Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОМА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 620-621

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

РОМА́Н (франц. roman, от позд­не­ла­тин­ско­го romanice, букв. – по-ро­ман­ски, т. е. на на­род­ной ла­ты­ни), эпи­чес­кий жанр боль­шо­го объ­ё­ма, по­ве­ст­вую­щий о судь­бах пер­со­на­жей как от­дель­ных лич­но­стей в их ста­нов­ле­нии и от­но­ше­нии к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

В эпо­ху ан­тич­но­сти раз­ви­ва­ет­ся жанр, име­нуе­мый «ан­тич­ным ро­ма­ном», к ко­то­ро­му от­но­сят про­за­ич. со­чи­не­ния лю­бов­но-аван­тюр­но­го или са­ти­рич. ха­рак­те­ра – др.-гре­чес­кие («Эфио­пи­ка» Ге­лио­до­ра, «По­весть о люб­ви Хе­рея и Кал­ли­рои» Ха­ри­то­на, «Эфес­ские рас­ска­зы» Ксе­но­фон­та Эфес­ско­го, «Ис­то­рия Апол­ло­ния, ца­ря Тир­ско­го», «Даф­нис и Хлоя» Лон­га, «Лев­кип­па и Кли­то­фонт» Ахил­ла Та­тия) и рим­ские («Са­ти­ри­кон» Пе­тро­ния, «Ме­та­мор­фо­зы, или Зо­ло­той осёл» Апу­лея). Имея не­ко­то­рые сход­ные с Р. чер­ты, эти про­из­ве­де­ния, од­на­ко, ли­ше­ны су­ще­ст­вен­ных свойств фор­мы и со­дер­жа­ния жан­ра, по­лу­чив­ше­го раз­ви­тие в Но­вое вре­мя, и по­это­му мо­гут име­но­вать­ся «ро­ма­ном» лишь ус­лов­но.

Тер­мин «Р.» воз­ник в сер. 12 в. в стра­нах ср.-век. За­па­да, ко­гда поя­вил­ся ры­цар­ский ро­ман, про­ти­во­пос­тав­ляв­ший­ся как по­ве­ст­во­ва­ние с вы­мыш­лен­ны­ми сю­же­том и пер­со­на­жа­ми ла­ти­ноя­зыч­ным ис­то­рио­гра­фич. про­из­ве­де­ни­ям, с од­ной сто­ро­ны, и ге­рои­че­ским, или эпи­чес­ким, по­эмам на нар. язы­ках («Песнь о Ро­лан­де», «Песнь о Ни­бе­лун­гах» и др.), ге­рои ко­то­рых во­пло­ща­ли в се­бе си­лу и мо­гуще­ст­во все­го го­су­дар­ст­ва, – с дру­гой. Р. на­зы­ва­ли так­же аван­тюр­но-са­ти­рич. по­ве­ст­во­ва­ния с эле­мен­та­ми па­ро­дии на ры­цар­ский ро­ман («Ро­ман о Ли́се») и ал­ле­го­рич. лю­бов­ные по­ве­ст­во­ва­ния («Ро­ман о Ро­зе»). Са­мые ран­ние из ср.-век. Р. бы­ли сти­хо­твор­ны­ми, но уже в 13 в. по­яв­ля­ют­ся и про­заи­че­ские («Tri­stan en prose», 1230–35).

