ЭКОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Биология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКОЛО́ГИЯ (от греч. οἶϰος – жилище, местопребывание и ...логия), биологич. наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем разл. уровней: популяций, биоценозов (сообществ), экосистем и биосферы. Э. определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Осн. принципы строения и функционирования разл. надорганизменных систем изучает общая Э., в которой можно выделить ряд разделов. Так, в задачи популяционной Э. входит исследование общих закономерностей динамики численности и структуры популяций, а также взаимодействий (конкуренция, хищничество) между популяциями разл. видов. Э. сообществ (биоценология) изучает закономерности организации сообществ (биоценозов), их структуру и функционирование, прежде всего участие в биотич. круговороте веществ и трансформацию энергии в цепях питания. Исследование экосистем и биогеоценозов также входит в задачи общей Э., но иногда биогеоценологию считают самостоят. наукой. Частная Э. изучает весь комплекс взаимоотношений со средой организмов к.-л. конкретной таксономич. группы (напр., Э. млекопитающих, Э. зайца-беляка). Иногда частную Э. понимают как исследование к.-л. или конкретных биомов, экосистем, сообществ (ландшафтная Э., агроэкология, гидробиология, фитоценология). Э. делят также на аутэкологию, изучающую действие разл. факторов среды на отд. виды, и синэкологию, изучающую взаимоотношения организмов, а также разл. их совокупности.
Термин «Э.» предложен в 1866 Э. Геккелем для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде». Предыстория Э. восходит к трудам мн. натуралистов и географов 18–19 вв. Для развития Э. в России большое значение имели работы К. Ф. Рулье (1852) и Н. А. Северцова (1855). В кон. 19 – нач. 20 вв. исследователи обращали гл. внимание на то, как отд. факторы, преим. климатические, влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах (биоценозах) как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов. Быстро развивалась Э. в 1920–30-е гг., когда были сформулированы осн. задачи изучения популяций и сообществ (Ч. Элтон), предложены математич. модели роста численности популяций и их взаимодействий (В. Вольтерра, амер. математик А. Лотка), проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе). В гидробиологии началось в это время строгое количественное изучение превращений вещества и энергии живыми организмами, причём водоёмы трактовались как целостные системы. Представление о комплексах организмов, взаимосвязанных между собой и с окружающей неживой средой, нашло своё отражение и в появлении таких понятий, как «экосистема» (А. Тенсли, 1935) и «биогеоценоз» (В. Н. Сукачёв, 1940). К 1950-м гг. формируется общая Э. Осн. внимание исследователей переносится на изучение взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Развивается физиологич. и эволюционная Э. (С. С. Шварц). В 1970-х гг. формируется Э. человека, или социальная Э., изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Всё большее распространение в Э. получают количественные методы исследования, чаще используются эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математич. модели. Во 2-й пол. 20 в. в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (т. н. экологич. кризисом), необходимостью проведения широкомасштабных природоохранных мероприятий резко возрастает практич. значение Э., происходит «экологизация» мн. естеств. наук, устанавливается связь Э. с философией и социологией. Экологич. подход становится необходимым при решении производственных, научно-технич., демографических и др. задач. См. Охрана природы.