МАРИ́Я МАГДАЛИ́НА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИ́Я МАГДАЛИ́НА, одна из жён-мироносиц, христианская святая. Согласно Евангелию, была исцелена Иисусом Христом, изгнавшим из неё 7 бесов (Лк. 8:2); став ученицей Христа, следовала за Ним и присутствовала при Его крестных страданиях (Мф. 27:55–56; Мк. 15:40–41; Лк. 23:49; Ин. 19:25). В числе жён-мироносиц на утро 3-го дня после погребения Спасителя пришла ко гробу, чтобы, согласно погребальному обряду, умастить тело Христа ароматами. Мироносицы нашли гробницу пустой (Мф. 28:1–8; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1–10; Ин. 20:1–10). М. М. первая увидела воскресшего Христа и получила от Него повеление возвестить о Воскресении апостолам (Ин. 20:11–18).
Литургич. почитание М. М. возникло в связи с пасхальным циклом: уже к кон. 4 в. ей стала посвящаться 2-я неделя по Пасхе. Центром почитания святой был г. Эфес. Ок. 590 Григорий Турский сообщал о гробнице М. М. в Эфесе, расположенной перед входом в пещеру «Семи спящих отроков эфесских». Свидетельства о паломничествах к гробнице зафиксированы с 7 в., как византийскими, так и зап. источниками. На рубеже 9–10 вв. мощи М. М. были перенесены из Эфеса в Константинополь и вместе с мощами Лазаря Четверодневного помещены в выстроенном имп. Львом VI Мудрым храме Св. Лазаря. Свидетельства о паломничествах к гробнице М. М. в Эфесе встречаются до 12 в., одно из последних принадлежит рус. паломнику игумену Даниилу.
В зап. традиции благодаря авторитету папы Римского Григория I Великого М. М. стала отождествляться с др. евангельским персонажем – Марией из Вифании, сестрой Лазаря Четверодневного (Ин. 11:1). В то же время Мария из Вифании отождествлялась с анонимной раскаявшейся грешницей, помазавшей миром ноги Христа во время пира у Симона фарисея (Лк. 7:36–50; Ин. 11:2). Т. о., несмотря на возражения ряда зап. богословов (Пасхазий Радберт, Бернард Клервоский), отождествление М. М. с раскаявшейся грешницей утвердилось на христианском Западе и вошло в рим. литургич. практику. Представление о М. М. как сестре Лазаря Четверодневного сделало её персонажем зап. легенды (9 в.) об апостольском служении Лазаря и его сестёр на территории Прованса. Возникло почитание М. М. в провансальском м. Сент-Бом (близ совр. г. Марсель), где, по преданию, находился грот, в котором она вела отшельнич. жизнь [аскетич. подвиги в пустыне после Вознесения Христа, сходные с житием Марии Египетской, приписываются М. М. в агиографич. соч. «Отшельническая жизнь» («Vita Eremitica», 10 в.)]. Др. местом почитания М. М. в Провансе было аббатство Сен-Максимин. Однако осн. центром её почитания во Франции с 10 в. стало аббатство в Везле, где, согласно преданию, пребывает частица её мощей.
Совр. почитание М. М. – как равноапостольной; её память по календарю Рус. православной церкви – 22 июля (4 авг.) и в Неделю св. жён-мироносиц, по календарю Римско-католич. церкви – 22 июля.
Иконография
В раннехристианском иск-ве образ М. М. встречается в сцене «Явления Христа жёнам-мироносицам», где она представлена вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии: «Евангелие Раввулы» (586, б-ка Лауренциана, Флоренция), иконы из Ватиканских музеев (6 в.) и из Синайского мон. Св. Екатерины (7 в.), мозаика в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (нач. 6 в.) и др. В визант. иск-ве изображение святой встречается в синаксаре Захарии Валашкертского (ок. 1030, Ин-т рукописей, Тбилиси) и в минологии Симеона Метафраста из мон. Есфигмен (кон. 11 в.).
В зап.-европ. иск-ве атрибутом М. М. является сосуд с благовониями (фреска Пьеро делла Франчески в соборе Ареццо, 1452–64), с ним она присутствует на алтарных образах среди др. святых, предстоящих Христу или Богоматери («Полиптих из Орвието» С. Мартини, ок. 1321, музей собора, Орвието; «Богоматерь с Младенцем, святыми Марией Магдалиной и Екатериной» А. Виварини, 1504, Эрмитаж, С.-Петербург). Иногда в руках она держит красное яйцо – символ Воскресения.
