Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАНИИ́Л

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

ДАНИИ́Л (2-я пол. 11 – нач. 12 вв.), игу­мен од­но­го из юж.-рус. мо­на­сты­рей, ав­тор «Хо­же­ния в Свя­тую Зем­лю» (пол­ное назв.: «Жи­тие и хо­же­ние Да­нии­ла, Рус­ской зем­ли игу­ме­на»). Все све­де­ния о жиз­ни Д. из­вест­ны толь­ко из «Хо­же­ния». По-ви­ди­мо­му, он при­нял мо­на­ше­ский сан в Кие­во-Пе­чер­ском мон., а позд­нее был на­стоя­те­лем не­кой оби­те­ли в Чер­ни­гов­ской зем­ле. Н. М. Ка­рам­зин ото­жде­ст­в­лял ав­то­ра «Хо­же­ния» с из­вест­ным по ле­то­пис­ным ис­точ­ни­кам Да­нии­лом (ум. 1122), по­став­лен­ным в 1113 в епи­ско­пы юж.-рус. г. Юрь­ев. Па­лом­ни­че­ст­во в Па­ле­сти­ну Д. со­вер­шил в нач. 12 в. (воз­мож­но, в 1104–07, ме­нее ве­ро­ят­но – в 1106–08 или 1113–15), вско­ре по­сле её за­вое­ва­ния кре­сто­нос­ца­ми. Пред­по­ло­жи­тель­но он был гла­вой груп­пы рус. па­лом­ни­ков; воз­мож­но, что по­се­ще­ние им Па­ле­сти­ны име­ло не толь­ко ре­ли­ги­оз­ный, но и ди­пло­ма­тич. ха­рак­тер.

«Хо­же­ние» Д. – пер­вое опи­са­ние па­лом­ни­че­ст­ва в др.-рус. сло­вес­но­сти; оно вос­при­ни­ма­лось др.-рус. книж­ни­ка­ми как об­ра­зец для опи­са­ния пу­те­ше­ст­вий в Свя­тую зем­лю. Со­хра­ни­лось в не­сколь­ких ре­дак­ци­ях и не ме­нее чем в 159 спи­сках, древ­ней­шие из ко­то­рых от­но­сят­ся к 15 в. Со­сто­ит из 4 час­тей: вве­де­ния; опи­са­ния пу­ти и об­ще­го опи­са­ния свя­тых мест в Па­ле­сти­не; под­роб­но­го опи­са­ния пу­те­ше­ст­вия по свя­тым мес­там и 1-го эпи­ло­га: опи­са­ния нис­хо­ж­де­ния Бо­же­ст­вен­но­го ог­ня в Хра­ме Гро­ба Гос­под­ня в Ве­ли­кую суб­бо­ту и 2-го эпи­ло­га. Ком­по­зиц. по­вто­ры зна­чи­мы: кон­цен­три­руя по­ве­ст­во­ва­ние во­круг свя­щен­но­го цен­тра – Ие­ру­са­ли­ма, Д. воз­вра­ща­ет­ся к его опи­са­нию и вы­де­ля­ет чу­до Ве­ли­кой суб­бо­ты. Д. под­роб­но опи­сы­ва­ет путь из Кон­стан­ти­но­по­ля в Па­ле­сти­ну, оче­вид­но ос­мыс­ляя его как по­сте­пен­ное при­бли­же­ние к свя­щен­но­му про­стран­ст­ву, но не со­об­ща­ет об об­рат­ном пу­ти, уда­ляю­щем от цен­тра свя­то­сти. Изо­бра­жая свя­ты­ни (в т. ч. Храм Гро­ба Гос­под­ня, ре­ку Иор­дан) пред­мет­но и зри­мо, Д. так­же при­во­дит све­де­ния об их ис­то­рии, за­им­ст­во­ван­ные из Биб­лии, апок­ри­фов и, воз­мож­но, из ме­ст­ных пре­да­ний; рас­ска­зы­ва­ет о труд­но­стях пу­те­ше­ст­вия (уг­ро­за на­па­де­ния са­ра­цин) и о встре­че с ие­ру­са­лим­ским ко­ро­лём Бал­дуи­ном I.

Рос. ис­то­рик Б. А. Ры­ба­ков при­пи­сы­ва­ет Д. ав­тор­ст­во ан­ти­язы­че­ско­го «Сло­ва свя­то­го Гри­го­рия» (со­став­ле­но на ос­но­ве «По­уче­ния на Бо­го­яв­ле­ние» св. Гри­го­рия Бо­го­сло­ва), од­на­ко эта ат­ри­бу­ция спор­на.

Соч.: Хож­де­ние игу­ме­на Да­нии­ла / Под­гот. те­кс­та, пер. и ком­мент. Г. М. Про­хо­ро­ва // Биб­лио­те­ка ли­те­ра­ту­ры Древ­ней Ру­си. СПб., 1997. Т. 4: XII век.

Лит.: Ве­не­ви­ти­нов М. Хо­ж­де­ние игу­ме­на Да­нии­ла в Свя­тую зем­лю в на­ча­ле XII сто­ле­тия: Ис­сле­до­ва­ние // Ле­то­пись за­ня­тий Ар­хео­гра­фи­че­ской ко­мис­сии за 1876–1877 гг. СПб., 1884. Вып. 7; Да­ни­лов В. В. К ха­рак­те­ри­сти­ке «Хо­ж­де­ния» игу­ме­на Да­нии­ла // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. М.; Л., 1954. Т. 10; Про­кофь­ев Н. И. Рус­ские хо­ж­де­ния XII–XV вв. // Ли­те­ра­ту­ра древ­ней Ру­си и XVIII в. М., 1970; Seemann K.-D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Münch., 1976; Ры­ба­ков Б. А. Язы­че­ст­во древ­них сла­вян. 2-е изд. М., 1994; Гард­за­ни­ти М. «Хо­ж­де­ние» игу­ме­на Да­нии­ла в Свя­тую зем­лю. Ли­те­ра­ту­ра и бо­го­сло­вие на Ру­си XII в. // Сла­вя­но­ве­де­ние. 1995. № 2; Под­скаль­ски Г. Хри­сти­ан­ст­во и бо­го­слов­ская ли­те­ра­ту­ра в Ки­ев­ской Ру­си (988–1237 гг.). СПб., 1996.

Вернуться к началу