ЛА́ЗАРЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́ЗАРЬ Четверодневный, христианский святой (1 в.). Сведения о Л. связаны с евангельским сюжетом его воскрешения из мёртвых Иисусом Христом. Л. был жителем селения Вифания (близ Иерусалима), братом Марфы и Марии, его дом часто посещал Христос, который называл Л. Своим другом (Ин. 11:11). Когда Л. после смерти уже 4 дня пролежал во гробе, Христос воскресил его (Ин. 11:17–44). Воскрешение Л. было совершено накануне Страстей Христа.
О почитании гробницы Л. в Вифании свидетельствует Бурдигальский итинерарий (333) и упоминает исп. паломница Эгерия (Этерия) (395). Визант. базилика рядом с вифанской гробницей Л. в 12 в. принадлежала ордену бенедиктинцев, которые построили вблизи неё вторую церковь, в 14 в. превращённую мусульманами в мечеть. От 8 в. дошла проповедь, приписываемая Иоанну Эвбейскому, в которой впервые встречаются сведения о том, что Л. после воскрешения проповедовал Евангелие на Кипре, где и скончался. По преданию, на Кипре Л. был рукоположен апостолами Павлом и Варнавой во епископы г. Китий (получившего в честь гробницы Л. назв. Ларнака); в Китии Л. посетила Пресвятая Богородица, которая подарила ему омофор и поручи. На рубеже 9–10 вв. при визант. имп. Льве VI Мудром мощи Л. были перенесены с Кипра в Константинополь. В ц. Св. Лазаря в Ларнаке хранится глава святого. В 9 в. на Западе возникла легенда, получившая распространение благодаря Храбану Мавру, о том, что Л. проповедовал Евангелие в Провансе. На Западе мощи Л. почитались в Марселе, затем были перенесены в Отён в Бургундии. Однако некоторые исследователи считают, что эти мощи принадлежат Лазарю, епископу г. Экс (ум. в нач. 5 в.). В средние века почитались также реликвии Л. в ц. Св. Марии Магдалины на о. Камарг (в устье р. Рона, Прованс).
Воскрешение Л. в православных церквах празднуется в т. н. Лазареву субботу (канун праздника Входа Господня в Иерусалим), по календарям греч. церквей и РПЦ память Л. также – 17(30) октября, по календарю Римско-католич. церкви – 29 июля.
Иконография
Сюжет «Воскрешения Лазаря» как прообраза Воскресения Христова широко использовался уже в ранних памятниках христианского иск-ва: живописи катакомб (более 40 изображений), саркофагах (саркофаг ребёнка, 4 в., катакомбы Сан-Каллисто в Риме), консульских диптихах («Муранский диптих», 4 в., Сокровищница собора, Монца) и др. Л. изображался в погребальных пеленах у выхода из гробницы рядом с коленопреклонёнными Марфой и Марией. Позднее его стали представлять восстающим из гроба (Н. Фроман, 1461, галерея Уффици, Флоренция). В иск-ве средних веков и Возрождения «Воскрешение Лазаря» в числе др. чудес присутствует в христологич. циклах: мозаики ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (6 в.), росписи ц. Св. Пантелеимона в Нерези (1164), росписи Джотто в Капелле дельи-Скровеньи в Падуе (1303–1306) и т. д. В восточнохристианской живописи распространены иконы «Воскрешение Лазаря» (напр., икона новгородской школы 15 в., ГРМ). Произведения на этот сюжет создавали мастера Возрождения и Нового времени: алтарный образ Себастьяно дель Пьомбо по рисунку Микеланджело (1517–19, Нац. галерея, Лондон), работы Тинторетто (1579–81, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция), Караваджо (1608–09, Нац. музей, Мессина), Рембрандта (Музей иск-ва графства Лос-Анджелес, Лос-Анджелес), В. Ван Гога (1890, Музей В. Ван Гога, Амстердам), И. Ф. Овербека (1822, Кунстхалле, Карлсруэ).
В романском иск-ве Бургундии и Прованса возникла необычная иконография, объединившая черты Л., воскрешённого Христом, и нищего Лазаря из притчи Евангелия от Луки (Лк. 16:19–31). Лазарь-нищий изображается коронованным как св. Лазарь на портале церквей Сен-Трофим в Арле, Сен-Лазар в Авалоне и Сент-Мадлен в Везле, а также в соборе Сен-Лазар в Отёне. В соборе Отёна изображения Л. и его сестёр были помещены на гл. портале (ныне муляж 19 в.).
Ещё в раннем Средневековье Мария, сестра Л., стала отождествляться с Марией Магдалиной, поэтому фигура Л. появляется в житийных циклах последней (росписи капеллы Марии Магдалины в Нижней ц. Св. Франциска в Ассизи, мастера круга Джотто, ок. 1315; алтарь Марии Магдалины в ц. Марии Магдалины в Тифенбронне, Л. Мозер, 1432). Шпалера «Прибытие Лазаря с Марфой и Марией Магдалиной в Сент-Мари-де-ла-Мер» (17 в., сокровищница собора Сент-Фуа в Конке) отражает почитание Л. в Провансе.