КОНКУРЕ́НЦИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНКУРЕ́НЦИЯ в экономике, форма и мера ограничения экономич. свободы в системе взаимоотношений участников воспроизводственного процесса. В условиях рыночной трансформации и постоянных колебаний спроса и предложения хозяйствующие субъекты взаимоисключающе стремятся удовлетворить платёжеспособные обществ. потребности и таким образом реализовать свой экономич. интерес. При таком соперничестве ограничение экономич. свободы имеет своей позитивной и содержательной целью обеспечение общеэкономич. эффективности, в т. ч. прироста товарного продукта, подтверждённого спросом.
Элементами рыночного типа обществ. организации труда (способа соединения рабочей силы со средствами произ-ва) выступают способность и возможность хозяйствующих субъектов осуществлять осознанный и волевой выбор своего экономич. поведения. Экономич. свобода – свобода собственника реализовывать свои права собственности (права владения, пользования и распоряжения), свобода поиска и использования возможностей для отстаивания частных и публичных интересов в области экономики, в первую очередь свобода наиболее выгодным образом производить, продавать и покупать товарный продукт с целью извлечения прибыли. Экономич. свобода может быть ограничена лишь в той мере, в которой неравномерно распределена экономич. власть между хозяйствующими субъектами, т. е. доступ соперничающих хозяйствующих субъектов к привлекательным, но ограниченным естественным, трудовым и инвестиц. ресурсам. Экономич. власть одних одновременно ограничивает права экономич. выбора для других. Любое ограничение экономич. свободы может осуществляться как экономич., так и внеэкономич. средствами и методами. Определённые способ и мера такого ограничения формируют характер той или иной конкурентной среды.
Осн. внеэкономич. метод – правовая регламентация: естественно-монопольное законодательство, антитрестовское, о добросовестности конкуренции, о запрещении предоставления монопольных прав и др. Правовое регулирование конкурентных отношений формирует совокупность хозяйств. условий, устанавливающих тот или иной согласованный экономич. порядок, определённые правила и условия, которые, с одной стороны, ограничивают экономич. произвол, а с другой – предоставляют совокупность возможностей, благоприятствующих осознанной хозяйств. деятельности. Поэтому допустимая степень концентрации экономич. власти законодательно регламентируется лишь в целесообразной мере, необходимой для создания той или иной конкурентной среды, организации и управления процессами нац. капиталообразования, а также решения иных социально-экономич. задач государства.
За пределами правового поля и легальных методов, позитивно регулирующих К. в экономике, находится т. н. теневая экономика, создающая альтернативную конкурентную среду, снижающая эффективность рыночных механизмов, разрушающая хозяйств. мотивацию и искажающая конъюнктурную ситуацию на товарных рынках. Неотъемлемым элементом теневой экономики выступает теневая (криминальная) субкультура, в рамках которой формируется теневая К., действует теневой аудит, эффективно функционирует теневая юстиция и проявляются иные специфич. обычаи делового оборота [в т. ч. коррупция, вымогательство, коммерч. подкуп, контрабанда, нелегальное предложение товаров, услуг и трудовых ресурсов на «чёрном» рынке, незаконное (пиратское) использование объектов интеллектуальной собственности]. При соответствующих темпах развития и масштабах своего распространения теневая экономика способна заместить экономику легальную таким же образом, каким теневая юстиция способна подменять собой офиц. систему власти.
Выбор способа борьбы за превосходство в эффективности и характере удовлетворения потребностей обусловливают виды собственно экономич. К.: 1) функциональная (одна и та же потребность удовлетворяется по-разному), 2) видовая (К. между товарами-аналогами), 3) предметная (К. между подобными товарами разных товарных марок), 4) ценовая (увеличение объёма продаж за счёт снижения цен), 5) неценовая (а) добросовестная (конкурентная разведка, повышение надёжности и понижение цены потребления, предоставление дополнит. услуг и т. п.) и (б) недобросовестная (пром. шпионаж, поиск и переманивание специалистов, имитация товаров-подлинников, распространение ложных сведений о конкуренте, ложная реклама и т. п.).
Разл. мера ограничения экономич. свободы определяет внутр. строение рынка, соответствующее этой мере: 1) рынок абсолютно свободной (чистой, или совершенной) К. и 2) рынок несовершенной К. (монополистич. К., олигополия, в т. ч. дуополия либо олигопсония, чистая монополия либо монопсония). Абстрактные свободная К. (как идеальный образ К.) и чистая монополия представляют собой две крайние теоретич. модели рынка. В хозяйств. практике типичной формой конкурентных отношений выступает монополистич. К. Для описания состояния рынка, при котором ни один из хозяйствующих субъектов не имеет возможности односторонним образом воздействовать на общие условия товарного обращения, иногда используется термин полиполия.
Сущность конкурентной борьбы проявляется в ряде функций К.: 1) регулирования (управление размещением факторов произ-ва с целью создания товарного продукта, максимально соответствующего спросу); 2) мотивации (повышение эффективности использования ресурсов); 3) распределения (адресное разделение совокупного дохода среди хозяйствующих субъектов и суммарного объёма произведённого товарного продукта между потребителями); 4) контроля (ограничение монопольного диктата и сравнит. оценка эффективности предпринимательства); 5) санации (профилактика банкротства посредством стимулирования предложения конкурентоспособных товаров по равновесным ценам); 6) инновации (стимулирование научно-технич. прогресса).
На практике К. устанавливается в процессе постоянного взаимодействия и взаимовлияния (сотрудничества), осмысленного реагирования на стимулы, корректировки экономич. поведения и непрерывного взаимного учёта преимуществ и ограничений, соотношений интересов, стратегии и тактики действий всех участников мирового воспроизводственного процесса. Состояние и интенсивность К. могут быть проанализированы по пяти факторам К., предложенным амер. экономистом М. Портером: 1) К. между участниками отрасли; 2) угроза прихода в отрасль новых конкурентов; 3) К. со стороны товаров-заменителей; 4) конкурентное давление со стороны поставщиков; 5) конкурентное давление со стороны потребителей.