РОМА́Н
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОМА́Н (франц. roman, от позднелатинского romanice, букв. – по-романски, т. е. на народной латыни), эпический жанр большого объёма, повествующий о судьбах персонажей как отдельных личностей в их становлении и отношении к окружающему миру.
В эпоху античности развивается жанр, именуемый «античным романом», к которому относят прозаич. сочинения любовно-авантюрного или сатирич. характера – др.-греческие («Эфиопика» Гелиодора, «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона, «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского, «История Аполлония, царя Тирского», «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия) и римские («Сатирикон» Петрония, «Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея). Имея некоторые сходные с Р. черты, эти произведения, однако, лишены существенных свойств формы и содержания жанра, получившего развитие в Новое время, и поэтому могут именоваться «романом» лишь условно.
Термин «Р.» возник в сер. 12 в. в странах ср.-век. Запада, когда появился рыцарский роман, противопоставлявшийся как повествование с вымышленными сюжетом и персонажами латиноязычным историографич. произведениям, с одной стороны, и героическим, или эпическим, поэмам на нар. языках («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и др.), герои которых воплощали в себе силу и могущество всего государства, – с другой. Р. называли также авантюрно-сатирич. повествования с элементами пародии на рыцарский роман («Роман о Ли́се») и аллегорич. любовные повествования («Роман о Розе»). Самые ранние из ср.-век. Р. были стихотворными, но уже в 13 в. появляются и прозаические («Tristan en prose», 1230–35).
У истоков новоевропейского романа – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. де Сервантеса, созданный в результате пародийного отталкивания от рыцарского Р. как обветшавшего и устаревшего. На основе бытовой сказки и новеллы формируется плутовской Р.: «Жизнеописание Гусмана де Альфараче» М. Алеман-и-де-Энера, «Жизнь великого скупердяя» Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, «Хромой бес» Л.Велеса де Гевары, «Симплициссимус» Х. фон Гриммельсхаузена, «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» А. Р. Лесажа. В России к этой традиции в 18 в. принадлежит «Пригожая повариха» М. Д. Чулкова, а позднее – «Российский Жилблаз» В. Т. Нарежного и «Иван Выжигин» Ф. В. Булгарина. Традиции плутовского романного жанра нашли развитие в приключенч. и сатирич. Р.: «Признания авантюриста Феликса Круля» Т. Манна, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека, романах Ильфа и Петрова. Некоторые черты плутовского Р. присущи «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя и романам Ф. М. Достоевского.
Большое значение для становления Р. имела психологич. и мемуарная проза 16–17 вв. Именно мемуарные записки легли в основу романа «Робинзон Крузо» Д. Дефо, знаменовавшего разрыв с традициями плутовского Р. На протяжении 18 в. формируются социально-бытовой Р. («Том Джонс, найдёныш» Г. Филдинга, «Приключения Родрика Рэндома» Т. Смоллетта), а также психологический Р. («Манон Леско» А. Прево, «Памела», «Кларисса» С. Ричардсона, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, «Страдания юного Вертера» И. В. Гёте), который получает развитие в романтич. и постромантич. эпохи («Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. де Мюссе, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, и др.). В 18 в. появляется также «роман воспитания», в центре которого – душевное, нравственное и социальное взросление личности. Его первые образцы – «Агатон» К. М. Виланда и «Молодые годы Вильгельма Мейстера» Гёте; традиции прослеживаются в творчестве Ч. Диккенса («Дэвид Копперфильд»), Г. Флобера («Воспитание чувств»), И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), Ф. М. Достоевского («Подросток»). С «романом воспитания» преемственно связаны «приключенческий роман воспитания» («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Два капитана» В. А. Каверина, и др.), а также «художнический роман» («Портрет художника в юности» Дж. Джойса, «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, и др.). В 1830-е гг. во франц. лит-ре от «романа воспитания» ответвляется «роман карьеры», описывающий эволюцию молодого героя, жаждущего славы или богатства («Красное и чёрное» Стендаля, романы из цикла «Человеческая комедия» О. де Бальзака). В эпоху романтизма складывается историч. Р. (произведения В. Скотта, Ф. Купера, М. Н. Загоскина, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Капитанская дочка» А. С. Пушкина). Практически обязательными признаками жанра Р. в 19 в. становятся любовный сюжет и социальный конфликт (напр., в социально-психологич. романах И. С. Тургенева и в социально-психологич. и филос. романах Достоевского). Совершается размежевание «высокого» и массового Р., наметившееся ещё в 18 в., когда отношение к Р. было весьма настороженным, их не считали, как правило, серьёзной лит-рой; такое размежевание закрепилось в 20 в.
Внимание к частной жизни персонажей в сочетании с установкой на масштабное изображение окружающего мира, воссоздание индивидуальной судьбы в историч. контексте эпохи характерно для Р.-эпопеи, синтезирующего свойства Р. и героич. эпоса. Первым образцом этого жанра принято считать «Войну и мир» Л. Н. Толстого.
Творчество Толстого и Достоевского оказало глубокое воздействие на крупнейших романистов 20 в. – Т. Манна, Р. Роллана, У. Фолкнера, А. Франса, Э. Хемингуэя. В 20 в. намечается тенденция к размыванию признаков жанра: наряду с традиц. Р., появляются произведения, в которых сюжет и изображение внешних обстоятельств подчинены потоку свободных ассоциаций героя-повествователя (цикл «В поисках утраченного времени» М. Пруста) или становятся предметом символико-мифологич. интерпретации и сложной смысловой игры («Улисс» Дж. Джойса, «Петербург» А. Белого, отчасти романы В. В. Набокова), а персонаж может терять индивидуальность, превращаясь в полуанонимного человека вообще (романы Ф. Кафки). Смелым худож. экспериментом отмечены Р. в русле магического реализма (М. А. Астуриас, Г. Гарсия Маркес и др.). Радикальное новаторство, ощутимое, однако, лишь на фоне классич. традиции, присуще франц. «новому роману», отказавшемуся от сюжета в собств. смысле слова, от пространственно-временно́й рамки описываемых событий и превратившему героя в некую условную точку повествования, где скрещиваются разл. повествоват. ракурсы и стратегии (М. Бютор, Н. Саррот, А. Роб-Грийе, К. Симон). Экспериментами с жанром отмечена эпоха постмодернизма, положившая конец размежеванию «высокого» и массового романа.
Р.– чрезвычайно многообразный жанр. По тематич. признакам выделяются: автобиографич., историч., детективный, воен., социально-бытовой, семейный, политич., филос., фантастич., пасторальный, эротический и др.; по композиционно-структурным – эпистолярный, «роман в стихах», Р.-эпопея, «роман-река» (цикл Р., связанных общностью героя или сюжета, напр. «Человеческая комедия» О. де Бальзака) и др.; в зависимости от направления, в русле которого он создан, – просветительский, сентиментальный, натуралистич., реалистический и др.