О́ВЕРБЕК ИОГАНН ФРИДРИХ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́ВЕРБЕК (Overbeck) Иоганн Фридрих (3.7.1789, Любек – 12.11.1869, Рим), нем. живописец, рисовальщик. Родился в семье юриста, позднее бургомистра Любека. С 1804 брал уроки рисования у Й. Н. Перукса. Испытал влияние В. Тишбейна, Ф. О. Рунге. В 1806–09 учился в венской АХ у А. Х. Маурера. В июне 1810 О. и его единомышленники (Ф. Пфорр, Л. Фогель, И. К. Готтингер) – члены основанного в 1809 братства художников «Союз св. Луки» – переехали в Рим, где О. работал до конца жизни (в 1813 перешёл в католичество). Вскоре О. стал ведущей фигурой и одним из идеологов группы назарейцев. Программе назарейцев близки уже ранние произведения художника, созданные под влиянием раннеренессансных итал. мастеров (ознакомился с ними благодаря кн. «История итальянской живописи» бр. Ф. и Й. Рипенхаузен) и отмеченные уверенностью рисунка, плавностью контуров, ярким, но приведённым к единой гармонии колоритом, тщательной передачей воздушной дали в пейзажных фонах [«Исцеление от слепоты Товия», 1806–08, Музей Бенхаус, Любек; «Въезд Христа в Иерусалим» для базилики Св. Марии в Любеке, 1808–24 (погибло в 1942); «Суламифь и Мария», 1811, собрание Шефера, Швайнфурт; и др.]. В полотне «Италия и Германия» (1811, доработано в 1815–20, Новая пинакотека, Мюнхен) – два женских образа в старонемецком и ренессансном одеяниях на фоне пейзажа олицетворяют традиции, идущие от А. Дюрера (в нём О. видел воплощение романтики нац. прошлого) и Рафаэля (культ его сложился под влиянием В. Г. Вакенродера и Ф. Шлегеля). В портретах О. пытался соединить в рамках классицистич. эстетики следование идеалу и натуре; в трактовке внутреннего мира портретируемого ощутимы романтич. черты (портрет Ф. Пфорра, 1810, дописан в 1865, Новая нац. галерея, Берлин; «Автопортрет с Библией», 1809, Музей Бенхаус). Изображённые нередко предстают в старонемецких костюмах на фоне ренессансной арки или у готич. окна, сквозь которые открывается вид на пейзаж с тонкими изящными деревцами и воздушной дымкой (в духе умбрийской школы Раннего Возрождения), иногда в виде евангельских персонажей («Автопортрет с женой и сыном», ок. 1820, Музей Бенхаус).
В 1816–17 О. вместе с др. назарейцами расписывал Палаццо Дзуккари, резиденцию прус. консула в Риме Я. С. Бартольди (ныне фрески – в Старой нац. галерее, Берлин; картоны – в Штеделевском ин-те искусств, Франкфурт-на-Майне). Библейские сцены из жизни Иосифа О. трактует повествовательно, подчёркивая достоверность историч. колорита. В 1818–28 принял участие также в росписях Каса-Массимо в Риме; исполненные им 5 фресок на сюжеты из «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо выдают влияние ватиканских росписей Б. Пинтуриккьо и П. Перуджино. Среди поздних религ. произведений – программное полотно «Торжество Религии в искусствах» (1840, Штеделевский ин-т искусств), композиция которого восходит к рафаэлевским росписям Станц в Ватикане (коленопреклонённые Дюрер и Рафаэль приносят в дар Мадонне своё полное высоких духовных идеалов иск-во); исполненный по заказу папы Пия IX плафон для Квиринальского дворца в Риме на евангельские сюжеты (1857) и цикл «Семь таинств» (1861; картоны – Ватиканские музеи; картины – Старая нац. галерея, Берлин). О. оказал большое воздействие на развитие европ. религ. живописи 19 в., в т. ч. на А. А. Иванова.