновь по­яви­лась компа­ния «Бо­инг эр­плейн» («Boeing Airplane Com­pany»), с 1961 совр. назв. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, а так­же в пред­во­ен. и по­сле­во­ен­ное вре­мя «Бо­инг эр­плейн» вы­пол­ня­ла мно­го во­ен. за­ка­зов. От­ста­ва­ние от сво­их то­гдаш­них кон­ку­рен­тов – ком­па­ний «Ду­глас» («Douglas») и «Лок­хид» («Lock­heed») – в про­из-ве гражд. са­мо­лё­тов «Бо­инг эрплейн» на­ча­ла ли­к­ви­ди­ро­вать в 1950-е гг. То­гда бы­ло при­нято ре­ше­ние раз­ра­бо­тать ре­ак­тив­ный пас­са­жир­ский авиа­лай­нер с даль­но­стью по­лё­та, дос­та­точ­ной для пе­ре­се­че­ния Ат­лан­ти­ки. В 1958 че­ты­рёх­мо­тор­ный са­мо­лёт Бо­инг-707 стал об­слу­жи­вать ре­гу­ляр­ные пас­са­жир­ские авиа­ли­нии ме­ж­ду Сев. Аме­ри­кой и Ев­ро­пой, с 1964 гражд. авиа­ком­па­нии раз­ных стран ми­ра на­ча­ли экс­плуа­та­цию трёх­мо­тор­но­го Бо­ин­га-727, а в 1968 – двух­мо­тор­ного Бо­ин­га-737. В 1970 был пред­став­лен ком­фор­та­бель­ный, пер­вый в ми­ре ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ный лай­нер Бо­инг-747, спо­соб­ный брать на борт до 400 пас­са­жи­ров и со­вер­шать пе­ре­лё­ты на даль­ние рас­стоя­ния. В нач. 21 в. ком­па­ния вы­пус­ка­ет мо­де­ли Бо­инг-717, Бо­инг-737, Бо­инг-747, Бо­инг-757, Бо­инг-767, Бо­инг-777, а так­же ве­дёт раз­ра­бот­ку но­во­го са­мо­лё­та Бо­инг-787, на­ча­ло ком­мерч. экс­плуа­та­ции ко­то­ро­го на­ме­че­но на 2008. В совр. ми­ре экс­плуа­ти­ру­ет­ся бо­лее 14000 гражд. са­мо­лё­тов, по­стро­ен­ных ком­па­ни­ей «Б.», что яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ным ре­кор­дом для од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Про­во­див­шие­ся с 1945 ра­бо­ты по соз­да­нию ра­кет­но­го ору­жия при­ве­ли к то­му, что в 1962 «Б.» на­чал по­став­лять воо­руж. си­лам США меж­кон­ти­нен­таль­ные бал­ли­стич. ра­ке­ты «Ми­нит­мен», спо­соб­ные не­сти ядер­ные за­ря­ды, а в 1980-х гг. бы­ло на­ла­же­но про­из-во меж­кон­ти­нен­таль­ных бал­ли­с­тич. ра­кет «MX» и кры­ла­тых ра­кет клас­са «воз­дух – зем­ля». «Б.» – по­сто­ян­ный уча­ст­ник кос­мич. про­грам­мы США – вы­сту­па­ет ге­не­раль­ным под­ряд­чи­ком ра­бот от США в соз­да­нии и экс­плуа­та­ции ме­ж­ду­нар. кос­мич. стан­ции.

«Б.» со­сто­ит из не­сколь­ких са­мо­сто­ят. ком­па­ний. «Ком­мер­шал эр­плейнс» («Com­mercial Airplanes») про­из­во­дит гражд. са­мо­лё­ты. «Ин­тег­рей­тед де­фенс сис­темс» («Integrated Defense Systems») вы­пус­ка­ет тех­ни­ку во­ен. на­зна­че­ния, в т. ч. ис­тре­би­те­ли, бом­бар­ди­ров­щи­ки, во­ен­но-транс­порт­ные са­мо­лё­ты, вер­то­лё­ты, са­мо­лё­ты-за­прав­щи­ки, ра­ке­ты и бо­е­при­па­сы, бес­пи­лот­ные ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты. «Бо­инг ка­пи­тал» («Boeing C­a­pital Corporation») пре­дос­тав­ля­ет по­ку­па­те­лям гражд. са­мо­лё­тов, са­мо­лё­тов де­ло­вой авиа­ции, во­ен. са­мо­лё­тов и обо­ру­до­ва­ния кос­мич. на­зна­че­ния фи­нан­со­вые ус­лу­ги и, пре­ж­де все­го, ус­лу­ги по ли­зин­гу. «Кон­нек­шен бай Бо­инг» («Connexion by Boeing») раз­ра­ба­ты­ва­ет обо­ру­до­ва­ние свя­зи, в т. ч. для вы­со­ко­ско­ро­ст­но­го дос­ту­па в сеть Ин­тер­нет с бор­та са­мо­лё­та. Име­ет­ся так­же неск. ком­па­ний, вы­пол­няю­щих вспо­мо­гат. и сер­вис­ные функ­ции.

В на­стоя­щее вре­мя «Б.» име­ет за­каз­чи­ков в 145 стра­нах, а в 70 из них ра­бо­тает собств. пер­со­нал ком­па­нии. Об­щее чис­ло за­ня­тых на сер. 2005 со­ста­ви­ло 159 тыс. чел., ры­ноч­ная стои­мость – 54 млрд. долл. Ак­ции ком­па­нии ко­ти­ру­ют­ся на Нью-Йорк­ской фон­до­вой бир­же. С 1987 она вклю­че­на в пром. ин­декс Доу – Джон­са.

Вернуться к началу