У ис­то­ков но­во­ев­ро­пей­ско­го ро­ма­на – «Хит­ро­ум­ный идаль­го Дон Ки­хот Ла­манч­ский» М. де Сер­ван­те­са, соз­дан­ный в ре­зуль­та­те па­ро­дий­но­го от­тал­ки­ва­ния от ры­цар­ско­го Р. как об­вет­шав­ше­го и ус­та­рев­ше­го. На ос­но­ве бы­то­вой сказ­ки и но­вел­лы фор­ми­ру­ет­ся плу­тов­ской Р.: «Жиз­не­опи­са­ние Гус­ма­на де Аль­фа­ра­че» М. Але­ман-и-де-Эне­ра, «Жизнь ве­ли­ко­го ску­пер­дяя» Ф. де Ке­ве­до-и-Виль­е­га­са, «Хро­мой бес» Л.Ве­ле­са де Ге­ва­ры, «Сим­пли­цис­си­мус» Х. фон Грим­мельс­хау­зе­на, «По­хо­ж­де­ния Жиль Бла­са из Сан­тиль­я­ны» А. Р. Ле­са­жа. В Рос­сии к этой тра­ди­ции в 18 в. при­над­ле­жит «При­го­жая по­ва­ри­ха» М. Д. Чул­ко­ва, а позд­нее – «Рос­сий­ский Жил­блаз» В. Т. На­реж­но­го и «Иван Вы­жи­гин» Ф. В. Бул­га­ри­на. Тра­ди­ции плу­тов­ско­го ро­ман­но­го жан­ра на­шли раз­ви­тие в при­клю­ченч. и са­ти­рич. Р.: «При­знания аван­тю­ри­ста Фе­лик­са Кру­ля» Т. Ман­на, «По­хо­ж­де­ния бра­во­го сол­да­та Швей­ка» Я. Га­ше­ка, ро­ма­нах Иль­фа и Пет­ро­ва. Не­ко­то­рые чер­ты плу­тов­ско­го Р. при­су­щи «Мёрт­вым ду­шам» Н. В. Го­го­ля и ро­ма­нам Ф. М. Дос­то­ев­ско­го.

Боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния Р. име­ла пси­хо­ло­гич. и ме­му­ар­ная про­за 16–17 вв. Имен­но ме­му­ар­ные за­пис­ки лег­ли в ос­но­ву ро­ма­на «Ро­бин­зон Кру­зо» Д. Де­фо, зна­ме­но­вав­ше­го раз­рыв с тра­ди­ция­ми плу­тов­ско­го Р. На про­тя­же­нии 18 в. фор­ми­ру­ют­ся со­ци­аль­но-бы­то­вой Р. («Том Джонс, най­дё­ныш» Г. Фил­дин­га, «При­клю­че­ния Род­ри­ка Рэн­до­ма» Т. Смол­лет­та), а так­же пси­хо­ло­ги­че­ский Р. («Ма­нон Лес­ко» А. Пре­во, «Па­ме­ла», «Кла­рис­са» С. Ри­чард­со­на, «Юлия, или Но­вая Элои­за» Ж. Ж. Рус­со, «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­шест­вие по Фран­ции и Ита­лии» Л. Стерна­, «Стра­да­ния юно­го Вер­те­ра» И. В. Гё­те), ко­то­рый по­лу­ча­ет раз­ви­тие в ро­ман­тич. и по­стро­ман­тич. эпо­хи («Адольф» Б. Кон­ста­на, «Ис­по­ведь сы­на ве­ка» А. де Мюс­се, «Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни» М. Ю. Лер­мон­то­ва, и др.). В 18 в. по­яв­ля­ет­ся так­же «ро­ман вос­пи­та­ния», в цен­тре ко­то­ро­го – ду­шев­ное, нрав­ст­вен­ное и со­ци­аль­ное взрос­ле­ние лич­но­сти. Его пер­вые об­раз­цы – «Ага­тон» К. М. Ви­лан­да и «Мо­ло­дые го­ды Виль­гель­ма Мей­сте­ра» Гё­те; тра­ди­ции про­сле­жи­ва­ют­ся в твор­че­ст­ве Ч. Дик­кен­са («Дэ­вид Коп­пер­фильд»), Г. Фло­бе­ра («Вос­пи­та­ние чувств»), И. А. Гон­ча­ро­ва («Обык­но­вен­ная ис­то­рия»), Ф. М. Дос­то­ев­ско­го («Под­рос­ток»). С «ро­ма­ном вос­пи­та­ния» пре­ем­ст­вен­но свя­за­ны «при­клю­чен­че­ский ро­ман вос­пи­та­ния» («Ост­ров со­кро­вищ» Р. Л. Сти­вен­со­на, «При­клю­че­ния Гекль­бер­ри Фин­на» М. Тве­на, «Два ка­пи­та­на» В. А. Ка­ве­ри­на, и др.), а так­же «ху­дож­ни­че­ский ро­ман» («Порт­рет ху­дож­ни­ка в юно­сти» Дж. Джой­са, «Жизнь Ар­сень­е­ва» И. А. Бу­ни­на, и др.). В 1830-е гг. во франц. лит-ре от «ро­мана вос­пи­та­ния» от­ветв­ля­ет­ся «ро­ман карь­е­ры», опи­сы­ваю­щий эво­лю­цию мо­ло­до­го ге­роя, жа­ж­ду­ще­го сла­вы или бо­гат­ст­ва («Крас­ное и чёр­ное» Стен­да­ля, ро­ма­ны из цик­ла «Че­ло­ве­че­ская ко­ме­дия» О. де Баль­за­ка). В эпо­ху ро­ман­тиз­ма скла­ды­ва­ет­ся ис­то­рич. Р. (про­из­ве­де­ния В. Скот­та, Ф. Ку­пе­ра, М. Н. За­гос­ки­на, «Со­бор Па­риж­ской Бо­го­мате­ри» В. Гю­го, «Ка­пи­тан­ская доч­ка» А. С. Пуш­ки­на). Прак­ти­че­ски обя­за­тель­ны­ми при­зна­ка­ми жан­ра Р. в 19 в. ста­но­вят­ся лю­бов­ный сю­жет и со­ци­аль­ный кон­фликт (напр., в со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ро­ма­нах И. С. Тур­ге­не­ва и в со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. и фи­лос. ро­ма­нах До­с­то­ев­ско­го). Со­вер­ша­ет­ся раз­ме­же­ва­ние «вы­со­ко­го» и мас­со­во­го Р., на­ме­тив­ше­еся ещё в 18 в., ког­да от­но­ше­ние к Р. бы­ло весь­ма на­сто­ро­жен­ным, их не счи­та­ли, как пра­ви­ло, серь­ёз­ной лит-рой; та­кое раз­ме­же­ва­ние за­кре­пи­лось в 20 в.

