АНТИМОНОПО́ЛЬНОЕ ЗАКОНОД́АТЕЛЬСТВО
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИМОНОПО́ЛЬНОЕ ЗАКОНОДА́ТЕЛЬСТВО, правовая форма гос. регулирования рыночных отношений; совокупность законодат. актов, ограничивающих деятельность монополий в целях создания и поддержки добросовестной конкуренции, пресечения монополистич. деятельности и недобросовестной конкуренции. Первый антимонопольный закон был принят в США в 1890 (закон Шермана). С кон. 19 в. такие законы стали приниматься и в др. странах с развитой рыночной экономикой (Канаде, Австралии и др.). Эти законы дополнялись, всё более ограничивая власть монополий над потребителем, их господство в производстве и на рынке. В нач. 1920-х гг. А. з. в странах Запада сформировалось окончательно как антитрестовское законодательство. После 2-й мировой войны его приняли мн. страны мира. Антитрестовские положения содержатся, напр., в Рим. договоре 1957 о создании ЕЭС.
Осн. принципы А. з. сводятся к ограничению деятельности монополий в области установления монопольных цен, раздела рынка на сферы влияния, находящиеся полностью под контролем крупных монополистов, запрещения действий монополистов, ограничивающих конкуренцию. Различают две системы А. з.: американскую (принятую также в Японии) и европейскую (действующую и в некоторых афр. странах). Наиболее разработанной и строгой из них считается амер. система. Она запрещает не только тресты и др. объединения, направленные на ограничение торговли между штатами, сдерживание конкуренции, диктат над рынком и потребителями, но также использование в конкурентной борьбе нечестных методов. В европейской системе А. з. запрещает не саму монополию как таковую, а злоупотребление монопольной властью. Оно исходит из того, что крупные монополистические объединения полезны для развития национальной экономики.
В нар. хозяйстве СССР монополизм был выражен в самых крайних формах, что наносило огромный вред экономике. Реформы 1990-х гг. в РФ уделяли значит. внимание борьбе с монополизмом. Появление А. з. в РФ было обусловлено необходимостью создания юридич. базы для реализации мер, обеспечивающих нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды. Рос. А. з. определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистич. деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции гос. органами и др. Первыми законами в области А. з. были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистич. деятельности на товарных рынках» (1991), федеральные законы «О естественных монополиях» (1995), «О рекламе» (1995), «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (1999). Эти законы имеют общую цель – регулирование государством поведения на рынке его участников, обеспечение конкурентной политики и осуществление контроля концентрации капитала.
Действующее А. з. состоит из норм Конституции РФ, Закона о конкуренции, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 8), гарантируются единство экономич. пространства и поддержка конкуренции. А. з. является федеральным, поскольку Конституция РФ (ст. 71) относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключит. компетенции Федерации. Положения А. з. опираются и на положения междунар. договоров, т. к., согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы междунар. права и междунар. договоры РФ являются составной частью её правовой системы. В связи с этим особенно важна унификация норм А. з., осуществляемая в форме междунар. договоров. Сотрудничество государств СНГ в области антимонопольного регулирования основывается на положениях Соглашения о принципах сближения хозяйственного законодательства (1992), договоров о создании Экономич. союза (1993) и о проведении согласованной антимонопольной политики (2000).
Ключевым для А. з. является понятие «доминирующего положения» хозяйствующего субъекта, для определения которого используются количественные (доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке и рынке финансовых услуг) и качественные [возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров (услуг) и конкуренцию, т. е. наличие «рыночной власти», ставящей его в независимое положение от конкурентов] критерии. А. з. устанавливает верхний предел – долю на рынке (65%), наличие которой является достаточным признаком для характеристики положения хозяйствующего субъекта как доминирующего (безусловная доминанта) – и нижний предел (35%), недостижение которого исключает признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим. В А. з. закреплена концепция «совместного доминирования» (если в качестве единого хозяйствующего субъекта рассматривается группа лиц, проводящих скоординированную политику). Само по себе доминирующее положение на рынке не является для хозяйствующего субъекта предосудительным. Запрещается лишь злоупотребление этим положением («рыночной властью»).
А. з. содержит общие запреты осуществлять монополистич. деятельность, а также отдельные составы нарушений, наиболее характерные для хозяйствующих субъектов. Пресечение нарушений проводится антимонопольными органами, важнейшими полномочиями которых является осуществление гос. контроля за созданием, слиянием и иной реорганизацией разл. коммерч. организаций и их объединений. Антимонопольные органы при наличии предусмотренных в А. з. условий проводят предварительный и последующий контроль за концентрацией производства и капитала (покупкой акций, долей, паёв в капитале хозяйственных товариществ и обществ, а также имущества). Проведение антимонопольной политики и реализация А. з. возлагается на Федеральную антимонопольную службу. А. з. чётко отграничивает полномочия антимонопольных органов от полномочий суда и исполнит. органов государства. При осуществлении предварит. контроля за концентрацией производства и капитала антимонопольные органы дают лишь согласие на слияние и присоединение коммерч. организаций, а гос. регистрацию осуществляют др. уполномоченные органы.
Нарушение А. з. влечёт административную или уголовную ответственность.