Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБАРЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 321

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. И. Тихвинская
Афиша кабаре «Ша нуар». Художник Т. Стейнлен.

КАБАРЕ́ (франц. cabaret – ка­бак, ка­ба­чок), пер­во­на­чаль­но лит.-ху­дож. клуб (ка­фе, те­атр), в ко­то­ром уст­раи­ва­лись пред­став­ле­ния с уча­сти­ем по­этов, ак­тёров, му­зы­кан­тов и др. Пер­вое К. («Гид­ро­па­ты», соз­да­но пи­са­те­лем Э. Гу­до) поя­ви­лось в 1878 в Ла­тин­ском квар­та­ле Па­ри­жа как клуб сту­денч. со­об­ще­ст­ва. Са­мое из­вест­ное К. «Ша ну­ар» («Чёр­ный кот», 1881) от­кры­то на Мон­мар­тре па­риж­ской бо­ге­мой, при­вер­жен­ца­ми сим­во­лиз­ма во гла­ве с ху­дож­ни­ком Р. Са­ли. «Ша ну­ар» оформ­ля­ли жи­во­пис­цы Т. Стейн­лен, А. Вий­о­та, ка­ри­ка­ту­рист Ка­ран д’Аш. Про­грам­ма со­стоя­ла из по­эзии но­вой вол­ны, ли­рич. и гро­те­ск­ных пе­сен, муз. им­про­ви­за­ций, па­ро­дий­ных ку­коль­ных обо­зре­ний, ис­пол­няе­мых, как пра­ви­ло, са­ми­ми ав­то­ра­ми; но­ме­ра свя­зы­ва­лись им­про­ви­зи­ро­ван­ны­ми ка­лам­бу­ра­ми, иро­нич. ре­п­ли­ка­ми, объ­еди­няя зри­те­лей за сто­ли­ка­ми и ис­пол­ни­те­лей на под­мо­ст­ках. Ин­ди­ви­ду­аль­ная ма­не­ра вы­сту­п­ле­ний Са­ли по­слу­жи­ла ис­то­ком са­мо­сто­ят. жан­ра – кон­фе­ран­са. В «Ша ну­ар» вы­сту­па­ли вы­даю­щие­ся шан­со­нье И. Гиль­бер и А. Брю­ан (от­крыв­ший К. «Мир­ли­тон» в 1885). В 1896 Брю­ан от­крыл в Па­ри­же «Ка­ба­ре убийц», в нач. 20 в. по­лу­чив­шее назв. «Лов­кий кро­лик» и став­шее гл. ме­стом встреч по­этов и ху­дож­ни­ков аван­гард­но­го на­прав­ле­ния.

К ру­бе­жу 19–20 вв. К. рас­про­стра­ни­лись по всей Ев­ро­пе в двух раз­но­вид­но­стях: как лит.-ху­дож. клу­бы мо­ло­дых аван­гар­ди­стов и как не­боль­шие ин­тим­ные те­ат­ры с ори­ги­наль­ной про­грам­мой, не­ред­ко сбли­жав­шей­ся с варь­е­те. К по­след­не­му ти­пу при­над­ле­жит боль­шин­ст­во К. в Ав­ст­рии и Гер­ма­нии (в т. ч. бер­лин­ские – «Го­лод­ный Пе­гас», 1901, «Седь­мое не­бо», 1902, и мн. др.). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное – «Пё­ст­рый те­атр» (Бер­лин, 1901), оха­рак­те­ри­зо­ван­ное его ос­но­ва­те­лем ли­те­ра­то­ром и либ­рет­ти­стом Э. фон Воль­цо­ге­ном как «Überbrettl» («сверх­под­мо­ст­ки»). По­ли­тич. шут­ки и со­ци­аль­ная са­ти­ра скет­чей пе­ре­ме­жа­лись эро­тич. пе­сен­ка­ми и пан­то­ми­мой, ко­то­рые объ­е­ди­нял кон­фе­ран­сом сам Воль­цо­ген. К пер­во­му ти­пу при­над­ле­жат бер­лин­ское К. «Шум и дым» (1901), со­здан­ное М. Рейн­хард­том, мюн­хен­ские «Один­над­цать па­ла­чей» (1901) Ф. Ве­де­кин­да, «Не­опа­те­ти­че­ское ка­ба­ре» (1910) экс­прес­сио­ни­стов К. Хил­ле­ра и Э. Ун­ге­ра, «Сим­пли­цис­си­мус» (1912), «Ле­ту­чая мышь» (1907) в Ве­не, ко­то­рую от­кры­ли пред­ста­ви­те­ли вен­ско­го Се­цес­сио­на О. Ко­кош­ка, Г. Климт, П. Аль­тен­берг, К. да­даи­стов «Воль­тер» в Цю­ри­хе (1916), па­риж­ское К. «Бык на кры­ше» Ж. Кок­то и др. В ост­ро­ум­ных па­ро­дий­ных им­про­ви­за­ци­ях ра­ди­каль­ная ху­дож. мо­ло­дёжь вы­смеи­ва­ла офи­ци­оз­ное иск-во и на­ту­ра­лизм, из­де­ва­лась над совр. по­ли­ти­ка­ми и са­мо­до­воль­ст­вом бур­жуа, дис­ку­ти­ро­ва­ла о но­вых пу­тях иск-ва. В К., ор­га­ни­зо­ван­ном Кок­то, зву­чал джаз. «Шум и дым» Рейн­хард­та вско­ре пре­вра­тил­ся в те­атр но­во­го на­прав­ле­ния – «Ма­лый те­атр». В 1920-х гг. в Ев­ро­пе ста­ли в боль­шом ко­ли­че­ст­ве по­яв­лять­ся ком­мерч. раз­вле­кат. К., но од­но­вре­мен­но (пре­им. в Гер­ма­нии, на вол­не ле­во­ра­ди­каль­ных об­ществ. дви­же­ний) по­лу­чи­ли раз­ви­тие по­ли­тич. К. («Ди­кая сце­на» Т. Хес­тер­берг, 1921; «Ка­ба­ре ко­ми­ков» М. Ва­лен­ти­на, 1924; «Ка­та­ком­бы», 1929, все – в Бер­ли­не). В «Ка­ба­ре ко­ми­ков» Б. Брехт ис­пол­нял «Бал­ла­ду о мёрт­вом сол­да­те», в «Ка­та­ком­бах» пе­ли ре­во­люц. пес­ни Э. Буш и Х. Эйс­лер, ра­зыг­ры­ва­ли па­ро­дии на фа­ши­ст­ские во­ен. филь­мы. В го­ды гит­ле­ров­ской дик­та­ту­ры по­ли­тич. К. бы­ли за­кры­ты, мн. ка­ба­реть­е­ры эмиг­ри­ро­ва­ли или под­верг­лись ре­прес­си­ям.