Вни­ма­ние к ча­ст­ной жиз­ни пер­со­на­жей в со­че­та­нии с ус­та­нов­кой на мас­штаб­ное изо­бра­же­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, вос­соз­да­ние ин­ди­ви­ду­аль­ной судь­бы в ис­то­рич. кон­тек­сте эпо­хи ха­рак­тер­но для Р.-эпо­пеи, син­те­зи­рую­ще­го свой­ст­ва Р. и ге­ро­ич. эпо­са. Пер­вым об­раз­цом это­го жан­ра при­ня­то счи­тать «Вой­ну и мир» Л. Н. Тол­сто­го.

Твор­че­ст­во Тол­сто­го и Дос­то­ев­ско­го ока­за­ло глу­бо­кое воз­дей­ст­вие на круп­ней­ших ро­ма­ни­стов 20 в. – Т. Ман­на, Р. Рол­ла­на, У. Фолк­не­ра, А. Фран­са, Э. Хе­мин­гу­эя. В 20 в. на­ме­ча­ет­ся тен­ден­ция к раз­мы­ва­нию при­зна­ков жан­ра: на­ря­ду с тра­диц. Р., по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых сю­жет и изо­бра­же­ние внеш­них об­стоя­тельств под­чи­не­ны по­то­ку сво­бод­ных ас­со­циа­ций ге­роя-по­ве­ст­во­ва­те­ля (цикл «В по­ис­ках ут­ра­чен­но­го вре­ме­ни» М. Пру­ста) или ста­но­вят­ся пред­ме­том сим­во­ли­ко-ми­фо­ло­гич. ин­тер­пре­та­ции и слож­ной смы­сло­вой иг­ры («Улисс» Дж. Джой­са, «Пе­тер­бург» А. Бе­ло­го, от­час­ти ро­ма­ны В. В. На­бо­ко­ва), а пер­со­наж мо­жет те­рять ин­ди­ви­ду­аль­ность, пре­вра­ща­ясь в по­лу­ано­ним­но­го че­ло­ве­ка во­об­ще (ро­ма­ны Ф. Каф­ки). Сме­лым ху­дож. экс­пе­ри­мен­том от­ме­че­ны Р. в рус­ле ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма (М. А. Ас­ту­ри­ас, Г. Гар­сия Мар­кес и др.). Ра­ди­каль­ное но­ва­тор­ст­во, ощу­ти­мое, од­на­ко, лишь на фо­не клас­сич. тра­ди­ции, при­су­ще франц. «но­во­му ро­ма­ну», от­ка­зав­ше­му­ся от сю­же­та в соб­ств. смыс­ле сло­ва, от про­стран­ст­вен­но-вре­менно́й рам­ки опи­сы­вае­мых со­бы­тий и пре­вра­тив­ше­му ге­роя в не­кую ус­лов­ную точ­ку по­ве­ст­во­ва­ния, где скре­щи­ва­ют­ся разл. по­ве­ст­во­ват. ра­кур­сы и стра­те­гии (М. Бю­тор, Н. Сар­рот, А. Роб-Грийе, К. Си­мон). Экс­пе­ри­мен­та­ми с жан­ром от­ме­че­на эпо­ха постмо­дер­низ­ма, по­ло­жив­шая ко­нец раз­ме­же­ва­нию «вы­со­ко­го» и мас­со­во­го ро­ма­на.

