Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ВЕРБЕК ИОГАНН ФРИДРИХ

Авторы: Е. Д. Федотова
И. Ф. Овербек.«Торжество Религии в искусствах». 1840. Штеделевский институт искусств (Франкфурт-на-Майне).

О́ВЕРБЕК (Overbeck) Ио­ганн Фрид­рих (3.7.1789, Лю­бек – 12.11.1869, Рим), нем. жи­во­пи­сец, ри­со­валь­щик. Ро­дил­ся в се­мье юри­ста, позд­нее бур­го­ми­ст­ра Лю­бе­ка. С 1804 брал уро­ки ри­со­ва­ния у Й. Н. Пе­рук­са. Ис­пы­тал влия­ние В. Тиш­бей­на, Ф. О. Рун­ге. В 1806–09 учил­ся в вен­ской АХ у А. Х. Мау­ре­ра. В ию­не 1810 О. и его еди­но­мыш­лен­ни­ки (Ф. Пфорр, Л. Фо­гель, И. К. Гот­тин­гер) – чле­ны ос­но­ван­но­го в 1809 брат­ст­ва ху­дож­ни­ков «Со­юз св. Лу­ки» – пе­ре­еха­ли в Рим, где О. ра­бо­тал до кон­ца жиз­ни (в 1813 пе­ре­шёл в ка­то­ли­че­ст­во). Вско­ре О. стал ве­ду­щей фи­гу­рой и од­ним из идео­ло­гов груп­пы на­за­рей­цев. Про­грам­ме на­за­рей­цев близ­ки уже ран­ние про­из­ве­де­ния ху­дож­ни­ка, соз­дан­ные под влия­ни­ем ран­не­ре­нес­санс­ных итал. мас­те­ров (оз­на­ко­мил­ся с ни­ми бла­го­да­ря кн. «Ис­то­рия италь­ян­ской жи­во­пи­си» бр. Ф. и Й. Ри­пен­хау­зен) и от­ме­чен­ные уве­рен­но­стью ри­сун­ка, плав­но­стью кон­ту­ров, яр­ким, но при­ве­дён­ным к еди­ной гар­мо­нии ко­ло­ри­том, тща­тель­ной пе­ре­да­чей воз­душ­ной да­ли в пей­заж­ных фо­нах [«Ис­це­ле­ние от сле­по­ты То­вия», 1806–08, Му­зей Бен­ха­ус, Лю­бек; «Въезд Хри­ста в Ие­ру­са­лим» для ба­зи­ли­ки Св. Ма­рии в Лю­бе­ке, 1808–24 (по­гиб­ло в 1942); «Су­ла­мифь и Ма­рия», 1811, соб­ра­ние Ше­фе­ра, Швайн­фурт; и др.]. В по­лот­не «Ита­лия и Гер­ма­ния» (1811, до­ра­бо­та­но в 1815–20, Но­вая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) – два жен­ских об­раза в ста­ро­не­мец­ком и ре­нес­санс­ном одея­ни­ях на фо­не пей­за­жа оли­це­тво­ря­ют тра­ди­ции, иду­щие от А. Дю­ре­ра (в нём О. ви­дел во­пло­ще­ние ро­ман­ти­ки нац. про­шло­го) и Ра­фа­эля (культ его сло­жил­ся под влия­ни­ем В. Г. Ва­кен­ро­де­ра и Ф. Шле­ге­ля). В порт­ре­тах О. пы­тал­ся со­еди­нить в рам­ках клас­си­ци­стич. эс­те­ти­ки сле­до­ва­ние идеа­лу и на­ту­ре; в трак­тов­ке внут­рен­не­го ми­ра порт­ре­ти­руе­мо­го ощу­ти­мы ро­ман­тич. чер­ты (порт­рет Ф. Пфор­ра, 1810, до­пи­сан в 1865, Но­вая нац. га­ле­рея, Бер­лин; «Ав­то­порт­рет с Биб­ли­ей», 1809, Му­зей Бен­ха­ус). Изо­бра­жён­ные не­ред­ко пред­ста­ют в ста­ро­не­мец­ких кос­тю­мах на фо­не ре­нес­санс­ной ар­ки или у го­тич. ок­на, сквозь ко­то­рые от­кры­ва­ет­ся вид на пей­заж с тон­ки­ми изящ­ны­ми де­рев­ца­ми и воз­душ­ной дым­кой (в ду­хе ум­брий­ской шко­лы Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния), ино­гда в ви­де еван­гель­ских пер­со­на­жей («Ав­то­порт­рет с же­ной и сы­ном», ок. 1820, Му­зей Бен­ха­ус). 

В 1816–17 О. вме­сте с др. на­за­рей­ца­ми рас­пи­сы­вал Па­лац­цо Дзук­ка­ри, ре­зи­ден­цию прус. кон­су­ла в Ри­ме Я. С. Бар­толь­ди (ны­не фре­ски – в Ста­рой нац. га­ле­рее, Бер­лин; кар­то­ны – в Ште­де­лев­ском ин-те ис­кусств, Франк­фурт-на-Май­не). Биб­лей­ские сце­ны из жиз­ни Ио­си­фа О. трак­ту­ет по­ве­ст­во­ва­тель­но, под­чёр­ки­вая дос­то­вер­ность ис­то­рич. ко­ло­ри­та. В 1818–28 при­нял уча­стие так­же в рос­пи­сях Ка­са-Мас­си­мо в Ри­ме; ис­пол­нен­ные им 5 фре­сок на сю­же­ты из «Ос­во­бо­ж­дён­но­го Ие­ру­са­ли­ма» Т. Тас­со вы­да­ют влия­ние ва­ти­кан­ских рос­пи­сей Б. Пинту­рик­кьо и П. Пе­руд­жи­но. Сре­ди позд­них ре­лиг. про­из­ве­де­ний – про­грамм­ное по­лот­но «Тор­же­ст­во Ре­ли­гии в ис­кус­ствах» (1840, Ште­де­лев­ский ин-т ис­кусств), ком­по­зи­ция ко­то­ро­го вос­хо­дит к ра­фа­элев­ским рос­пи­сям Станц в Ва­ти­ка­не (ко­ле­но­пре­кло­нён­ные Дю­рер и Ра­фа­эль при­но­сят в дар Ма­дон­не своё пол­ное вы­со­ких ду­хов­ных идеа­лов иск-во); ис­пол­нен­ный по за­ка­зу па­пы Пия IX пла­фон для Кви­ри­наль­ско­го двор­ца в Ри­ме на еван­гель­ские сю­же­ты (1857) и цикл «Семь та­инств» (1861; кар­то­ны – Ва­ти­кан­ские му­зеи; кар­ти­ны – Ста­рая нац. га­ле­рея, Бер­лин). О. ока­зал боль­шое воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие ев­роп. ре­лиг. жи­во­пи­си 19 в., в т. ч. на А. А. Ива­но­ва.

Лит.: Heise C. G. Overbeck und sein Kreis. Münch., 1928; Keith A. Nazareni. Mil., 1967; Die Nazarener in Rom: Ein deutscher Künst­lerbund der Romantik / Hrsg. K. Gallwitz. Münch., 1981; J. F. Overbeck. (Kat.). Lübeck, 1989; Heise B. J. F. Overbeck: das künstlerische Werk und seine literarischen und autobio­graphi­schen Quellen. Köln u. a., 1999.

Вернуться к началу