В совр. ми­ро­вой ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний тер­мин «К.» за­кре­пил­ся за ма­лень­ки­ми те­ат­ра­ми со сто­ли­ка­ми, с про­грам­мой из эс­т­рад­ных но­ме­ров разл. жан­ров и стрип­ти­зом.

Инсценировка французской песенки «В лунном свете» (участники А. Фехнер, Н. Хоткевич). Театр-кабаре «Летучая мышь». 1915.

В Рос­сии К. во мно­гом опи­ра­лось на собств. тра­ди­цию 19 в.: лит. ко­фей­ни, до­маш­ние са­ло­ны, те­ат­раль­ные «ка­пу­ст­ни­ки», со­би­рав­шие ак­тё­ров на ве­ли­ко­по­ст­ные па­ро­дий­ные ве­че­ра, из ко­то­рых воз­ник­ло в Мо­ск­ве пер­вое К. – «Ле­ту­чая мышь» (1908). В от­ли­чие от Ев­ро­пы, К. в Рос­сии соз­да­ва­ла ху­дож. эли­та. Так, сре­ди ор­га­ни­за­то­ров «Ле­ту­чей мы­ши» – ко­ри­феи МХТ В. И. Ка­ча­лов, О. Л. Книп­пер-Че­хо­ва, И. М. Мо­ск­вин, В. В. Луж­ский и др. (во гла­ве c Н. Ф. Ба­лие­вым), в па­ро­дий­ных ве­черах при­ни­ма­ли уча­стие К. С. Ста­ни­слав­ский, Вл. И. Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко. С.-Пе­тер­бург­ские К. «Лу­ко­мо­рье» (1908) ос­но­ва­ли В. Э. Мей­ер­хольд, М. В. До­бу­жин­ский, А. Н. Бе­нуа, М. М. Фо­кин и др., «Кри­вое зер­ка­ло» (1908) – А. Р. Ку­гель, Н. А. Тэф­фи, А. Т. Авер­чен­ко и др., «Бро­дя­чую со­ба­ку» (1912) – А. Н. Тол­стой, Н. Н. Ев­реи­нов, С. Ю. Су­дей­кин, М. А. Куз­мин, Б. К. Про­нин. Для дея­те­лей рус. иск-ва К. ста­ли не толь­ко ме­стом ве­сё­ло­го вре­мя­пре­про­во­ж­де­ния, но и свое­об­раз­ной ху­дож. ла­бо­ра­то­ри­ей. В «Лу­ко­мо­рье» Мей­ер­хольд осу­ще­ст­вил экс­пе­рим. по­ста­нов­ку по Э. По «По­след­ний из Уэше­ров» в приё­мах «не­по­движ­но­го» те­ат­ра; в «До­ме ин­тер­ме­дий» (1910, ру­ко­во­ди­тели Про­нин и М. М. Бонч-То­ма­шев­ский, С.-Пе­тер­бург) по­ста­вил пан­то­ми­му «Шарф Ко­лом­би­ны» по А. Шниц­ле­ру – Э. фон До­на­ньи и «Об­ра­щён­ный принц» по пье­се Е. А. Зно­ско-Бо­ров­ско­го в ма­не­ре нар. те­ат­ра. В К. «Ве­сё­лый те­атр для по­жи­лых де­тей» (1909) Ев­реи­нов по­ста­вил свою пье­су «Ве­сё­лая смерть», Ф. Ф. Ко­мис­сар­жев­ский – «Че­ре­по­слов, си­речь Фре­но­лог» Козь­мы Прут­ко­ва.