Р.– чрез­вы­чай­но мно­го­об­раз­ный жанр. По те­ма­тич. при­зна­кам вы­де­ля­ют­ся: ав­то­био­гра­фич., ис­то­рич., де­тек­тив­ный, во­ен., со­ци­аль­но-бы­то­вой, се­мей­ный, по­ли­тич., фи­лос., фан­та­стич., пас­то­раль­ный, эро­ти­че­ский и др.; по ком­по­зи­ци­он­но-струк­тур­ным – эпи­сто­ляр­ный, «ро­ман в сти­хах», Р.-эпо­пея, «ро­ман-ре­ка» (цикл Р., свя­зан­ных общ­но­стью ге­роя или сю­же­та, напр. «Че­ло­ве­че­ская ко­ме­дия» О. де Баль­за­ка) и др.; в за­ви­си­мо­сти от на­прав­ле­ния, в рус­ле ко­то­ро­го он соз­дан, – про­све­ти­тель­ский, сен­ти­мен­таль­ный, на­ту­ра­ли­стич., реа­ли­сти­че­ский и др.

Лит.: Lukacs G. Die Theorie des Romans: Ein geschichts-philosofischer Versuch über die For­men der grossen Epik. B., 1920; Koskimies R. Theorie des Romans. Hels., 1935; Дэкс П. Семь ве­ков ро­ма­на. М., 1962; Forster E. M. Aspects of the novel. L., 1962; Ко­жи­нов В. В. Про­ис­хо­ж­де­ние ро­ма­на. М., 1963; Horst K. A. Das Spektrum des modernen Romans. 2. Aufl. Münch., 1964; Stevick Ph. The theory of the novel. N. Y., 1967; Albèrès R.-M. Histoire du roman moderne. P., 1967; Реи­зов Б. Г. Фран­цуз­ский ро­ман XIX ве­ка. М., 1969; Hille­brand B. Theorie des Romans. Münch., 1972. Bd 1–2; Ме­ле­тин­ский Е. М. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­скую по­эти­ку эпо­са и ро­ма­на. М., 1986; Gibson A. Reading narrative discourse: Studies in the novel from Cervantes to Bec­kett. Basing­stoke; L., 1990; Layoun M. N. Tra­vels of a genre: The modern novel and ideology. Princeton, 1990; Ко­си­ков Г. К. К тео­рии ро­ма­на: Ро­ман сред­не­ве­ко­вый и ро­ман Но­во­го вре­ме­ни // Про­бле­мы жан­ра в ли­те­ра­ту­ре сред­не­ве­ко­вья: Ли­те­ра­ту­ра Сред­них ве­ков, Ре­нес­сан­са и Ба­рок­ко. М., 1994. Вып. 1; Бах­тин М. М. Собр. соч. М., 2012. Т. 3; Гриф­цов Б. А. Тео­рия ро­ма­на / Вступ. ст., ком­мент. Т. В. Со­ко­ло­вой. М., 2012; Ми­хай­лов А. Д. Фран­цуз­ский ры­цар­ский ро­ман и во­про­сы ти­по­ло­гии жан­ра в сред­не­ве­ко­вой ли­те­ра­ту­ре. 3-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу