Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНКУРЕ́НЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 51

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Васильев

КОНКУРЕ́НЦИЯ в эко­но­ми­ке, фор­ма и ме­ра ог­ра­ни­че­ния эко­но­мич. сво­бо­ды в сис­те­ме взаи­мо­от­но­ше­ний уча­ст­ни­ков вос­про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са. В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной транс­фор­ма­ции и по­сто­ян­ных ко­ле­ба­ний спро­са и пред­ло­же­ния хо­зяй­ст­вую­щие субъ­ек­ты взаи­мо­ис­клю­чаю­ще стре­мят­ся удов­ле­тво­рить пла­тёже­спо­соб­ные об­ществ. по­треб­но­сти и та­ким об­ра­зом реа­ли­зо­вать свой эко­но­мич. ин­те­рес. При та­ком со­пер­ни­че­ст­ве ог­ра­ни­че­ние эко­но­мич. сво­бо­ды име­ет сво­ей по­зи­тив­ной и со­дер­жа­тель­ной це­лью обес­пе­че­ние об­ще­эко­но­мич. эф­фек­тив­но­сти, в т. ч. при­рос­та то­вар­но­го про­дук­та, под­твер­ждён­но­го спро­сом.

Эле­мен­та­ми ры­ноч­но­го ти­па об­ществ. ор­га­ни­за­ции тру­да (спо­со­ба со­еди­не­ния ра­бо­чей си­лы со сред­ст­ва­ми про­из-ва) вы­сту­па­ют спо­соб­ность и воз­мож­ность хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов осу­ще­ст­в­лять осоз­нан­ный и во­ле­вой вы­бор сво­его эко­но­мич. по­ве­де­ния. Эко­но­мич. сво­бо­да – сво­бо­да соб­ст­вен­ни­ка реа­ли­зо­вы­вать свои пра­ва соб­ст­вен­но­сти (пра­ва вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния), сво­бо­да по­ис­ка и ис­поль­зо­ва­ния воз­мож­но­стей для от­стаи­ва­ния ча­ст­ных и пуб­лич­ных ин­те­ре­сов в об­лас­ти эко­но­ми­ки, в пер­вую оче­редь сво­бо­да наи­бо­лее вы­год­ным об­ра­зом про­из­во­дить, про­да­вать и по­ку­пать то­вар­ный про­дукт с це­лью из­вле­че­ния при­бы­ли. Эко­но­мич. сво­бо­да мо­жет быть ог­ра­ни­че­на лишь в той ме­ре, в ко­то­рой не­рав­но­мер­но рас­пре­де­ле­на эко­но­мич. власть ме­ж­ду хо­зяй­ст­вую­щи­ми субъ­ек­та­ми, т. е. дос­туп со­пер­ни­чаю­щих хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов к при­вле­ка­тель­ным, но ог­ра­ни­чен­ным ес­те­ст­вен­ным, тру­до­вым и ин­ве­стиц. ре­сур­сам. Эко­но­мич. власть од­них од­но­вре­мен­но ог­ра­ни­чи­ва­ет пра­ва эко­но­мич. вы­бо­ра для дру­гих. Лю­бое ог­ра­ни­че­ние эко­но­мич. сво­бо­ды мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся как эко­но­мич., так и вне­эко­но­мич. сред­ст­ва­ми и ме­то­да­ми. Оп­ре­де­лён­ные спо­соб и ме­ра та­ко­го ог­ра­ни­че­ния фор­ми­ру­ют ха­рак­тер той или иной кон­ку­рент­ной сре­ды.

Осн. вне­эко­но­мич. ме­тод – пра­во­вая рег­ла­мен­та­ция: ес­те­ст­вен­но-мо­но­поль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, ан­ти­тре­стов­ское, о доб­ро­со­ве­ст­но­сти кон­ку­рен­ции, о за­пре­ще­нии пре­дос­тав­ле­ния мо­но­поль­ных прав и др. Пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние кон­ку­рент­ных от­но­ше­ний фор­ми­ру­ет со­во­куп­ность хо­зяйств. ус­ло­вий, ус­та­нав­ли­ва­ю­щих тот или иной со­гла­со­ван­ный эко­номич. по­ря­док, оп­ре­де­лён­ные пра­ви­ла и ус­ло­вия, ко­то­рые, с од­ной сто­ро­ны, ог­ра­ни­чи­ва­ют эко­но­мич. про­из­вол, а с дру­гой – пре­дос­тав­ля­ют со­во­куп­ность воз­мож­но­стей, бла­го­при­ят­ст­вую­щих осоз­нан­ной хо­зяйств. дея­тель­но­сти. По­это­му до­пус­ти­мая сте­пень кон­цен­тра­ции эко­но­мич. вла­сти за­ко­но­да­тель­но рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся лишь в це­ле­со­об­раз­ной ме­ре, не­об­хо­ди­мой для соз­да­ния той или иной кон­ку­рент­ной сре­ды, ор­га­ни­за­ции и уп­рав­ле­ния про­цес­са­ми нац. ка­пи­та­ло­об­ра­зо­ва­ния, а так­же ре­ше­ния иных со­ци­аль­но-эко­но­мич. за­дач го­су­дар­ст­ва.

За пре­де­ла­ми пра­во­во­го по­ля и ле­галь­ных ме­то­дов, по­зи­тив­но ре­гу­ли­рую­щих К. в эко­но­ми­ке, на­хо­дит­ся т. н. те­не­вая эко­но­ми­ка, соз­даю­щая аль­тер­на­тив­ную кон­ку­рент­ную сре­ду, сни­жаю­щая эф­фек­тив­ность ры­ноч­ных ме­ха­низ­мов, раз­ру­шаю­щая хо­зяйств. мо­ти­ва­цию и ис­ка­жаю­щая конъ­юнк­тур­ную си­туа­цию на то­вар­ных рын­ках. Не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том те­не­вой эко­но­ми­ки вы­сту­па­ет те­не­вая (кри­ми­наль­ная) суб­куль­ту­ра, в рам­ках ко­то­рой фор­ми­ру­ет­ся те­не­вая К., дей­ст­ву­ет те­не­вой ау­дит, эф­фек­тив­но функ­цио­ни­ру­ет те­не­вая юс­ти­ция и про­яв­ля­ют­ся иные спе­ци­фич. обы­чаи де­ло­во­го обо­ро­та [в т. ч. кор­руп­ция, вы­мо­га­тель­ст­во, ком­мерч. под­куп, кон­тра­бан­да, не­ле­галь­ное пред­ло­же­ние то­ва­ров, ус­луг и тру­до­вых ре­сур­сов на «чёр­ном» рын­ке, не­за­кон­ное (пи­рат­ское) ис­поль­зо­ва­ние объ­ек­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти]. При со­от­вет­ст­вую­щих тем­пах раз­ви­тия и мас­шта­бах сво­его рас­про­стра­не­ния те­не­вая эко­но­ми­ка спо­соб­на за­мес­тить эко­но­ми­ку ле­галь­ную та­ким же об­ра­зом, ка­ким те­не­вая юс­ти­ция спо­соб­на под­ме­нять со­бой офиц. сис­те­му вла­сти.

Вы­бор спо­со­ба борь­бы за пре­вос­ход­ст­во в эф­фек­тив­но­сти и ха­рак­те­ре удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей обу­слов­ли­ва­ют ви­ды соб­ст­вен­но эко­но­мич. К.: 1) функ­цио­наль­ная (од­на и та же по­треб­ность удов­ле­тво­ря­ет­ся по-раз­но­му), 2) ви­до­вая (К. ме­ж­ду то­ва­ра­ми-ана­ло­га­ми), 3) пред­мет­ная (К. ме­ж­ду по­доб­ны­ми то­ва­ра­ми раз­ных то­вар­ных ма­рок), 4) це­но­вая (уве­ли­че­ние объ­ё­ма про­даж за счёт сни­же­ния цен), 5) не­це­но­вая (а) доб­ро­со­ве­ст­ная (кон­ку­рент­ная раз­вед­ка, по­вы­ше­ние на­дёж­но­сти и по­ни­же­ние це­ны по­треб­ле­ния, пре­дос­тав­ле­ние до­пол­нит. ус­луг и т. п.) и (б) не­доб­ро­со­ве­ст­ная (пром. шпио­наж, по­иск и пе­ре­ма­ни­ва­ние спе­циа­ли­стов, ими­та­ция то­ва­ров-под­лин­ни­ков, рас­про­стра­не­ние лож­ных све­де­ний о кон­ку­рен­те, лож­ная рек­ла­ма и т. п.).

