Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОРД ГЕНРИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 477-478

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Кожевина

ФОРД (Ford) Ген­ри (30.7.1863, Дир­борн, штат Ми­чи­ган – 7.4.1947, там­ же), амер. про­мыш­лен­ник. Ро­дил­ся в се­мье фер­ме­ра; учил­ся в сель­ской шко­ле. В 1891–1899 ра­бо­тал в ком­па­нии «Edis­son Illu­mi­nating». Ос­но­ва­тель ав­то­мо­биль­ной ком­па­нии «Ford Motor Cоm­pany» (1903). Ф. раз­ра­бо­тал сис­те­мы про­из-ва, сбор­ки и транс­пор­ти­ров­ки, по­лу­чив­шие ши­ро­кое при­ме­не­ние не толь­ко в ав­то­мо­биль­ной, но и в др. от­рас­лях пром-сти (ме­ха­ни­за­ция, вер­ти­каль­ная ин­те­гра­ция, кон­т­роль за­па­сов, фор­ми­ро­ва­ние мас­со­во­го рын­ка). Вне­дрён­ные в ком­па­нии Ф. ме­ха­низ­мы и сис­те­ма за­ня­то­сти по­зво­ли­ли об­лег­чить труд ра­бо­чих, по­вы­сить их за­ра­бот­ную пла­ту и пре­вра­тить ав­то­мо­биль из пред­ме­та рос­ко­ши в мас­со­вый про­дукт. За 1908–27 вы­пуще­но 16,4 млн. ав­то­мо­би­лей. В ком­па­нии Ф. от­сут­ст­во­ва­ла дис­кри­ми­на­ция при най­ме, обес­пе­чи­ва­лась со­ци­аль­ная ин­те­гра­ция ра­бот­ни­ков. Ф. от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к го­су­дар­ст­вен­но­му и об­ще­ст­вен­но­му кон­тро­лю за дея­тель­но­стью ком­па­нии, кол­лек­тив­но­му до­го­во­ру, ор­га­ни­за­цию проф­сою­зов на сво­их за­во­дах до­пус­тил толь­ко в 1941.

Фор­дизм – сфор­му­ли­ро­ван­ные Ф. идеи пром. управ­ле­ния и по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, от­ра­же­ны в кни­гах «Моя жизнь и ра­бо­та» (1922), «Се­го­дня и зав­тра» (1926), «Дви­же­ние впе­рёд» (1930). Ф. раз­де­лял идеи тей­ло­риз­ма. Прин­ци­пы фор­диз­ма: про­цесс­но-по­точ­ный ха­рак­тер про­из-ва, при ко­то­ром осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­де­ле­ние тру­да на мел­кие кон­вей­ер­ные опе­ра­ции; низ­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный пер­со­нал за­нят на кон­вейере, а вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный – управ­ле­ни­ем, тех­но­ло­гич. раз­ра­бот­ка­ми, со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем про­из-ва и ин­но­ва­ция­ми; оп­ти­маль­ная ор­га­ни­за­ция про­из­водств. про­цес­са в со­от­вет­ст­вии с про­из­водств. стан­дар­та­ми; обес­пе­че­ние мак­си­маль­но воз­мож­но­го уров­ня за­ра­бот­ной пла­ты; на­прав­ле­ние при­бы­ли на ин­ве­сти­ции в раз­ви­тие ком­па­нии; под­дер­жа­ние твор­че­ско­го ду­ха, при­вер­жен­но­сти ком­па­нии и от­вет­ст­вен­но­сти.

Вне­дрён­ную Ф. кон­вей­ер­ную сбор­ку спе­циа­ли­сты от­но­сят к чис­лу ми­ро­вых дос­ти­же­ний 20 в.

Лит.: Ис­то­рия ми­ро­вой эко­но­ми­ки / Под ред. Г. Б. По­ля­ка, А. Н. Мар­ко­вой. М., 2002; Што­пов Б. М. Г. Форд: жизнь и биз­нес. 2-е изд. М., 2005; Шпал­та­ков В. П. Эко­но­ми­че­ские взгля­ды Г. Фор­да че­рез приз­му вре­ме­ни // Ин­но­ва­ци­он­ная эко­но­ми­ка и об­ще­ст­во. 2015. № 1(7).

Вернуться к началу