КАВЕ́РИН ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВЕ́РИН [наст. фам. (до 1930) Зильбер] Вениамин Александрович [6(19).4.1902, Псков – 2.5.1989, Москва], рус. прозаик. Родился в семье воен. музыканта. Брат Л. А. Зильбера. С 1920 в Петрограде. В 1923 окончил Ин-т вост. языков, в 1924 – Ленингр. гос. ун-т (в 1929 – аспирантуру; в том же году опубликовал свою дис. «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора»). Участник лит. группы «Серапионовы братья» (1921–26). Влияние Э. Т. А. Гофмана ощутимо в первом опубликованном произведении К. – фантастич. новелле «Хроника города Лейпцига за 18... год» (1922), а также в первом сб-ке новелл «Мастер и подмастерья» (1923), который отмечен обилием разноликих персонажей, переживающих гротескные превращения, парадоксальной игрой с фабулой (время действия прихотливо варьируется, сменяют друг друга страны и эпохи). В повести «Конец хазы» (1924) К. переходит к новой творч. манере, обращаясь к психологич. мотивировке характеров. До конца 1920-х гг. совмещал лит. работу с научной. В его первом романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928) в игровом ключе воссозданы характеры филологов и писателей 1920-х гг.; прототипом гл. героя явился В. Б. Шкловский. В повести «Черновик человека» (1929) К. разворачивает биологич. идею «конституционной вражды» между индивидуумами; в романе «Художник неизвестен» (1931) раскрывает драму не понятого современниками художника-авангардиста. В романе «Исполнение желаний» (1936) на первый план выходят темы таланта и славы. Самое известное произведение К. – роман «Два капитана» (1936–44; Гос. пр. СССР, 1946; экранизации 1956, 1976), отличается динамичностью сюжета, максималистски чётким противопоставлением характеров, неподдельным романтич. пафосом, имеющим мало общего с сов. оптимистич. риторикой. Сочетание традиц. мотивов лит. классики с совр. материалом обеспечило успех романа, вошедшего в золотой фонд лит-ры для детей и юношества.
Во время Вел. Отеч. войны К. был корреспондентом ТАСС и «Известий» на Сев. флоте, выпустил неск. сб-ков рассказов, основанных на реальных событиях. Воен. опыт позднее был переосмыслен К. в романе «Наука расставания» (1982). В 1950–60-е гг. центр. тема творчества К. – соотношение науки и нравственности: романы «Открытая книга» (1946–54; окончательная ред. 1980) и «Двойной портрет» (1963–64) о драматич. судьбе биологии во времена «лысенковщины». К моральным проблемам науки К. позднее вернулся в романе «Двухчасовая прогулка» (1977). В 1956 К. участвовал в организации и составлении альм. «Литературная Москва», бросившего вызов идеологич. официозу. В 1970–80-х гг. обращался преим. к истории культуры: автобиографич. трилогия «Освещённые окна» (1970–76), цикл воспоминаний и портретов «В старом доме» (1971), роман о рус. художнице-эмигрантке «Перед зеркалом» (1972), сб-ки мемуарных и архивных материалов «Вечерний день» (1977–78) и «Письменный стол» (1985), мемуарная кн. «Эпилог» (опубл. в 1989), многочисл. статьи. Мемуарная проза К. отличается откровенностью, точностью характеристик и оценок. В конце жизни К. создал также сказочные повести для детей «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча неизвестном году» (1979), «Верлиока» (1981), повесть «Силуэт на стекле» (1987) о трагич. судьбе молодого литератора, роман о воен. годах «Над потаённой строкой» (1988), рассказы.