Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́ЗАРЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 586

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев
«Воскрешение святого Лазаря». Фреска в церкви Панагии Асину (Кипр). 1105–06.

ЛА́ЗАРЬ Чет­ве­ро­днев­ный, хри­сти­ан­ский свя­той (1 в.). Све­де­ния о Л. свя­за­ны с еван­гель­ским сю­же­том его вос­кре­ше­ния из мёрт­вых Ии­су­сом Хри­стом. Л. был жи­те­лем се­ле­ния Ви­фа­ния (близ Ие­ру­са­ли­ма), бра­том Мар­фы и Ма­рии, его дом час­то по­се­щал Хри­стос, ко­то­рый на­зы­вал Л. Сво­им дру­гом (Ин. 11:11). Ко­гда Л. по­сле смер­ти уже 4 дня про­лежал во гро­бе, Хри­стос вос­кре­сил его (Ин. 11:17–44). Вос­кре­ше­ние Л. бы­ло со­вер­ше­но на­ка­ну­не Стра­стей Хри­ста.

Вход в гробницу святого Лазаря. Вифания. Фото М. Н. Кречетовой

О по­чи­та­нии гроб­ни­цы Л. в Ви­фа­нии сви­де­тель­ст­ву­ет Бур­ди­галь­ский ити­не­ра­рий (333) и упо­ми­на­ет исп. па­лом­ни­ца Эге­рия (Эте­рия) (395). Ви­зант. ба­зи­ли­ка ря­дом с ви­фан­ской гроб­ни­цей Л. в 12 в. при­над­ле­жа­ла ор­де­ну бе­не­дик­тин­цев, ко­то­рые по­строи­ли вбли­зи неё вто­рую цер­ковь, в 14 в. пре­вра­щён­ную му­суль­ма­на­ми в ме­четь. От 8 в. дош­ла про­по­ведь, при­пи­сы­вае­мая Ио­ан­ну Эв­бей­ско­му, в ко­то­рой впер­вые встре­ча­ют­ся све­де­ния о том, что Л. по­сле вос­кре­ше­ния про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие на Ки­пре, где и скон­чал­ся. По пре­да­нию, на Ки­пре Л. был ру­ко­по­ло­жен апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой во епи­ско­пы г. Ки­тий (по­лу­чив­ше­го в честь гроб­ни­цы Л. назв. Лар­на­ка); в Ки­тии Л. по­се­ти­ла Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, ко­то­рая по­да­ри­ла ему омо­фор и по­ру­чи. На ру­бе­же 9–10 вв. при ви­зант. имп. Льве VI Му­дром мо­щи Л. бы­ли пе­ре­не­се­ны с Кип­ра в Кон­стан­ти­но­поль. В ц. Св. Ла­за­ря в Лар­на­ке хра­нит­ся гла­ва свя­то­го. В 9 в. на За­па­де воз­ник­ла ле­ген­да, по­лу­чив­шая рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря Хра­ба­ну Мав­ру, о том, что Л. про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Про­ван­се. На За­па­де мо­щи Л. по­чи­та­лись в Мар­се­ле, за­тем бы­ли пе­ре­не­се­ны в Отён в Бур­гун­дии. Од­нако не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что эти мо­щи при­над­ле­жат Ла­за­рю, епи­ско­пу г. Экс (ум. в нач. 5 в.). В сред­ние ве­ка по­чи­та­лись так­же ре­ли­к­вии Л. в ц. Св. Ма­рии Ма­гда­ли­ны на о. Ка­марг (в устье р. Ро­на, Про­ванс).

Вос­кре­ше­ние Л. в пра­во­слав­ных церк­вах празд­ну­ет­ся в т. н. Ла­за­ре­ву суб­боту (ка­нун празд­ни­ка Вхо­да Гос­под­ня в Ие­ру­са­лим), по ка­лен­да­рям греч. церк­вей и РПЦ па­мять Л. так­же – 17(30) ок­тяб­ря, по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 29 ию­ля.

