МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИ́Я ЕГИ́ПЕТСКАЯ [?–522(?)], христианская подвижница, святая. Древнейшие сведения о ней содержатся в Житии прп. Кириака Отходника (ум. 556), написанном Кириллом Скифопольским (ум. после 559), который рассказ о М. Е. записал со слов ученика прп. Кириака – Иоанна. Однажды Иоанн, шедший к наставнику, увидел в пустыне отшельника, скрывшегося от него в пещере. Это оказалась женщина по имени Мария, которая была певчей в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Из-за того, что многие соблазнялись её красотой, она удалилась в пустыню, взяв с собой кувшин воды и корзину мочёных бобов. Чудесным образом эта пища не убывала, и М. Е. питалась ею в течение 18 лет. На обратном пути Иоанн нашёл Марию умершей и похоронил её.
История М. Е. пересказана в «Духовном Луге» Иоанна Мосха, но без упоминания имени подвижницы; информатором также является авва Иоанн. Святая здесь названа не певчей, а монахиней, ушедшей в пустыню, т. к. некий юноша воспылал к ней страстью. В пустыне она питалась взятыми с собой мочёными бобами в течение 17 лет.
Патриарх Софроний Иерусалимский (его авторство оспаривается некоторыми исследователями) посвятил М. Е. житие, заимствовав ряд сюжетов из Жития прп. Павла Фивейского, написанного Иеронимом Блаженным. В этом житии М. Е. вместо девы названа блудницей из Александрии (в Египте), приехавшей в Иерусалим и не допущенной Божественной силой войти в Храм Гроба Господня. Раскаявшись, она дала обет перед иконой Божией Матери жить целомудренно и после этого смогла войти в церковь. М. Е. подвизалась в Иорданской пустыне 47 лет, 17 из которых питалась тремя хлебами, купленными в Иерусалиме. Старец, причастивший и похоронивший в пустыни святую, назван не Иоанном, а Зосимой. Будучи не в силах сам вырыть могилу, Зосима попросил об этом льва. Именно в обработке патриарха Софрония история М. Е. получила всемирную известность. Её житие было переведено на сир., арм., лат. и др. языки. Традиц. дата смерти М. Е. основывается на указании жития, что она скончалась 1 апр., в Великую пятницу (совпадали в 522). По мнению болландистов, М. Е. скончалась в 421.
М. Е. прославлена в лике преподобных. Память по календарю Рус. православной церкви – 1(14) апр. и в 5-ю Неделю Великого поста. В четверг 5-й седмицы Великого поста совершается утреня с чтением Великого канона Андрея Критского и Жития М. Е., получившая назв. «Стояние Марии Египетской». Память М. Е. по календарю Римско-католич. церкви – 1 апреля.
Иконография
В восточнохристианской традиции образ М. Е. приобрёл широкую популярность, особенно в регионах, в которых были распространены монашество и отшельничество (Каппадокия, Кипр). В монументальной живописи М. Е. изображалась измождённой отшельницей с седыми растрёпанными волосами, одетой в рубище. Сюжет «Причащение Марии Египетской преподобным Зосимой», ассоциировавшийся с Евхаристией, часто помещался в виме церкви. Наиболее ранние примеры сохранились в пещерных храмах Каппадокии: Токали-2 (ок. 950–960), «Большая Голубятня» в Чавушине (963–969), в ц. Панагия-Форбиотисса в Асину (1006). В др. местах храма эта тема присутствует в пещерном храме в Вардзии (1184–86); в церквах: Панагия ту-Аракос в Лагудере (1192), Самари в Мессении (кон. 12 в.), Панагия Амасгу в Монагри (1-я пол. 14 в.); в мон. Дечаны (1335–50). В минологии на месяцы февраль – август из Мессины (2-я пол. 11 в., б-ка Сан-Сальваторе, Мессина) миниатюра на этот сюжет является единственной нарративной иллюстрацией рукописи. В др.-рус. искусстве М. Е. изображалась в сценах Страшного суда, где святая возглавляет шествие праведных жён: фрески Дмитриевского собора во Владимире (кон. 12 в.), в ц. Успения на Волотовом поле (1360-е гг.), Рождественском соборе Ферапонтова мон. (1502) и др. Образ М. Е. часто встречается на иконах сер. – 2-й пол. 17 в., где святая, в честь которой была названа первая супруга царя Алексея Михайловича – Мария Ильинична Милославская, изображалась с небесным покровителем царя – Алексием, человеком Божиим: иконы «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» Я. Т. Рудакова (Якова Казанца, 1648, Успенский собор Московского Кремля); «Преподобные Мария Египетская, преподобный Алексий, человек Божий, святитель Алексий, митрополит Московский, и великомученик Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной» (2-я пол. 17 в., С.-Петерб. гос. историко-архивный худож. музей-заповедник).
В Зап. Европе, где М. Е. считалась покровительницей кающихся грешников, её изображали как отшельницу, чью наготу скрывают длинные волосы («Алтарь Адриана Рейна» Х. Мемлинга, 1480, Музей Х. Мемлинга, Брюгге), находящуюся в пустыне (живописное панно Я. Тинторетто, 1682–87, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко); иногда её образ помещают в пару к образу Иеронима Блаженного. В живописи встречаются сцены последнего причастия святой (картина С. Риччи, ок. 1695, Нац. галерея искусств, Вашингтон) и её погребения св. Зосимою, которому помогает лев, роющий лапами могилу. М. Е. посвящён диптих Э. Нольде, состоящий из сцен «Мария Египетская среди грешников» и «Смерть Марии Египетской» (ок. 1910, Кунстхалле, Гамбург).