В го­ды Окт. ре­во­лю­ции 1917 и Гражд. вой­ны 1917–22 ар­ти­стич. К. пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние. НЭП вы­звал к жиз­ни но­вую вол­ну К. В них вы­сту­па­ли ак­тё­ры рас­пав­ших­ся те­ат­ров, фор­ми­ро­ва­лось но­вое по­ко­ле­ние творч. мо­ло­дё­жи. Про­грам­мы со­стоя­ли из сце­нок, скет­чей, ста­рых и но­вых па­ро­дий, эс­т­рад­ных но­ме­ров, объ­е­ди­нён­ных кон­фе­ран­сом. В К. «Не­ры­дай» (1921, ру­ко­во­ди­тель А. Д. Ко­шев­ский, Мо­ск­ва) ста­рин­ные ро­ман­сы, ко­то­рые пел под ги­та­ру В. Н. Да­вы­дов, со­сед­ст­во­ва­ли с ку­пле­та­ми на зло­бу дня Р. В. Зе­лё­ной. Здесь на­чи­нал кон­фе­ри­ро­вать М. Н. Гар­ка­ви, ко­то­рый вме­сте с М. И. Жа­ро­вым ис­пол­нял ку­пле­ты Н. Р. Эрд­ма­на. В «Ко­ро­боч­ке» (1921, Мо­ск­ва) его вла­де­лец Б. С. Бо­ри­сов ис­пол­нял пес­ни и ро­ман­сы, иг­рал в обо­зре­нии Р. Мен­де­ле­ви­ча «Олим­пий­цы в Мо­ск­ве». В «Ба­ла­ган­чи­ке» (1921, Пет­ро­град) Ко­шев­ско­го и реж. Н. В. Пет­ро­ва (под псевд. Ко­ля Пе­тер он кон­фе­ри­ро­вал в «При­ва­ле ко­ме­ди­ан­тов», Пет­ро­град) ста­ви­ли па­ро­дии на мод­ные в те го­ды де­тек­ти­вы и спек­так­ли ра­бо­чей са­мо­дея­тель­но­сти. В про­грам­ме моск. К. «Пав­ли­ний хвост» (1922, ру­ко­во­ди­тель В. Ф. Тор­ский) быв. ба­ли­ев­ские ак­тё­ры Л. Н. Ко­лум­бо­ва, Т. С. Ога­не­зо­ва на­ря­ду с во­каль­ны­ми сцен­ка­ми ста­ро­го ре­пер­туа­ра «Ле­ту­чей мы­ши» ис­пол­ня­ли пес­ню о но­вой про­ле­тар­ской дей­ст­ви­тель­но­сти «Кир­пи­чи­ки». В Кие­ве (1919) и Мо­ск­ве (1922) ра­бо­та­ло К. «Кри­вой Джим­ми» (ру­ко­во­ди­тель К. А. Мард­жа­ни­шви­ли, позд­нее – кон­фе­ран­сье А. Г. Алек­се­ев), где ста­ви­ли тан­цы К. Я. Го­лей­зов­ский и Н. М. Фо­рег­гер. С за­вер­ше­ни­ем эпо­хи НЭПа К. пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние. В 1989 ре­жис­сёр, ав­тор и кон­фе­ран­сье Г. Е. Гур­вич, в те­че­ние мн. лет ру­ко­во­див­ший «ка­пу­ст­ни­ка­ми» До­ма ак­тё­ра в Мо­ск­ве, пред­при­нял по­пыт­ку воз­ро­дить жанр К. В честь пер­во­го рус. К. но­вый те­атр по­лу­чил назв. «Ле­ту­чая мышь» (су­ще­ст­во­вал до 2001). Про­грам­мы, со­сто­яв­шие из па­ро­дий­ных и ори­ги­наль­ных но­ме­ров, объ­е­ди­нён­ных кон­фе­ран­сом са­мо­го Гур­ви­ча, впо­след­ст­вии офор­ми­лись в це­ло­ст­ные спек­так­ли со сквоз­ным сю­же­том, хо­тя и со­хра­ня­ли ди­вер­тис­мент­ную струк­ту­ру: «Я сте­пую по Мо­ск­ве» (1991), «Сто лет ка­ба­ре» (1994), «Это шоу-биз­нес» (1996) и др.

Лит.: Rainer O., Rosler W. Kabarettges­chi­chte. 2. Aufl. B., 1981; Ува­ро­ва Е. Эс­т­рад­ный те­атр: ми­ниа­тю­ры, обо­зре­ния, мю­зик-хол­лы (1917–1945). М., 1983; Тих­вин­ская Л. Ка­ба­ре и те­ат­ры ми­ниа­тюр в Рос­сии (1908–1917). М., 1995.

Вернуться к началу