Иконография

Сю­жет «Вос­кре­ше­ния Ла­за­ря» как про­об­ра­за Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся уже в ран­них па­мят­ни­ках хри­сти­ан­ско­го иск-ва: жи­во­пи­си ка­та­комб (бо­лее 40 изо­бра­же­ний), сар­ко­фа­гах (сар­ко­фаг ре­бён­ка, 4 в., ка­та­ком­бы Сан-Кал­ли­сто в Ри­ме), кон­суль­ских дип­ти­хах («Му­ран­ский ди­п­тих», 4 в., Со­кро­вищ­ни­ца со­бо­ра, Мон­ца) и др. Л. изо­бра­жал­ся в по­гре­баль­ных пе­ле­нах у вы­хо­да из гроб­ни­цы ря­дом с ко­ле­но­пре­кло­нён­ны­ми Мар­фой и Ма­ри­ей. Позд­нее его ста­ли пред­став­лять вос­стаю­щим из гро­ба (Н. Фро­ман, 1461, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция). В иск-ве сред­них ве­ков и Воз­ро­ж­де­ния «Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря» в чис­ле др. чу­дес при­сут­ст­ву­ет в хри­сто­ло­гич. цик­лах: мо­заи­ки ц. Сант-Апол­ли­на­ре-Нуо­во в Ра­вен­не (6 в.), рос­пи­си ц. Св. Пан­телеи­мо­на в Не­ре­зи (1164), рос­пи­си Джот­то в Ка­пел­ле де­льи-Скро­ве­ньи в Па­дуе (1303–1306) и т. д. В вос­точ­нохри­сти­ан­ской жи­во­пи­си рас­про­стра­не­ны ико­ны «Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря» (напр., ико­на нов­го­род­ской шко­лы 15 в., ГРМ). Про­из­ве­де­ния на этот сю­жет соз­да­ва­ли мас­те­ра Воз­ро­ж­де­ния и Но­во­го вре­ме­ни: ал­тар­ный об­раз Се­ба­сть­я­но дель Пьом­бо по ри­сун­ку Ми­ке­ланд­же­ло (1517–19, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), ра­бо­ты Тин­то­рет­то (1579–81, Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Рок­ко, Ве­не­ция), Ка­ра­вад­жо (1608–09, Нац. му­зей, Мес­си­на), Рем­бранд­та (Му­зей иск-ва граф­ст­ва Лос-Анд­же­лес, Лос-Анд­же­лес), В. Ван Го­га (1890, Му­зей В. Ван Го­га, Ам­стер­дам), И. Ф. Овер­бе­ка (1822, Кун­ст­хал­ле, Кар­лс­руэ).

В ро­ман­ском иск-ве Бур­гун­дии и Про­ван­са воз­ник­ла не­обыч­ная ико­но­гра­фия, объ­е­ди­нив­шая чер­ты Л., вос­кре­шён­но­го Хри­стом, и ни­ще­го Ла­за­ря из прит­чи Еван­ге­лия от Лу­ки (Лк. 16:19–31). Ла­зарь-ни­щий изо­бра­жа­ет­ся ко­ро­но­ван­ным как св. Ла­зарь на пор­та­ле церк­вей Сен-Тро­фим в Ар­ле, Сен-Ла­зар в Ава­ло­не и Сент-Мад­лен в Вез­ле, а так­же в со­бо­ре Сен-Ла­зар в Отё­не. В со­бо­ре Отё­на изо­бра­же­ния Л. и его сес­тёр бы­ли по­ме­ще­ны на гл. пор­та­ле (ны­не му­ляж 19 в.).

Ещё в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье Ма­рия, се­ст­ра Л., ста­ла ото­жде­ст­в­лять­ся с Ма­ри­ей Ма­гда­ли­ной, по­это­му фи­гу­ра Л. по­яв­ля­ет­ся в жи­тий­ных цик­лах по­след­ней (рос­пи­си ка­пел­лы Ма­рии Ма­гда­ли­ны в Ниж­ней ц. Св. Фран­ци­ска в Ас­сизи, мас­те­ра кру­га Джот­то, ок. 1315; ал­тарь Ма­рии Ма­гда­ли­ны в ц. Ма­рии Ма­гда­ли­ны в Ти­фен­брон­не, Л. Мо­зер, 1432). Шпа­ле­ра «При­бы­тие Ла­за­ря с Мар­фой и Ма­ри­ей Ма­гда­ли­ной в Сент-Ма­ри-де-ла-Мер» (17 в., со­кро­вищ­ни­ца со­бо­ра Сент-Фуа в Кон­ке) от­ра­жа­ет по­чи­та­ние Л. в Про­ван­се.

Лит.: Saxer V., Cardinali A. Lazzaro di Be­tania // Bibliotheca Sanctorum. Rome, 1966. Vol. 7.

Вернуться к началу