М. М. присутствует в сценах Страстного цикла: «Несении Креста» (П. Брейгель Старший, 1564, Худож.-историч. музей, Вена), «Распятии» [целующей стопы Христа или протягивающей к ним руки («Пизанский полиптих» Мазаччо, ок. 1426, Музей Каподимонте, Неаполь; «Изенгеймский алтарь» М. Грюневальда, 1512–15, Музей Унтерлинден, Кольмар)], «Снятии с креста» (поддерживает ноги Христа – Я. Понтормо, 1525–28, ц. Санта-Феличита, Флоренция), «Оплакивании» (Х. Бальдунг, ок. 1518, Гос. музеи, Берлин), «Положении во гроб» (Рогир ван дер Вейден, 1450, галерея Уффици, Флоренция), в которых она выступает одним из самых аффектированных персонажей, в красном одеянии и нередко с рыжими волосами. В сюжете «Три Марии у Гроба Господня» её также можно узнать по красному одеянию.
Явление Христа М. М. после Воскресения запечатлено в широко распространённом сюжете «Noli me tangere» («Не прикасайся ко мне»): картины Тициана (1511–12, Нац. галерея, Лондон), К. Лоррена (1681, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне), Х. Хольбейна Младшего (ок. 1524, Хэмптон-корт, Лондон), Рембрандта (1638, Букингемский дворец, Лондон; обе – Королевское собрание) и др.
В зап.-европ. традиции на М. М. были перенесены мн. аспекты жития и иконографии Марии Египетской. Так, наиболее популярным эпизодом стало «Покаяние Марии Магдалины», которое по аналогии с житием Марии Египетской нередко помещают в пустыню. Атрибутами М. М. в этой сцене являются череп, крест, плеть и книга: картины Караваджо (1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим), Эль Греко (1576–78, Музей изобразит. искусств, Будапешт), Ж. де Латура (1640–45, Лувр, Париж), Тициана (ок. 1565, Эрмитаж, С.-Петербург); «Мария Магдалина в пустыне» Х. де Риберы (1640–41, Прадо, Мадрид), Я. Тинторетто (1582–87, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция), статуя А. Кановы (1796, галерея Палаццо Бьянко, Генуя), и др. М. М. представляли как в образе прекрасной обнажённой женщины (статуя Г. Эрхарта, 1-я четв. 16 в., Лувр), так и в образе измождённой старухи в рубище (статуя Донателло, сер. 1450-х гг., музей собора, Флоренция).
Отождествление М. М. с Марией из Вифании стало причиной появления её в сценах: «Христос в доме Марфы и Марии» (Я. Вермер, 1655, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург), «Воскрешение Лазаря» (Н. Фромен, 1461, галерея Уффици, Флоренция), «Марфа, упрекающая Марию Магдалину в тщеславии» (картина, приписываемая Караваджо, ок. 1598, Ин-т искусств, Детройт). В иск-ве нашло также отражение отождествления М. М. с грешницей, помазавшей миром ноги Христа («Пир в доме Симона фарисея» П. П. Рубенса, 1618–20, Эрмитаж), и с раскаявшейся блудницей (Я. ван Скорел изобразил М. М. в облике венецианской куртизанки 16 в., поместив её в ландшафт Юж. Франции, ок. 1528, Рейксмюсеум, Амстердам).
Вознесение М. М., упоминаемое в «Золотой легенде» Якова Ворагинского, представлено в алтарном образе Доменикино (около 1620, Эрмитаж), в скульптурной группе в ц. Сен-Мадлен в Париже (1841, скульптор Ш. Марокетти). Житийный цикл М. М. проиллюстрирован в витражах шартрского собора (ок. 1200), во фресках капеллы Марии Магдалины в Нижней ц. базилики Св. Франциска в Ассизи (последователь Джотто, 1320-е гг.) и в композициях «Алтаря Марии Магдалины» (Л. Мозер, 1432, ц. Марии Магдалины, Тифенбронн).
В живописи 19 в. в образе М. М. подчёркивался чувственный аспект: «Кающаяся Мария Магдалина» Ф. Айеца (1834, Гор. галерея, Милан), «Мария Магдалина» Ф. Сандиса (1860, Музей искусств штата Делавэр, Уилмингтон).