ДАНИИ́Л
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАНИИ́Л (2-я пол. 11 – нач. 12 вв.), игумен одного из юж.-рус. монастырей, автор «Хожения в Святую Землю» (полное назв.: «Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена»). Все сведения о жизни Д. известны только из «Хожения». По-видимому, он принял монашеский сан в Киево-Печерском мон., а позднее был настоятелем некой обители в Черниговской земле. Н. М. Карамзин отождествлял автора «Хожения» с известным по летописным источникам Даниилом (ум. 1122), поставленным в 1113 в епископы юж.-рус. г. Юрьев. Паломничество в Палестину Д. совершил в нач. 12 в. (возможно, в 1104–07, менее вероятно – в 1106–08 или 1113–15), вскоре после её завоевания крестоносцами. Предположительно он был главой группы рус. паломников; возможно, что посещение им Палестины имело не только религиозный, но и дипломатич. характер.
«Хожение» Д. – первое описание паломничества в др.-рус. словесности; оно воспринималось др.-рус. книжниками как образец для описания путешествий в Святую землю. Сохранилось в нескольких редакциях и не менее чем в 159 списках, древнейшие из которых относятся к 15 в. Состоит из 4 частей: введения; описания пути и общего описания святых мест в Палестине; подробного описания путешествия по святым местам и 1-го эпилога: описания нисхождения Божественного огня в Храме Гроба Господня в Великую субботу и 2-го эпилога. Композиц. повторы значимы: концентрируя повествование вокруг священного центра – Иерусалима, Д. возвращается к его описанию и выделяет чудо Великой субботы. Д. подробно описывает путь из Константинополя в Палестину, очевидно осмысляя его как постепенное приближение к священному пространству, но не сообщает об обратном пути, удаляющем от центра святости. Изображая святыни (в т. ч. Храм Гроба Господня, реку Иордан) предметно и зримо, Д. также приводит сведения об их истории, заимствованные из Библии, апокрифов и, возможно, из местных преданий; рассказывает о трудностях путешествия (угроза нападения сарацин) и о встрече с иерусалимским королём Балдуином I.
Рос. историк Б. А. Рыбаков приписывает Д. авторство антиязыческого «Слова святого Григория» (составлено на основе «Поучения на Богоявление» св. Григория Богослова), однако эта атрибуция спорна.