Разл. ме­ра ог­ра­ни­че­ния эко­но­мич. сво­бо­ды оп­ре­де­ля­ет внутр. строе­ние рын­ка, со­от­вет­ст­вую­щее этой ме­ре: 1) ры­нок аб­со­лют­но сво­бод­ной (чис­той, или со­вер­шен­ной) К. и 2) ры­нок не­со­вер­шен­ной К. (мо­но­по­ли­стич. К., оли­го­по­лия, в т. ч. дуо­по­лия ли­бо оли­гоп­со­ния, чис­тая мо­но­по­лия ли­бо мо­но­псо­ния). Аб­ст­ракт­ные сво­бод­ная К. (как иде­аль­ный об­раз К.) и чис­тая мо­но­по­лия пред­став­ля­ют со­бой две край­ние тео­ре­тич. мо­де­ли рын­ка. В хо­зяйств. прак­ти­ке ти­пич­ной фор­мой кон­ку­рент­ных от­но­ше­ний вы­сту­па­ет мо­но­по­ли­стич. К. Для опи­са­ния со­стоя­ния рын­ка, при ко­то­ром ни один из хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов не име­ет воз­мож­но­сти од­но­сто­рон­ним об­ра­зом воз­дей­ст­во­вать на об­щие ус­ло­вия то­вар­но­го об­ра­ще­ния, ино­гда ис­поль­зу­ет­ся тер­мин по­ли­по­лия.

Сущ­ность кон­ку­рент­ной борь­бы про­яв­ля­ет­ся в ря­де функ­ций К.: 1) ре­гу­ли­ро­ва­ния (управ­ле­ние раз­ме­ще­ни­ем фак­то­ров про­из-ва с це­лью соз­да­ния то­вар­но­го про­дук­та, мак­си­маль­но со­от­вет­ст­вую­ще­го спро­су); 2) мо­ти­ва­ции (по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния ре­сур­сов); 3) рас­пре­де­ле­ния (ад­рес­ное раз­де­ле­ние со­во­куп­но­го до­хо­да сре­ди хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов и сум­мар­но­го объ­ё­ма про­из­ве­дён­но­го то­вар­но­го про­дук­та ме­ж­ду по­тре­би­те­ля­ми); 4) кон­тро­ля (ог­ра­ни­че­ние мо­но­поль­но­го дик­та­та и срав­нит. оцен­ка эф­фек­тив­но­сти пред­при­ни­ма­тель­ст­ва); 5) са­на­ции (про­фи­лак­ти­ка бан­крот­ст­ва по­сред­ст­вом сти­му­ли­ро­ва­ния пред­ло­же­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­ных то­ва­ров по рав­но­вес­ным це­нам); 6) ин­но­ва­ции (сти­му­ли­ро­ва­ние на­уч­но-тех­нич. про­грес­са).

На прак­ти­ке К. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в про­цес­се по­сто­ян­но­го взаи­мо­дей­ст­вия и вза­и­мо­влия­ния (со­труд­ни­че­ст­ва), ос­мыс­лен­но­го реа­ги­ро­ва­ния на сти­му­лы, кор­рек­ти­ров­ки эко­но­мич. по­ве­де­ния и не­пре­рыв­но­го вза­им­но­го учё­та пре­иму­ществ и ог­ра­ни­че­ний, со­от­но­ше­ний ин­те­ре­сов, стра­те­гии и так­ти­ки дей­ст­вий всех уча­ст­ни­ков ми­ро­во­го вос­про­из­вод­ст­вен­но­го про­цес­са. Со­стоя­ние и ин­тен­сив­ность К. мо­гут быть про­ана­ли­зи­ро­ва­ны по пя­ти фак­то­рам К., пред­ло­жен­ным амер. эко­но­ми­стом М. Пор­те­ром: 1) К. ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми от­рас­ли; 2) уг­ро­за при­хо­да в от­расль но­вых кон­ку­рен­тов; 3) К. со сто­ро­ны то­ва­ров-за­ме­ни­те­лей; 4) кон­ку­рент­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны по­став­щи­ков; 5) кон­ку­рент­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны по­тре­би­те­лей.

Лит.: Пор­тер М. Ме­ж­ду­на­род­ная кон­ку­рен­ция. М., 1993; он же. Кон­ку­рен­ция. М., 2005; Азо­ев Г. Л. Кон­ку­рен­ция: ана­лиз, стра­те­гия и прак­ти­ка. М., 1996; Юда­нов А. Ю. Кон­ку­рен­ция: тео­рия и прак­ти­ка. 3-е изд. М., 2001.

Вернуться к началу